Рабочая программа ( элективный курс) по подготовке к экзаменам по обществознанию, ОГЭ, ЕГЭ
рабочая программа по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Парада Марина Александровна

Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс( внеуроч.деят.) 1 час в неделю по обществознанию

«Подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ»

9-11 классы

Внеур. деят.  «Общество и человек»

2 часа в неделю

8 класс

Пояснительная записка

   Предлагаемая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ" предназначена для подготовки учащихся 9-11 классов к сдаче выпускного экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Программа рассчитана на 36 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Программа курса составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию, авторской программы по обществознанию в 9-11-х  классах (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев). Программа курса опирается на   документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена»

Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.

В соответствии с содержанием настоящей Программы, планируется изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении.  Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся, по темам  «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право».

Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса.

Цель курса: организация систематической качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме  ОГЭ и ЕГЭ.  

Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение  умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I «Общество и человек»  

Тема 1. Общество: сложные вопросы содержательной линии (1 ч)

Из каких позиций складывается содержательная линия  «Общество»? Сложные вопросы темы. На какие особенности общества как системы следует обратить внимание при подготовке к экзамену? В чём состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира?  Какие особенности традиционного, индустриального и постиндустриального общества нужно учитывать при выполнении экзаменационной работы Социальные институты? Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Тема 1.1. Алгоритм выполнения заданий с выбором ответа (1 ч)

Выполнение тренировочных заданий по содержательной линии «Общество»

Тема 1. 2. Человек: сложные вопросы в изучении темы  (1 ч)

Что нужно знать в положениях содержательной линии «Человек»? Ключевые понятия и термины содержательной линии «Человек». Какие особенности человека имеют биологическую природу, а какие – социальную? Духовная жизнь человека. Мировоззрение, его виды и формы. Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных? Какую деятельность можно считать творческой?

Человек в системе социальных связей. Чем различаются понятия «личность», «Индивид» и «индивидуальность»?

Ключевые понятия и сложные вопросы  содержательной линии «Познание». В чём особенности рационального познания? Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

Тема 1.3. Особенности выполнения заданий с выбором ответа по теме «Человек» (1 ч)

Решение тренировочных заданий по содержательной линии «Человек», «Познание».

Тема 1.4. Алгоритм выполнения заданий с кратким ответом по разделу «Общество и человек» (1 ч)

Особенности заданий. Решение тренировочных заданий по разделу «Общество и человек».

Тема 1.5. Алгоритм выполнения заданий с развёрнутым  ответом. (1 ч)

Специфика заданий на анализ и интерпретацию источника. Особенности задания на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания и решение тренировочных заданий по разделу «Общество и человек». Особенности заданий, предполагающих раскрытие теоретических положений на примерах. Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Общество и человек».

Написание эссе по разделу.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2. Духовная культура: сложные вопросы и задания темы  (1 ч)

Какой круг знаний охватывают задания по вопросам, касающимся духовно-нравственной сферы? Основные понятия и проблемные вопросы по теме «Духовная культура». Что такое диалог культур? Каковы признаки массовой, народной и элитарной культуры? С чем связана интернационализация культуры?

Что такое образование? Каковы основные элементы образовательной системы РФ? Какую роль играет наука в современном обществе? В чём проявляется нравственная ответственность учёного?

В чём отличие морали от других социальных норм? Каковы категории морали? Вопросы взаимоотношения религии и общества, закреплённые в Конституции РФ.  

Каковы основные формы и направления в искусстве?

Тема 2.1 Решение заданий с выбором ответа по теме «Духовная культура» (1 ч)

Решение тренировочных заданий по теме «Духовная культура»

Тема 2.2 Особенности заданий на определение терминов и понятий (1 ч)

Особенности задания на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту и решение тренировочных заданий по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура»

Тема 2.3 Решение заданий на раскрытие теоретических положений по теме «Духовная культура» (1 ч)

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по теме «Духовная культура»

Тема 2.4 Решение заданий с развёрнутым ответом по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура» (1 ч)

Особенности заданий на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации и решений тренировочных заданий по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура»

Алгоритм выполнения заданий на составление сложного плана развёрнутого ответа. Составление сложного плана по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура».

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. Выполнение творческого задания по написанию эссе.

Тема 2.5  Социальная сфера: сложные вопросы теории  (1 ч)

Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера». Сложные вопросы по теме  «Социальная сфера». Что такое социальная структура? Социальная группа: по каким критериям их выделяют? По каким признакам выделяют в обществе различные страты?  Социальная мобильность. Что способствует продвижению по социальной лестнице? Что определяет статус человека?

Что такое нация? В чём опасность межнациональных конфликтов, каковы пути их решения? На каких принципах должны быть основаны межнациональные отношения в современном обществе?

Семья – социальная группа или социальный институт?

Почему молодёжь считают социальной группой? Тема 2.6  Решение заданий с выбором ответа по теме «Социальная сфера» (1 ч)

Решение тренировочных заданий по теме «Социальная сфера»

Тема 2.7 Решение заданий с кратким ответом по теме «Социальная сфера» (1 ч)

Решение тренировочных заданий по теме «Социальная сфера»

Тема 2.8 Решение заданий повышенной сложности по теме «Социальная сфера» (1 ч)

Решение тренировочных заданий по теме «Социальная сфера».

