Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию

Мазаева Мина Джамаледдиновна

Рабочие программы предназначены для 7-10 классов по  обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Рабочая программа по обществознанию предметной области   «Общественно-научные предметы»   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом рабочей программы по обществознанию для 10-11 классов автора Л.Н.Боголюбова,. Просвещение 2019г.  Рабочая программа составлена в рамках УМК по обществознанию 10  класса Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебникова, Просвещения 2020г

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

примерной программы по учебному предмету «Обществознание» (под ред. Л.Н. Боголюбова)

ООП ООО МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

С.Просянка, Петровского района;

федерального перечня учебников по предмету «Обществознание».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника 10 класс, автор   Л.Н. Боголюбов (М: Просвещение)

Планируемые  результаты освоения курса:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

-  знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 -  умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

-  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

-  знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 -  приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

 - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

-  понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

-  понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

 -  знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

-  понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

На предметном уровне в результате освоения курса «Обществознание». 10 класс обучающиеся получат возможность научиться:

 анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных   явлений и обществоведческими  терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  КУРСА «Обществознание» (68 часов)

           Введение – 1 час. Особенности курса «Обществознание». Методический аппарат учебника.

 Глава 1. Человек в обществе

Что такое общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества.

          Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

          Динамика общественного развития. Многовариативность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема современного прогресса.

          Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества человека. Самосознание и самореализация.

           Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

           Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность. Что такое свободное общество.

Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика.

Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Глава 2. Общество как мир культуры (16 часов)

Духовная культура общества. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур.

Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мораль.  Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм.

Наука и образование. Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система.

Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религиозные организации в современной России.

Искусство. Виды искусства. Современное искусство

Массовая культура. Характерные черты массовой культуры СМИ и массовая культура.

Обобщение по теме «Общество как мир культуры»

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (31 часов)

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права.  Институт права.

Источники права.  Что такое источник права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение и правонарушение. Признаки правонарушения. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Структура правосознания. Правовая культура. Функции правовой культуры. Правомерное поведение. Виды правомерного поведения.

Гражданин Российской Федерации. Гражданство РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Элементы гражданских правоотношений. Имущественные права. Личные неимущественные права. Наследование. Защита гражданских прав.

Семейное право.  Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.

Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Процессуальные отрасли права.  Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.

Конституционное судопроизводство. Судьи конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства.

Международная защита прав человека.  Защита прав человека и свобод средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

          Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации.

Обобщение (1 часа)

Тематическое планирование курса «Обществознание» 10 класс, базовый уровень (68 часов)

Тема раздела

Кол-во часов

Контрольные работы

Вводный урок

1

Глава 1. Человек в обществе

19

1

Глава II. Общество как мир культуры

16

1

Глава III. Правовое регулирование общественных отношений

31

1

Обобщение

1

Итого

68

3


Региональный компонент

 Устав СК.   Экологическая ситуация края. .Научные организации СК.

Образовательные организации края. Культурные  традиции национальностей Ставрополья.  Искусство на Ставрополье.  СМИ  в нашем крае

Массовая культура на Ставрополье. Социальная мобильность по Ставропольскому краю.

Духовная жизнь на Ставрополье. Социальные процессы на территории Ставропольского края. Правосудие на территории Ставропольского. Конфессии нашего края

Антитеррористическая политика края

Литература и ЭСО:

  1. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей:
  2. начальные сведения. – М., 1998.
  3. Алексеев С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву. - М., 1997.
  4. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998.
  5. Алексеев С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву. - М., 1997.
  6. Автономов В.С. Введение в экономику. – М., 1999.
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2002.
  8. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство и общество. – М.,1999.
  9. Гаджиев К.С. Введение в политологию. – М., 1998.
  10. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М., 1995.
  11. Демидов А.И. Основы политологии. – М., 1995Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 1999.
  12. Коваленко А.И. Правоведение: Учебник для 10-11 классов. - М., 1998.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1999.

Календарно – тематическое планирование курса «Обществознание» 10 класс, базовый уровень (68 часов)

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

1

Вводный урок

Глава 1. Человек в обществе

2

Что такое общество

3

Общество как сложная динамическая система

4

Науки об обществе

5

Динамика общественного развития

РК Социальная мобильность по Ставропольскому краю.

