ПРОЕКТ «Современный урок по обществознанию» обществознание 7 класс "Экономика семьи".
проект по обществознанию

структура современного урока по обществознанию на примере урока обществознания 7 класс "Экономика семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

 БОУ «Новоягодинская средняя школа»

ПРОЕКТ

«Современный урок по обществознанию»

Исполнитель:

Никифорова Валентина Александровна





с. Новоягодное- 2019

 

Разработка урока по обществознанию

 

Класс 7, дата 16.02.2019г., предмет:  обществознание

Тема урока: Экономика семьи.

Тип урока:  усвоения  нового знания

        Вид урока:  комбинированный

        Цели:

  • подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;
  • познакомить с новыми понятиями обязательные и произвольные расходы, бюджет, дефицит, профицит бюджета, расход, баланс;
  • продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Оборудование: учебник, презентация, проектор, тесты для проверки        домашнего задания, оформленная доска.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

 Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

Подготовка обучающихся к работе.

 

II. Проверка домашнего задания

  Тестирование по теме «Деньги и их функции».

 Выполнение теста по теме «Деньги и их функции». Взаимопроверка (слайд)

III.Мотивационно-целевой этап

 Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Ваши родители зарабатывают  деньги, чтобы  удовлетворять потребности свои и ваши. Чем в скором времени предстоит заниматься  и вам.  Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Тема урока: «Экономика семьи». Ребята, предположите о чем мы будем говорить, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Записывают тему урока. Высказывают свои предположения, определяя цели урока.

Записывают план урока:

1.Ресурсы семьи.

2.Что такое семейный бюджет.

3.На что семьи тратят деньги.

4.Без нужды живет, кто деньги бережет.

IV.Введение в новый материал

Организует диалог с учащимися  

-  Ребята, каждый из вас, наверное, слышал отказ родителей на просьбу приобрести ту или иную понравившуюся вам вещь по причине отсутствия денег. Но ведь у вашего друга эта вещь имеется. Почему ваши родители вам отказали. Закрадывается мысль, что вас ваши родители любят меньше, чем родители вашего друга. В чём причина? Стоит ли обижаться? А может лучше разобраться и найти ответ на вопросы:

по вопросам:

- Что такое семейное хозяйство?

- Что такое бюджет?

- А может ли семья обойтись без своего бюджета?

- Как составить бюджет?

- Как сэкономить?

Изучая курс обществознания, вы узнали, что без человека экономика невозможна – она появилась вместе с человеком, для удовлетворения его потребностей. Но и экономика семьи тоже влияет на экономику государства. В конце урока мы с вами должны будем ответить на проблемный вопрос: «Как влияет семейная экономика на экономику государства?».

Обратите внимание, на доске написаны термины, которые сегодня  мы должны с вами рассмотреть и хорошо уяснить: ресурсы, бюджет, дефицит, доход, профицит, расход, баланс.

 Участие в диалоге. Осмысление.

Ответы на вопросы.

 Запись в тетрадь проблемного вопроса: «Как влияет семейная экономика на экономику государства?».

V. Изучение нового материала:

1.Ресурсы семьи.

2.Что такое семейный бюджет.

3.На что семьи тратят деньги.

4.Без нужды живет, кто деньги бережет.

1. Ресурсы семьи

1. Вспомните, что такое ресурсы?

2. Прочитайте текст §18 на стр. 190, 192

3. Заполните схему «Ресурсы семьи»

 Семья располагает рядом ресурсов: материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми. Они и составляют основные источники доходов семьи.

 4.Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

Доходы бывают фиксированные и переменные.

Ресурс семьи с фиксированным доходом составляют:

  1. Заработная плата
  2. Социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии)
  3. Доходы от владения собственностью.
  4. Доходы от сбережений, помещенных в банки и ценные бумаги.

Задание: проработайте  материал учебника, заполните таблицу «Виды доходов семьи».

Проблемное задание: Работая в группах, определите, как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи.

 

 

2.Что такое семейный бюджет?  объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации

 Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени.

 Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.

Доходы < Расходы – дефицит бюджета

Объясните, когда может произойти такая ситуация.

2. Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.

Доходы = Расходы – баланс

3.Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.

Доходы > Расходы – профицит бюджета

3. Попытайтесь представить, что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете.

Учитель делает вывод: Семейный бюджет- это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.

3.На что семьи тратят деньги.

 Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Задание: изучив материал учебника п.3, заполните таблицу «Расходы семьи»

 Решение задачи:

Чему равны доход и расход семьи, каким является семейный бюджет, если:

Зарплата мамы и папы – 25 000 р.;

Пенсия бабушки – 8 000 р.;

Истратили на продукты – 11 000 р.;

Заплатили за квартиру, телефон, свет – 6 000 р.;

Заплатили за ремонт холодильника – 700 р.;

Купили подарок сыну – 2 000 р.

Вопрос: куда можно потратить эти деньги?

4.Без нужды живет, кто деньги бережет.

Вопрос: Согласны ли вы с утверждением: «Уровень жизни зависит не столько от того, сколько получено, сколько от того, как расходуются средства»? Своё мнение аргументируйте.

1. Ресурсы семьи

- ответ на вопросы

- анализ текста

 

- заполнение схемы

-анализ текста (см. Приложение 2)

- делают записи в тетради.

- работа с понятием, запись в тетрадь.