Тема 2.9 Политическая сфера: сложные вопросы теории (1 ч)

Сложные и проблемные вопросы по теме «Политическая сфера».

Что такое власть? Каковы её виды?

Какова структура и функции политической системы?  Чем государство отличается от других политических институтов?

Что отличает форму правления от формы государственного устройства?

Каковы черты гражданского общества и правового  государства?  

Какова роль средств  массовой коммуникации в политической жизни?

Какие типы избирательных систем существуют?

Каковы функции политических партий? Какие типы партий различают?

Что такое политическая идеология?  

Тема 2.10 Решение заданий с кратким ответом, выбором ответа по теме «Политическая сфера» (1 ч)

Решение тренировочных заданий по теме «Политическая сфера»

Тема 2.11 Решение заданий с развёрнутым ответом по теме «Политическая сфера» (1 ч)

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по теме «Политическая сфера».

Составление сложного плана развёрнутого ответа по теме «Политическая сфера». Написание эссе по разделу.

Раздел III. Право

Тема 3. Право как особая система норм (1 ч)

«Право»: основные теоретические положения. Что в правоведении принято называть источником права?

На какие виды разделяются нормативные акты? Какова иерархия законов в РФ?

Что представляет собой система судов нашей страны?

Каковы общие черты и в чём специфика отраслей российского права?

Тема 3.1 Решение заданий с выбором ответа (1ч)

Решение тренировочных заданий по разделу «Право»

Тема 3.2 Решение заданий с развёрнутым ответом по разделу «Право» (1 ч)

Решение тренировочных заданий второй части по разделу «Право».  Написание эссе по разделу.

Раздел IV. Экономика

Тема 4. Сложные вопросы раздела (1 ч)

Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране? Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла? От чего зависит тип экономической системы?

Сложные  вопросы по теме «Рынок и рыночные структуры». В чём преимущества конкуренции?

Как связаны между собой показатели: выручка, издержки, прибыль?  

Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар? Какие причины могут вызвать изменение предложения товара?

Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя? Преимущества и недостатки форм организации бизнеса.

Тема 4.1 Решение заданий с выбором ответа (1 ч)

Решение тренировочных  заданий первой части по теме «Экономика»

Тема 4.2 Алгоритм выполнения заданий с кратким  ответом (1 ч)

Решение тренировочных заданий части первой и второй ЕГЭ.

Тема 4.3 Актуальные вопросы раздела «Экономика» (1 ч)

В чём сущность бюджетно-налоговой (фискальная политика) политики государства?  Как устроена банковская система нашей страны?

Кто считается безработным? Каковы причины безработицы? Каковы социально-экономические последствия инфляции?

Тема 4.4 Специфика решения заданий с развёрнутым ответом и алгоритм их выполнения (1 ч)

Решение заданий на анализ и интерпретацию источника по разделу «Экономика»

Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания по разделу «Экономика»

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Экономика»

Составление сложного плана по разделу «Экономика»

Написание эссе по разделу «Экономика»

Раздел V. Проблемы социально-политического развития общества

Тема 5. Сложные вопросы раздела (1 ч)

Общество и СМИ: механизм взаимодействия. В чём специфика процесса социализации? Особенности классификации типов политических лидеров.

Органы государственной власти РФ. Политическая элита: сложные вопросы в изучении темы.  

 Тема 5.1 Решение заданий с выбором ответа (1 ч)

Решение заданий по разделу «Проблемы социально-политического развития общества»

Тема 5.2 Решение заданий с кратким ответом (1 ч)

Решение заданий части первой и второй  по разделу «Политика и социальная сфера»

Тема 5.3 Решение заданий с развёрнутым ответом (1 ч)

Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания. Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу.

Задания на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации.  Составление сложного плана по разделу «Проблемы социально-политического развития общества» . Написание эссе по разделу.

Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений

Тема 6. Специфика теоретического материала по правовому регулированию общественных отношений (1 ч)

Сложные вопросы при изучении Конституции РФ.

Какие отношения регулируют основные отрасли российского права?

Процессуальное право: особенности гражданского и уголовного процессов.

Какие международные документы защищают права и свободы человека?

Тема 6.1 Решение тестовых заданий с выбором  ответа (1 ч)

Решение тестовых заданий по теме: «Гражданин, его права и обязанности», «Воинская обязанность», «Гражданское право», «Уголовное право»,  «Семейное право», «Гражданский процесс: основные правила и принципы», «Особенности уголовный процесс»

Тема 6.2 Решение заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности (1 ч)

Решение заданий части первой по разделу «Правовое регулирование общественных отношений»

Тема 6.3 Решение заданий с развёрнутым ответом (1 ч)

Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах Составление сложного плана по темам раздела. Написание эссе по разделу.

Итоговое повторение (1 ч)

Требования к уровню подготовки учеников

Знать и понимать        

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

        

Материально- техническое обеспечение преподавания элективного курса.

