Глобальные проблемы
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Федорова Светлана Александровна

Теоретический материал для подговки к ЕГЭ по обществознанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_globalnye_problemy_material_k_sostavleniyu_plana.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

1. Понятие «Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae — земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Во второй половине 1960-х гг. римским клубом (международной неправительственной организацией, объединившей экономистов, экологов, демографов,  философов и других ученых разных стран) было дано научное обоснование уязвимости  человечества и человека как биологического вида и конкретизировано понятие «глобальная проблема».

2. Признаки глобальных проблем (общие черты):

  1. Масштаб проявления (масштабность): они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты, затрагивают все человечество.
  2. Острота проявления (острота): от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации, необходимость решать их как можно скорее.
  3. Проявляются как объективный фактор развития общества.
  4. Настоятельно требуют решения.
  5. Предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране).
  6. Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.

3. Причины возникновения глобальных проблем

  1. Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
  2. Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
  3. Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
  4. Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

4. Типы глобальных проблем

1. Проблемы между государствами (политические)

  1. Угроза третьей мировой войны (угроза термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
  2. Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
  3. Проблема «Север-Юг», то есть разрыв в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами (преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)
  4. Проблема международного терроризма.

2. Проблемы взаимодействия человечества и природы (экологические и экономические)

  1. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды: воздушного и водного бассейнов Земли, разрушение экологической среды, мутации организмов, сокращение видового многообразия, изменения климата: общее потепление, неустойчивость погоды, таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, затопление огромных территорий и плодородных земель) / необходимо бережное отношение к природе.
  2. Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
  3. Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
  4. Рациональное использование Мирового океана и космоса.
  5. Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3. Проблемы взаимоотношений людей в обществе

  1. Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости на востоке и депопуляция и старение населения на западе)
  2. Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
  3. Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
  4. Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация  «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)

5.Основные направления разрешения глобальных проблем:

  1. Формирование нового планетарного сознания, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества. Воспитание человека на принципах гуманизма.
  2. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  3. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем, стремление избежать их.
  4. Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений. 
  5. Четкая международная система прогнозирования.
  6. Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).
  7. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

6. Пути решения некоторых глобальных проблем

1.Предотвращение новой мировой войны

  • Создание международной организации (ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
  • Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
  • Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
  • Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
  • Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.

Термины:

Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее  против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.

Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).

Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.

В 1995 г. Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.

2.Экологическая проблема

  • Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
  • Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
  • Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
  • Внедрение безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
  • В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала специальную комиссию по вопросам охраны окружающей среды.
  • Деятельность неправительственных организаций «Гринпис», Римский клуб.
  • В РФ принят закон «Об охране окружающей среды»

Термины:

Террацид – процесс постепенного уничтожения планеты Земля человеком.

3. Демографическая проблема

  • Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
  • Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
  • Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
  • Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.

4. Проблема «Север — Юг»

  • Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
  • Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла (ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
  • Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать, наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

5. Проблема использования ресурсов мирового океана

  • Охрана вод мирового океана от загрязнения.
  • Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
  • Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
  • Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.

6.Проблема мирного освоения космоса

  • Сотрудничество стран в освоении космоса.
  • Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.

7.Проблема международного терроризма

  • Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью  максимального снижения  возможности экспорта терроризма в страны.
  • Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
  • Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
  • Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
  • Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.

Терроризм – это публично совершаемые общественно опасные действия или угрозы таковых, направленные на устрашение населения или отдельных социальных групп, в целях воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Террор  (от лат. «страх, ужас») — это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.

Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.

Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.

Виды терроризма

  • Политический: цель – оказать влияние на политических лидеров и их решения, заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.
  • Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
  • Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
  • Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.

риведите примеры взаимодействия глобальных проблем.

примеры ответов:

  • Экологическая проблема тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
  • Демографическая проблема связана с проблемой «Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
  • Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой  защиты  Мирового океана,  и с освоением космоса.

*Определение:

 Глобальные проблемы — это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Два предложения:

1) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества.

2) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

*Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.

  1. Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов — «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.
  2. Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.
  3. Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.

*Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены: 

  1. Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт).
  2. Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война). 
  3. Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

*При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.

Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:

  1. Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом.
  2. Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.
  3. Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества. 

Мнение:

Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.

Аргументы:

Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Глобальные проблемы современности.

Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....

Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения

Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....

«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»

методическая разработка урока географии 10 класс...

Глобальные проблемы человечества. Проблемы войны и мира.

Проблема войны и мира очень актуальна в современном мире. Человечеству известны возможности уничтожения жизни на планете, в том числе климатические войны. Но всегда существует альтернатива. Человечест...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...