- работа с материалом учебника  на с.113,115  , заполнение таблицы «Виды доходов семьи»

Обсуждение ответов. Примерный ответ:

Переменные доходы зависят от количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи и т.п.

Как связаны между собой ресурсы, потребности и трудовая деятельность семьи?

Большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев.

- работа с определениями, запись в тетрадь;

- обучающиеся записывают схему и понятия в тетрадь

- ответ на проблемный вопрос, обсуждение

- работа с определением, запись в тетрадь.

- работа с материалом учебника;

- заполнение таблицы;

- решение задачи

 Решение:

Доход – 33 000 р., расход – 16 700 р.. Семейный бюджет профицитный.

На произвольные затраты или на сбережения.

- отвечают  на вопрос, приводят аргументы.

VI. Закрепление изученного материала

Задание: ответить на проблемный вопрос в трех предложениях (письменная работа в парах) с последующей проверкой и выводом.

«Как влияет экономика семьи на экономику государства?»

 

- отвечают на проблемный вопрос «Как влияет экономика семьи на экономику государства?»

Примерный ответ: экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства и от того, как государство будет решать основные экономические задачи, зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности.

ⅥI.Подведение итогов урока Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам:

1. Что такое ресурсы семьи?

2. Из чего складываются доходы семьи?

3. Какие расходы могут быть у семьи?

4. Зачем семье нужен бюджет?

 - организует работу по анализу деятельности по достижению цели.

- оцениванивает работы обучающихся с комментариями;

-определяет   эмоциональное состояние обучающихся на уроке.

- отвечают  на вопрос,  

- анализируют деятельность по достижению цели.

 - по очереди проговаривают, что самое интересное  было на уроке.

ⅥⅠI.Домашнее задание

 Комментарии к домашнему заданию: случается, что семьи попадают в сложные ситуации,

когда денежных средств на необходимые нужды

просто не хватает. Посовещайтесь с родителями и  дайте советы, как можно сэкономить  денежные

 средства, когда денег  в  наличии  немного.

Записывают домашнее задание:

- Параграф 18, записи в тетради,

- «Жил на свете человек» - стр. 195,

- Как сэкономить?

                                                      Литература:

1.«Обществознание» 7 кл. учебное пособие под  ред. Л.Н. Боголюбова.   Издательство: Москва «Просвещение», 2017 г.;

2.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс.-М.:ВАКО, 2018.;

3. ресурсы Интернет.

Приложение №1

А1. Что такое эквивалент?

  1. внешне похожие предметы              3) все произведенное человеком
  2. товар-посредник                                4) дорогостоящий товар

А2.Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег?

  1. способность денег обмениваться на любой другой товар
  2. способность денег стать богатством
  3. способность денег быть мерой стоимости любого товара
  4. способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент

А3. Верны ли суждения о функциях денег:

А) деньги могут определить стоимость любого товара;

Б) деньгами можно оплатить товар или услугу.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) валютой называют товар, произведенный за пределами страны;

Б) в нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

В1. В каких из перечисленных ниже примеров деньги выступают в качестве меры стоимости?

  1. Цена товара, выставленная в магазине
  2. Получение денежного перевода
  3. Выплата заработной платы
  4. Определение суммы, необходимой для совершения покупок
  5. Сумма, взятая в поездку за границу
  6. Стоимость товара на рынке

Ответ: 1,4,6

Вариант – 2

А1. Одной из самых важных функций денег является:

  1. Быть символом государства             3) содержать драгоценные металлы
  2. Быть мерой стоимости                      4) быть ювелирным украшением

А2. К безналичным деньгам относятся:

  1. Чеки                                       3) монеты
  2. Купюры                                4) банкноты

А3.Верно ли, что:

А) роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха;

Б) первые монеты в истории появились в Лидии.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем;

Б) все больше граждан нашей страны пользуются пластиковыми картами.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между приведенными понятиями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Деньги

А) денежная единица страны, используемая в данном государстве

  1. Валюта

Б) денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью

  1. Купюра

В) особый товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров

Ответ:

1

2

3

В

А

Б

Приложение 2.Ресурсы семьи

- Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Петровых принадлежит одноквартирный дом в деревне, большой приусадебный участок, сарай и корова. Родители  работают, сын и  дочь еще учатся в школе, дочь летом занимается выращиванием овощей для нужд семьи на, сын ухаживает за домашними животными, бабушка торгует на рынке излишками овощей и молочными продуктами. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за часть участка земли,  которую он сдает в аренду соседу под выращивание картофеля.

Текст печатается Times New Roman, шрифт – 14 пт., интервал - 1,5. Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см.

Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока- тренинга по обществознанию в 6 классе: "Психологический климат в семье"

Познакомить участников тренинга с основами нравственно –            правовых норм семейных отношений....

Урок обществознания по теме "Семья и брак"

Урок с презентационным сопровождением. Цель урока: определить социальные и правовые аспекты семьи и брака Задачи: - разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи); - выяснить условия ...

Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"

Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.Раз...

Урок в 6 классе по обществознанию по теме "Семья - ячейка общества".

Для урока создана презентация, а также есть технологическая карта урока ( с учётом ФГОС -2)....

урок обществознания "Правовые основы семьи и брака"

Семья всегда считалась основным носителем культурных ценностей, а также необходимым условием социализации личности. Данный урок способствует формированию у учащихся представления о личностной и социал...

ПРОЕКТ «Современный урок по обществознанию»

структура современного урока по обществознанию...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...