  1. Кабинет  с оборудованием (компьютеры с выходом в интернет для каждого ученика).
  2. Меловая доска.
  3. Освещение над доской.
  4. Интерактивная доска
  5. Проектор, экран, ноутбук, колонки.
  6. Тексты Конституции РФ, кодексов РФ
  7. Наглядные пособия:

Название комплекта

Содержание комплекта

Наглядные пособия по обществознанию 9-11 классы Учебно-методическое пособие. - М: «Спектр-М», 2019

  1. Человек познаёт мир.
  2. Развитие общества.
  3. Рыночная экономика.
  4. Политическая система общества.
  5. Политическая жизнь общества.
  6. Право.
  7. Социальная система общества.
  8. Взаимодействие людей в обществе.
  9. Культура и духовная жизнь.
  10. Внутренний мир и социализация человека.
  11. Человек, природа, общество.

(11 плакатов, можно в эл.виде)

Календарно-тематическое планирование

на 2020-2021 уч.год

Разделы, темы

Количество часов

план

факт

Раздел I. Общество и человек

6

Тема 1. Общество: сложные вопросы содержательной линии

1

Тема 1.1 Алгоритм выполнения заданий  с выбором ответа

1

Тема 1.2 Человек: сложные вопросы в изучении темы

1

Тема 1.3  Особенности выполнения заданий с выбором ответа по теме «Человек»

1

Тема 1.4 Алгоритм выполнения заданий с кратким ответом по разделу «Общество и человек»

1

Тема 1.5 Специфика решения заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части, алгоритм их выполнения

1

Раздел II. Основные сферы общественной жизни

12

Тема 2. Духовная культура: сложные вопросы и задания

1

Тема 2.1 Решение заданий с выбором ответа по теме  

 « Духовная культура»

1

Тема 2.2 Особенности задания на определение терминов и понятий

1

Тема 2.3 Решение заданий на раскрытие теоретических положений по теме «Духовная культура»

1

Тема 2.4 Решение заданий с развёрнутым ответом Задания второй части, алгоритм их выполнения по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура»

1

Тема 2.5 Социальная сфера: сложные вопросы теории

1

Тема 2.6 Решение заданий с выбором ответа по теме «Социальная сфера»

1

Тема 2.7 Решение заданий с кратким ответом по теме «Социальная сфера»

1

Тема 2.8 Решение заданий с развёрнутым ответом по теме «Социальная сфера»

1

Тема 2.9 Политическая сфера: сложные вопросы теории

1

Тема 2.10 Решение заданий с выбором ответа, с кратким ответом по теме «Политическая сфера»

1

Тема 2.11 Решение заданий с развёрнутым ответом по теме «Политическая сфера»

1

Раздел III. Право

3

Тема 3. Право как особая система норм

1

Тема 3.1 Решение заданий с выбором ответа

1

Тема 3.2 Решение заданий с развёрнутым ответом по разделу «Право». Задания второй части, алгоритм их выполнения

1

Раздел IV. Экономика

5

Тема 4.  Сложные вопросы раздела

1

Тема 4.1 Решение заданий с выбором ответа

1

Тема 4.2 Алгоритм выполнения заданий с кратким  ответом

1

Тема 4.3 Актуальные вопросы раздела «Экономика»

1

Тема 4.4 Специфика решения заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части, алгоритм их выполнения

1

Раздел V. Проблемы социально-политического развития общества

4

Тема 5.  Сложные вопросы раздела  

1

Тема 5.1 Решение заданий с выбором ответа

1

Тема 5.2 Решение заданий с кратким ответом

1

Тема 5.3 Решение заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части, алгоритм их выполнения

1

Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений

4

Тема 6. Специфика теоретического материала по правовому регулированию общественных отношений

1

Тема 6.1 Решение тестовых заданий с выбором ответа

1

Тема 6.2 Решение заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности.

1

Тема 6.3 Решение заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части, алгоритм их выполнения

1

Итоговое повторение

1

резервный час

1

всего

36

Литература:

Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л.  ОГЭ и ЕГЭ 2020г. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий части 2 / А.Ю.Лабезникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 95, [1] с. (Серия «ЕГЭ.Практикум»)

Лабезникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тематические тестовые задания / А.Ю.Лабезникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 192 с. (Серия «ЕГЭ 2017. Тематические тестовые задания»)

Баранов П. А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова: 10 кл. / П. А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2013. – 159, [1] c. – (новый учебно-методический комплект).

Баранов П. А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева: 11 кл. / П. А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2013. – 159, [1] c. – (новый учебно-методический комплект).

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ-2019. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. - 157

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 191

Баранов П. А., Шевченко С. В. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к  ОГЭ и  ЕГЭ-2020. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2020.

Школьный словарь по обществознанию: 9-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе

       Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...

Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс

     Изучение данного курса позволит  повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...

Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Программа элективного курса расчитана на 2 года, составлена с учетом требований ЕГЭ и помогает подготовить учащихся к сдаче экзамена...

Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»

Пояснительная запискаАктуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуал...