Рабочая программа по обществознанию. 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Путря Надежда Анатольевна

Рабочая программа по обществознанию 10 класс по учебнику Боголюбова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено        Согласовано        Утверждаю

на заседании педсовета        Заместитель директора по УВР        Директор

Протокол № 1        ___________ Ефремова Р.А.        _________ Охлопкова С.А.

от «28» августа 2020 г.        «___» ___________ 2020 г.        «___» ___________ 2020 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для 10 класса

Автор-составитель:

учитель истории и обществознания

Путря Надежда Анатольевна

2020


Пояснительная записка

Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне.  Преподавание предмета «Обществознание» в 2019-2020 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1.        Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10–11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.

3.        Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями.

4.         Приказ Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

5.          «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03 2004 № 1312)»

6.         Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11. 2008г № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».

7.         Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

8.         Приказ Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

9.         Устав МБОУ Ивановская СОШ

10.         Учебный план МБОУ Ивановская СОШ на 2020-2021 учебный год.

Используется учебно-методический комплект:

– учебник «Обществознание. 10 класс». Авторы: Л.Н. Боголюбов,  Ю.И. Аверьянов, М. Просвещение, 2016.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • владение навыками редактирования текста;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности

Преобладающие виды работ:

  • с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование, эссе, проектные работы  и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся  в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого  в этих учебных учреждениях.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся 10-го проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в  форме ЕГЭ (тестирования).


Содержание программы по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень.

Глава 1. Человек в обществе (19 ч).

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Глава 2. Общество как мир культуры (15 ч).

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур, проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (34 ч).

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Итоговое повторение курса 10 класса (2 ч)

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы программы по обществознанию

Количество

 часов

Контрольные

работы

1 полугодие

Человек в обществе  

19

1

Общество как мир культуры

11

2 полугодие

Общество как мир культуры

4

1

Правовое регулирование общественных отношений

34

1

Итоговое повторение

2

1

Итог

70

4

УМК и МТО

  • «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, издательство «Просвещение».

Цифровые образовательные ресурсы

  1. ЦОР «Обществознание 10-11» . электронный курс, издательство «Просвещение»
  2.  «Экономика. Электронный учебник»,  http://www.economy-bases.ru/t1.html
  3. Мультимедиа презентации
  4. Интернет ресурсы
  5. Электронные учебники: 1С: Школа.  «Обществознание 10-11 класс»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока/содержание

Количество часов

Требования к уровню подготовки

Тип урока

Понятия

Домашнее задание

Дата

Глава 1. Человек в обществе (19 ч)

1-2

Введение. Что такое общество.

Понятие общества, страна, государство.

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества.

Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа.

2

Знать: основные положения по теме урока

Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств

Изучение нового материала.

Комбинированный

Общество, общественные отношения, культура, социальные институты

Система общества, социум, культура, закономерности общественного развития

§ 1 учебника, вопросы

после § 1

3-4

Общество как сложная динамичная система.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество как динамическая система, Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные институты, институты общества

2

Знать и характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, анализировать процессы изменчивости и стабильности общества. Знать основные положения по теме урока.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ

Комбинированный урок

Общество как система, общественный институт, сфера жизни общества, потребности человека

§2, примеры социальных институтов

5-6

Динамика общественного развития.  

Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития.

Различные аспекты познания родного края.

2

Знать понятия темы.

Уметь описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. - характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие.

Выделять основания различных классификаций видов деятельности

Комбинированный урок

Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития.

Различные аспекты познания родного края.

§3, задание 1

7-8

Социальная сущность человека

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Самооценка.

2

Знать основные положения урока. Связь свободы и необходимости

Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке

Комбинированный урок

Личность, нравы, обычаи, самосознание, самореализация,

§4, работа с документом

9-10

Деятельность – способ существования людей.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

2

Знать и характеризовать социальную сущность деятельности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности. Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания

Комбинированный урок

Деятельность, цель, мотив, убеждения, ценности, сознание, игра, труд, учение, творчество, потребность, сознание

§5, вопросы после параграфа

11-12

Познавательная и коммуникативная деятельность

Роль знаний в жизни человека.

Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме.

Истина и её критерии

Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл.

2

Знать основные положения урока, какова проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания, основные положения по теме урока, характеризовать познавательную деятельность, обсудить проблему познаваемости мира.

Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; и различать факты и мнения, аргументы и выводы

Изучение нового материала.

Знание, познание, мышление, понятие, суждение, восприятие, умозаключение, истина, Критерии истины, Относительная абсолютная истина, чувственное и рациональное познание, рационалисты, эмпирики восприятие, ощущение, и др. Методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон,

§6, подготовить материал о рациональном и чувственном познании

13-14

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Свобода. Необходимость. Свободное общество. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора

2

Знать место человека в системе социальных связей, факторы, социализирующие личность

Уметь излагать различные трактовки понимания свободы человека, раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество», описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека, объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе.

 Комбинированный урок

Свобода. Необходимость. Свободное общество. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора

§7, вопросы

15-16

Современное общество.

2

Знать особенности и сущность самопознания, и способы самореализации личности.

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; -обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

Комбинированный урок

§8, работа с документом

17-18

Глобальная угроза международного терроризма

2

Знать, что терроризм общественно опасное, угрожающее явление современного мира.

Уметь анализировать социальные явления с разных сторон, выявлять проблему, сопоставлять и оценивать различные точки зрения по данному вопросу; выделять главное, высказывать свою точку зрения, приводить доказательства.

Комбинированный урок

Терроризм, отношения «Север – Юг», радикализм, фундаментализм

§9, задание 1,2

19

Обобщающий урок по теме «Человек в обществе»

1

Обобщение и повторение изученного

Повторить § 1-9

Глава 2. Общество как мир культуры (15 ч)

20-21

Духовная культура общества

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

2

Знать понятия по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться, характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы.

Комбинированный урок Изучение нового материала.

Духовная сфера, диалог и виды культур, культурология, СМИ, духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология

§10, составить план

22-23

Духовный мир личности

Понятие культуры. Культура материальная и духовная.   Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре

2

Знать- особенности духовной жизни личности

Уметь описывать основные духовные ценности, характеризовать институты культуры и их функции, распознавать формы культуры по их признакам

Комбинированный урок

Понятие культуры. Культура материальная и духовная.   Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре

§ 11

24-25

Мораль

Категории морали. Становление нравственного в человеке.

2

Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке

Комбинированный урок

Мораль, основные категории и ценности морали.

§12, вопросы

26-27

Наука. Образование

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.

2

Знать основные положения по теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ

Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

Комбинированный урок

НТП, Образование, наука, школа, университет

§13, работа с документом

28-29

Религия и религиозные организации

Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

2

Знать основные положения по теме урока: что такое религия; особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества

Комбинированный урок

Религия. Мировые религии.

Тотемизм, фетишизм и анимизм

§14, вопросы после параграфа

30-31

Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

2

Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает

Лекция

Изучение нового материала.

Контрольная по итогам семестра

Искусство, виды искусства, жанр

Эстетическая культура

§ 15.вопросы параграфа

32-33

Массовая культура

Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры

2

Знать основы и специфику культуры, как формы духовной сферы общества.

Уметь характеризовать массовую культуру, этапы её становления, устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества, выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры, описывать СМИ их роль и функции.

Комбинированный урок

Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры

§16, примеры массовой культуры

34

Обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры»

1

Обобщение и повторение изученного

Повторить §10-16

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (34 часов)

Итоговое повторение (2 часа)

35-36

Современные подходы к пониманию права

2

Знать понятия: нормативный подход к праву. Теорию естественного права. 

Умет излагать различные подходы к пониманию права, выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов, характеризовать особенности естественного права, перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека, объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. 

Урок изучения нового материала

Понятие права. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права.

§17, выписать подходы

37-38

Право в системе социальных норм

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

2

Знать основные положения по теме урока.

Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация

Комбинированный урок

Изучение нового материала

Право, система права, источники права, мораль, норма права, отрасль права

§18, выписать отрасли права

39-40

Источники права

Основные источники права. Виды нормативных актов

2

Знать основные положения по теме урока.

Уметь разъяснять сущность основных понятий темы, определять источники (формы) права

Изучение нового материала

Институт права, НПА, судебный прецедент, естественное право, правовой обычай, Конституция РФ

§19, примеры источников права

41-42

Правоотношения и правонарушения

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

2

Знать основные положения по теме урока, общие черты и специфику отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления

Уметь разъяснять сущность основных понятий темы; определять особенности правоотношений, объяснять различие между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний

Контрольная по итогам четверти

правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, судебная защита, дееспособность, правоспособность

§20, задания 4

43-44

Предпосылки правомерного поведения

Нормы поведения, правовое сознание, правовая идеология, правовая культура, функции правовой культуры, правомерное поведение

2

Знать основные положения по теме урока

Уметь разъяснять сущность основных понятий темы, определять виды правомерного поведения

Изучение нового материала.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

§21, работа с документом

45-46

Гражданин Российской Федерации

2

 Знать смысл понятия «гражданство», основания приобретения гражданства в РФ, отличительные особенности понятия «права человека» и «права гражданина»

Уметь перечислять конституционные обязанности гражданина РФ, характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков, обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей

Урок-исследование.

Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Гражданин РФ, его права и свободы, конституционные обязанности. Способы защиты гражданских прав.

§22, стр. 229-235

47

Права и обязанности налогоплательщика

1

Урок-исследование

§22 стр 235-237

48-49

Гражданское право.

2

Комбинированный урок

§23, задание 1

50

 Защита гражданских прав.

1

Комбинированный урок

Записи в тетради

51-52

Семейное право.

2

Знать права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.

Уметь называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ, объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака, раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей, - характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Комбинированный урок

 Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов

§24,

Стр. 253-258

53

Права и обязанности детей и родителей.

1

Комбинированный урок

§24, стр.258-262

54-55

Правовое регулирование занятости и трудоустройство.

2

Знать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение».

Уметь определять особенности трудовых правоотношений, характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права, называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения.

Урок изучения нового материала

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

§25, стр. 264-270

56

Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение.

1

Урок изучения нового материала

§25, стр. 270-274, записи в тетради

57-58

Экологическое право.

2

Знать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение».

Уметь выявлять специфику экологических отношений, описывать структуру экологического права, перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ, характеризовать способы защиты экологических прав, объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей, аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм.

Комбинированный урок

Экологическое правонарушение.

Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры. Право собственности и его защита. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения

§26, стр. 277-281

59

Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

1

Комбинированный урок

§26, стр. 282-285

60-61

Процессуальные отрасли права.

2

Знать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция».

Уметь описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства, называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства, перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности, участников производства по делам об административных правонарушениях, характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде.

Комбинированный урок

Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция

§27, задание 1

62-63

Конституционное судопроизводство.

2

Знать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ.

Уметь характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферах компетенции, описывать основные стадии конституционного судопроизводства, называть и иллюстрировать с помощью фактов социальной жизни принципы конституционного судопроизводства.

Комбинированный урок

Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства

§28, работа с документом

64-65

Международная защита прав человека

2

Знать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека.

Уметь описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы, перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека, объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод, называть виды международных преступлений, выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений.

Комбинированный урок

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человек

§29, сообщение о ООН

66-67

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

2

Знать понятия «противодействие терроризму», «террористический акт»; полномочия и функции государственных органов и силовых структур в организации антитеррористической деятельности.

Уметь характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму, описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму, называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Комбинированный урок

Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

§30, задания 1,2

68

Обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Обобщение и повторение изученного

Урок -контроля знаний

Повторить §17-30

69-70

Итоговое повторение

2

Обобщение и повторение изученного

Урок -контроля знаний Контрольная работа по итогам семестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...