ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
план-конспект урока по географии (11 класс)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

(от франц. Global – всеобщий) Глобальные проблемы человечества - проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли.

Слайд 3

глобальные масштабы проявления; острота проявления; комплексный характер; общечеловеческая сущность; возможность решения лишь усилиями всего мирового сообщества.

Слайд 4

Проблемы политического и социально-экономического характера Проблемы социального характера Проблемы природно-экономического характера

Слайд 5

Предотвращение термоядерной катастрофы, новых мировых войн, борьба с международным терроризмом; Нормальное функционирование мирового хозяйства; Преодоление отсталости слаборазвитых стран.

Слайд 6

Экологическая проблема; Энергетическая проблема; Продовольственная проблема; Сырьевая проблема; Проблемы Мирового океана.

Слайд 7

Демографическая проблема; Проблема межнациональных отношений; Кризис культуры и нравственности; Дефицит демократии; Проблемы урбанизации; Охрана здоровья.

Слайд 8

Мира и разоружения Мирного освоения космоса Демографическая Проблема здоровья людей Продовольст- венная Использования мирового океана Культуры и образования Преодоления отсталости развивающихся стран Глобального потепления Экологическая Энергетическая и сырьевая Терроризма и охраны прав человека Глобальные проблемы человечества

Слайд 9

Глобальные проблемы Гибель жизни на Земле

Слайд 10

Все глобальные проблемы человечества взаимосвязаны. Устранение каждой из них в отдельности не возможно. Необходим комплексный подход к их решению.

Слайд 11

Суть демографической проблемы человечества заключается в непрерывном увеличении числа жителей нашей планеты. Но опасна эта ситуация в большей степени потому, что огромный прирост числа жителей приходится на долю экономически отсталых или развивающихся стран.

Слайд 12

Большие контрасты в размещении и плотности населения Неспособность государств проводить необходимую демографическую и социальную политику Экономическая и политическая нестабильность в странах, где наблюдается демографический «взрыв» Миграции

Слайд 14

Темп увеличения роста мирового населения не сокращается, а наоборот увеличивается, и по прогнозам экспертов ООН к 2025 году население Земли может достигнуть 8,5 млрд. человек.

Слайд 16

Упираются в сложный комплекс социальных и экономических задач Совместные действия всех государств мира Повышение уровня жизни населения (в развивающихся странах) Государственное регулирование рождаемости

Слайд 17

Демографическая проблема – одна из глобальных проблем человечества тесно связана и с другими глобальными проблемами современности. Демографическая проблема – одна из глобальных проблем человечества тесно связана и с другими глобальными проблемами современности.



Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе

ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность предметников

Оборудование

География

Обществознание

I.Организа-

ционный

3'

1'13''

1.Предлагает при входе в класс выбрать жетон (же-тоны двух цветов).

2. СТАДИЯ ВЫЗОВА- фрагмент «5ый элемент»;

? 

1. «Что видит героиня фильма  «5ый элемент», знакомясь с историей человечества?»

2. «Как одним словом объединить всё то, что вы проговорили?»

3. Какого характера данные проблемы?»

Выбирают жетоны и рассаживаются за столы согласно цвету жетона.

Примерные ответы:

1.

- ужасы войны;

- военные и техничес-

  кие достижения

  человечества;

- разочарованность

  героини в цели своего существова-ния: «.зачем спасать человечество, если  оно так жестоко?»

-уничтожение челове-

  чества.

2. Это проблемы.

3.Это глобальные проблемы.

Предлагает жетоны детям, входящим в класс.

Задаёт вопросы и выслушивает ответы, если необходимо, то корректирует ответы.

1. «Что видит героиня фильма  «5ый элемент», знакомясь с историей человечества?»

2. «Как одним словом объединить всё то, что вы проговорили?»

3. Какого характера данные проблемы?»

Рассаживает за столы.

Включает фрагмент фильма.

1. Вывеска на доске «ЗАСЕДЕНИЕ КОМИССИИ  ООН ПО ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

2.Жетоны двух цветов:

Красный;

Зелёный.

II. Введение в тему

4'

- Заседание Комиссии ООН посвещено вопросам гло-бальных проблем челове-чества.

- Для успешной работы комиссии необходимо уточнить, что включает в себя понятие «глобальные проблемы человечества»?

А поможет нам в этом небольшая презентация.

Дмитрий Владимирович, пожалуйста, вам слово.

ПОКАЗЫВАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1- понятие о глобальных проблемах

2- признаки глобальных проблем

3- виды, классификация глобальных проблем (группы ГП)

4- характеристика по группам проблем

* После показа слаидов обыгрывается «письмо из ООН» и зачитывается задание.

2.Слушают задание, которое необходимо выполнить в течение 10 минут урока.

1.2. Вступительное слово.

- Для успешной работы комиссии необходимо уточнить, что включает в себя понятие «глобальные проблемы человечества»?

А поможет нам в этом небольшая презентация.

Дмитрий Владимирович, пожалуйста, вам слово.

2.2. –На адрес школы был получен конверт из секретариата Комиссии ООН, познакомимся с его содержанием…(вскрывается конверт и зачитывается задание). Итак, нам предстоит рассмотреть наиболее актуальную на сегодняшний день проблему.

Для этого вам предстоит работа  в группах над общей проблемой, но для полного её освещения рассматривать мы её будем с 2х сторон: с точки зрения географии и  с точки зрения обществознания.

1.1. Вступительное слово.

- Заседание Комиссии ООН посвящено во-просам глобальных проблем человечества.

2.1. Презентация прогова-ривается по слаидам. Затем:

- Из предложенных проблем, в рамках заседания комиссии мы сможем рассмотреть только одну проблему, предложенную секрет-ариатом Комиссии ООН.

3.1. Объяснение алго-ритма действий.

- Для плодотворной работы вам предложены дополнительные материалы, помимо этого, готовясь к уроку вы принесли дополнительные источники информации. Время для работы над данной проблемой вам отводится 10 минут.

1. Задания - алгоритм по группам.

2. Дополнительный материал: учебники, распечатки статей, газетный материал.

3. Презентация.

III.Работа в группах – стадия осмысления по РКМ

10'

Консультации в процессе работы над заданием.

1. Делят задание между собой в группе, подбор материала, выбор двух представителей  на защиту микротемы, составление отчёта в группах.

совместно

совместно

IV.  Защита группы

16'

1.Организация защиты группы, дополнение, исправление, корректировка.

2.Оговаривается время отчёта группы - 1'30''

Защита с места

2 чел. приглашаются для подработки проекта решения, они вклеивают в шаблон по 3 предложения от группы.

1.2. Предлагаю ответить по вопросам пункта 1 в задании…(затем по очереди проговариваем все 8 пунктов)

(отслеживает регламент у противопо-ложной группы)

1.1. Итак, ваше время работы с источниками дополнительной информации истекло, приступаем к обсуждению.

(отслеживает регламент у противопо-ложной группы)

Таблица на доске «Половозрастная пирамида населения мира».

Бланк резолюции, клей, 2 ножниц.

V. Рефлексия +проект решения

6'

?  1. Таким образом, поработав над проблемой по теме «Демографи-ческая проблема челове-чества», какой вывод мы можем сделать на сегодняшний день?

2. Предлагается познако-миться с проектом реше-ния заседания комиссии ООН по вопросам гло-бальные проблемы челове-чества.

Корректирует проект, если необходимо.

Делают вывод:

Бездействие в отношении  проблем демографии могут привести к гибели жизни человечества на Земле.

2. Озвучивают проект решения заседания комиссии ООН по вопросу демографии-ческая проблема человечества.

1. Таким образом, поработав над проблемой по теме «Демографи-ческая проблема челове-чества», какой вывод мы можем сделать на сегодняшний день?

 Вывод.

2. Проект решение, комментарии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

VI. Домашнее задание

1.Объясняет   домашнее задание.

2. Распечатывает готовый «продукт» - проект решения Комиссии ООН.

Слушает задание, которое необходимо выполнить, задают вопросы.

1.1. Проблем много, мы рассмотрели одну. Предлагаем дома подо-брать материал и запол-нить по предложенным вам проблемам.

1.2. – В связи с этим, мы предлагаем следующий проект решения демографической проблемы для секретариата ООН…..

2. Делает распечатку «Проекта резолюции Комиссии ООН по демографической проблеме»

Заготовить распечатку таблицы для д/з.



Предварительный просмотр:

Глобальные проблемы в системе "общество-природа".

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды. Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения вод, почвы, атмосферы. Это порождает"коллапс"- резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Неконтролируемый рост населения подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды.

Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения"общество-природа"должна стать предметом осмысления и применения политиков и экономистов, всех"сильных мира сего'. Надо очертить те пределы развития, при которых можно избежать катастрофы. К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез политиками, не понята массовым сознанием и не стала четкой задачей социальной и личной практики. Экологический императив не сформулирован еще теоретиками так убедительно, чтобы стать регулятивом реальной жизнедеятельности.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности.

Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и соответственно потребления, так как тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность. Сторонники этой стратегии настаивают на"нулевом росте', требуют немедленного развития экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.

Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.

Названные стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия.

Глобальные проблемы в системе "индивид-общество"

В эту группу входят проблемы непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема "человеческих качеств"- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.

Принципы "нового гуманизма" и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы и т.д. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

Задание. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы можете выявить?

Это задание целесообразно использовать в процессе изучения новой темы для организации самостоятельной работы учащихся. Класс делится на группы; каждая из групп анализирует статистический материал, подобранный учителем, работает с текстом учебника и картами атласа, а затем выступает с результатами проделанной работы.

В процессе обсуждения под руководством учителя они выявляют следующие тенденции:

а)  снижение темпов роста населения планеты;

б) сокращение уровня рождаемости, хотя в большинстве стран Африки и Азии он по-прежнему высок;

в)  рост средней продолжительности жизни;

г) значительная доля детей и молодежи в развивающихся странах;

  д)  рост доли пожилых людей в развитых странах. В ходе обсуждения могут быть созданы учителем разнообразные проблемные ситуации. Например, с одной стороны, выявляется тенденция снижения темпов роста населения планеты; с другой — население Земли постоянно возрастает. Каждую минуту население планеты увеличивается на 150 человек, ежедневно — на 220 тыс., а за год —более чем на 80 млн. человек. Согласно прогнозам специалистов, при таких темпах роста на Земле к концу столетия будет жить более 6 млрд. человек.

Учитель может предложить учащимся самостоятельно составить карту «Население планеты в период с 2000 до 2020 г.», используя при этом различную географическую  информацию.

К составленной карте учащиеся должны продумать вопросы, ! раскрывающие ее содержание, а также возможности пополнения ее дополнительной информацией, получаемой ими по мере изучения темы «Население мира».

Вопрос. Грозит ли нащей планете перенаселение?

Этот вопрос можно использовать для организации дискуссии в классе в ходе заключительного урока по теме.

Более 5 млрд. человек - не так уж много для нашей планеты, как это может показаться на первый взгляд. Если бы удалось собрать всех жителей планеты и поставить их плечом к плечу, все они уместились бы на территории Гонконга - весьма подходящего для такого эксперимента места, поскольку 1/4 всего населения Земли для этого просто надо было перейти границу, отделяющую Гонконг от Китая.

В принципе наша планета способна прокормить огромное количество людей. В среднем 3 тыс. ккал солнечной энергии, попадающей на 1 м2 земной поверхности, вполне достаточно для обеспечения жизнедеятельности одного человеческого организма. И если бы нас было 132 трлн. человек (по одному на каждый квадратный метр поверхности Земли), то теоретически Земля прокормила бы нас всех. Конечно, при условии, если человечество смогло бы достичь высочайшего уровня развития производительных сил и социальной организации общества и при этом не разрушило бы полностью всю природную среду, от которой оно зависит.

Однако уже сейчас во многих частях Земли темпы прироста населения превышают возможности общества, обостряя проблемы взаимодействия человека и природы.

В ходе развертывания дискуссии учащиеся отвечают на такие вопросы:

1. Какие проблемы, связанные с постоянным ростом численности населения, требуют своего скорейшего решения?

2. Можно ли управлять демографическим процессом?

3. Какие конкретные меры вы могли бы предложить?

4. Проанализируйте те мероприятия из международной практики, которые осуществляют отдельные страны в целях регулирования демографического процесса.

5. К каким последствиям они приводят?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вулканы. Жизнь в древнем Риме. Интегрированный урок (география + история) в 6 классе

Тип урока – интегрированный, комбинированный.Цель:1) обобщить знания детей в области географии (тема «Вулканы») и истории (Древний Рим); продолжить формирование умений работать с картой, давать ...

Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме "Образ матери - вечная тема в искусстве."

Конспект интегрированного урока музыки для 5 класса в III четверти....

Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс

Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....

Конспект интегрированного урока технологии - ОБЖ в 6 классе по теме: "Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка»".

Данный урок проведён в 6 классе учителями Берсенёвым Александром Павловичем (преподаватель технологии, ОБЖ) и Зубаревой Татьяной Валентиновной (преподаватель технологии - обслуживающий труд) (МБОУ "СО...

Интегрированный урок в 5В и 5К классах по теме: « Математический Олимпийский урок » (математика + физкультура+ хореография)

      Урок по типу повторение пройденного материала, на котором отрабатываются навыки решения примеров и простейших задач с обыкновенными дробями.Специфика урока состоит:- в инте...

Интегрированный урок географии и математики 6 класс Тема «Температура воздуха. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел »

Цели урока: - расширить и углубить знания о температуре воздуха как одном из важных показателей атмосферы; выявить причины, влияющие на данный элемент погоды;- формировать умения вычислять суточн...