6

Проблема общественного прогресса

7

Социальная сущность человека

РК Социальные процессы на территории Ставропольского края.

8

Самосознание и самореализация

9

Деятельность -  способ существования людей

10

Многообразие деятельности

11

Познавательная и коммуникативная деятельность

12

Социальные и гуманитарные знания

13

Свобода и необходимость в деятельности человека

14

Свобода и ответственность

15

Современное общество.

16

Глобальная информационная экономика

17

Глобальная угроза международного терроризма

18

Идеология насилия

19

Практикум по теме «Человек в обществе»

20

Контрольная работа по теме «Человек в обществе»

Глава II. Общество как мир культуры

21

Духовная культура общества РК Духовная жизнь на Ставрополье

      22

Инструменты культуры

23

Духовный мир личности

24

Мировоззрение и его роль в жизни человека

РК Культурные  традиции национальностей Ставрополья.

25

Мораль

26

Выбор в пользу добра

27

Наука и образование.

РК Научные организации СК.

28

Образование в современном обществе

РК Образовательные организации края.

29

Религия и религиозные организации.

РК Конфессии нашего края

30

Религия как общественный институт

31

Искусство. РК Искусство на Ставрополье.

32

Современное искусство

33

Массовая культура РК Массовая культура на Ставрополье

34

СМИ  РК СМИ  в нашем крае

35

Практикум по теме  «Общество как мир культуры»

36

Контрольная работа по теме: "Духовная культура"

Глава III. Правовое регулирование общественных отношений

37

Современные походы к пониманию права

38

От идеи к юридической реальности

39

Право в системе социальных норм

40

Отрасль права

41

Источники права

42

Виды нормативных актов

43

Правоотношения .Правомерное поведения.

РК Правосудие на территории Ставропольского.

44

Предпосылки правомерно поведения

45

Гражданин Российской Федерации

46

Права и обязанности гражданина России

47

Гражданское право

48

Личные неимущественные права

49

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

50

Социальная защита граждан

51

Правовые  основы предпринимательской деятельности

52

Как открыть свое дело

53

Правовое регулирование занятости

54

Профессиональное образование

55

Семейное право

56

Права и обязанности детей и родителей

57

Экологическое право

РК Экологическая ситуация края

58

 Способы защиты экологических прав

59

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

60

Процессуальное право: уголовный процесс

61

Конституционное судопроизводство.

РК Устав СК

62

Международная защита прав человека

63

Европейская  система защиты прав человека

64

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.. Антитеррористическая политика края

65

Человек в XXIв

66

Практикум по теме  Правовое регулирование общественных отношений

67

Контрольная работа по теме  «Правовое регулирование общественных отношений»

Обобщение

68

Обобщение и систематизация



Предварительный просмотр:

Введение

Рабочая программа по обществознанию предметной области   «Общественно-научные предметы»   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом рабочей программы по обществознанию для 5—9 классов автора Л.Н.Боголюбова,. Просвещение 2016г.  Рабочая программа составлена в рамках УМК по обществознанию 6  класса Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Иванова. Просвещения 2016г

Планируемые результаты освоения учебного предмета «обществознания» в 6 классе

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание учебного предмета

 Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и  особыми потребностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к  жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей (9 часов)

Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».

Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)

Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (7 часов)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Название темы

Количество часов

Ко-во к\р

Введение.

-

Глава 1  «Человек в социальном измерении»

(12 ч)

1

Глава II. Человек среди людей

(10 ч)

1

Глава 111  «Нравственные основы жизни»

 (8 ч)

1

Итого

31ч

3

Региональный компонент

Национальный состав Ставропольского края.Мои будущая профессия.  Деятели  Ставрополья  Герои Петровского района  Мои ценности

Список литературы.

  1. Обществознание. 6  класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь / О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Просвещение, 2015.
  3. Обществознание. 6  класс: Поурочные разработки / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2015

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ   6 КЛАССА

классы  6

учитель  Мазаева М.Д.

количество часов по учебному плану-  34

всего часов -34; в неделю часов -1

Для предметов естественно-научного цикла

Контрольных работ -3

Планирование составлено на основе  программы общеобразовательных учреждений   для 5—9 классов автора Л.Н.Боголюбова,. Просвещение 2016г.  Рабочая программа составлена в рамках УМК по обществознанию 6  класса Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Иванова. Просвещения 2016г включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений,  реализующих программы общего образования.  

п\п

Тема и

Дата

1

Введение  Сущность, происхождение и смысл жизни человека в различных культурах и религиях  (ОДНКНР)

Глава 1 Человек в социальном измерении

2

Человек – личность  Сущность, происхождение и смысл жизни человека в различных культурах и религиях  (ОДНКНР)

3

Человек – личность

4

Человек познает мир  Входная к\р

5

Человек познает мир  

10

На пути к жизнен   ному успеху   РК.Мои будущая профессия.

11

На пути к жизнен   ному успеху   

12

Практикум по теме  «Человек  в социальном измерении»

13

Контрольная работа по теме «Человек в социальном измерении»

Глава II. Человек среди людей

14

Межличностные отношения РК.Национальный состав Ставропольского края

15

Межличностные отношения

16

Человек в группе  Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и современных светских традиций

ОДНКНР

17

Человек в группе  

18

Общение  Друзья и их роль в жизни человека. Межличностные взаимоотношения людей в малых группах, в ученическом коллективе  (ОДНКНР)

19

Общение

20

Конфликты в межличностных отношениях

21

Конфликты в межличностных отношениях

22

Практикумпо теме «Человек среди людей»

Глава 111  «Нравственные основы жизни»

23

Контрольная  работа  по теме «Человек среди людей»

24,

Человек славен добрыми делами РК Деятели  Ставрополья.

25

Человек славен добрыми делами

26,

Будь смелым   РК Герои Петровского района

27

Будь смелым  

28

Человек и человечность РК Мои ценности.

Отличие национализма, экстремизма и ксенофобии от естественного чувства любви и уважения к своему народу (ОДНКНР)

29

Человек и человечность

30

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

31

Контрольная  по теме «Нравственные основы жизни»

32

Человек в системе общественных отношений Человек и общество-формирование толерантности.

33

Итоговое тестирование  по курсу обществознание

34

Защита проектов.



Предварительный просмотр:

Введение

Рабочая программа по обществознанию предметной области   «Общественно-научные предметы»   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом рабочей программы по обществознанию для 5—9 классов автора Л.Н.Боголюбова,. Просвещение 2016г.  Рабочая программа составлена в рамках УМК по обществознанию 7  класса Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Иванова. Просвещения 2016г

Планируемые результаты освоения учебного предмета «обществознания» в 7 классе

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

 Содержание учебного предмета

Ведение – 1 час

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч). Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Для чего нужна дисциплина. Виновен - Отвечай. Кто стоит на страже закона.  Контрольная работа по теме

Глава 2. Человек в экономических отношениях (15 часов). Экономика и ее основные участники. Мастерство работника. Производство: затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама. Деньги и их функция. Экономика семьи. Контрольная работа по теме

Глава 3. Человек и природа (5 часа). Воздействие человека на природу. Охранять природу, значит охранять жизнь. Закон на страже природы. Контрольная работа по теме

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

Введение.

-

Глава 1. Регулирование поведение людей в обществе

(12 ч)

1

Глава II. Человек в экономических отношениях.

(14ч)

1

Глава 111. Человек и природа

 (4 ч)

1

Итого

31ч

3

        

Региональный компонент

Мы защитники Отечества.  Мои ценности.   Мои поступки.   Экономика Ставропольского края. .   Природа на  Ставрополья

Список  литературы

Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт..

Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008.

Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009.

Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».

Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с ддактическими материалами /А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012.

Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ   7 КЛАССА

классы  7

учитель  Мазаева М.Д.

количество часов по учебному плану-  34

всего часов -34; в неделю часов -1

Для предметов естественно-научного цикла

Контрольных работ -3

Планирование составлено на основе  программы общеобразовательных учреждений   для 5—9 классов автора Л.Н.Боголюбова,. Просвещение 2016г.  Рабочая программа составлена в рамках УМК по обществознанию 7  класса Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Иванова. Просвещения 2016г включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений,  реализующих программы общего образования.  

Общество 7 класс

п\п

Тема и

Дата

1

Введение

Глава 1. Регулирование поведение людей в обществе

2

Что значит жить по правилам

3

Права и обязанности граждан.Общность и специфика отношения к природе в культуре разных российских народов  (ОДНКНР)Входная к\р

4

Права и обязанности граждан.

Минск - город-герой (история Вов)

5

Почему важно соблюдать законыПричины, нарушающие порядок взаимоотношений семье(ОДНКНР)

6

Почему важно соблюдать законы

7

Защита Отечества.  Р.К.Мы защитники Отечества

8

Защита Отечества.  Москва - город-герой(история Вов)

9

Для чего нужна  дисциплина.РК Мои ценности.

Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде(ОДНКНР)

10

Для чего нужна  дисциплина Мурманск - город-герой ( история Вов)

11

Виновен- отвечай.  РК. Мои поступки.

Новороссийск - город-герой( история Вов)

12

Кто стоит на страже закона. Одесса - город-герой( история Вов)

13

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

14

Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

Глава 11.Человек в экономических отношений.

15

Экономика и ее основные участники  РК.Экономика Ставропольского края

16

Экономика и ее основные участники  

17

Мастерство работника Севастополь - город-герой история Вов)

18

Мастерство работника

19

Производство: затраты, выручка, прибыль. Смоленск - город-герой история Вов)

20

Производство: затраты, выручка, прибыль.

21

22

Виды и формы бизнеса.

Виды и формы бизнеса. Тула - город-герой история Вов)

23

Обмен, торговля, реклама.

24

Обмен, торговля, реклама.

25

Деньги, их функции.

26

Экономика семьи

27

Экономика семьи

28

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

29

Контрольная работа  по разделу «Человек в экономических отношениях»

Глава111. Человек и природа.

30

Воздействие человека на природу.  РК Природа на  Ставропольи.

31

Охранять природу-значит охранять жизнь

32

Закон на страже природы

33

Итоговое тестирование за курс 7 класса

34

Практикум по теме «Человек и природа».



Предварительный просмотр:

Введение

Рабочая программа по обществознанию предметной области   «Общественно-научные предметы»   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом рабочей программы по обществознанию для 5—9 классов автора Л.Н.Боголюбова,. Просвещение 2016г.  Рабочая программа составлена в рамках УМК по обществознанию 8  класса Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Иванова. Просвещения 2016г

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «обществознания» в 8 классе

ичностные, метапредметные,  предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами  являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Критерии оценки

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Личность и общество

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Название темы

Количество часов

Контрольная работа

Введение.

-

Глава 1. Личность и общество

(6ч)

1

Глава II. Сфера духовной культуры

(8ч)

1

Глава 111. Социальная сфера

 (5 ч)

1

Глава VI . Экономика 

(12 ч)

1

Итого

34ч

4

        

.

Региональный компонент

РК Образование в нашем крае.Экономика моей семьиСобственность моей семьи.Национальности нашего селаСобственность моей семьиПредприниматели нашего села.

Литература

  • Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
  • Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998. 
  • Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001. 
  • Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988. 
  • Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 199

Календарно-тематическое планирование по обществознанию  8 класса

классы 8  

учитель  Мазаева М.Д.

количество часов по учебному плану-  34

всего часов -34 в неделю часов -1

Для предметов естественно-научного цикла

Контрольных работ -4

Планирование составлено на основе  программы общеобразовательных учреждений по  обществознания 8 класс  «Обществознание»  Л.Н.Боголюбов. М. «Просвещение», 2016. и учебника Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебников, Н.И., Городецкой «Просвещение, 2018г, М  (ФГОС. Инновационная школа)   включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений,  реализующих программы общего образования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ   8 КЛАССА

п\п

Тема

Дата

1

ВведениеЧто делает человека человеком?Сущность, происхождение и смысл жизни человека в различных культурах и религиях  (ОДНКНР)

2

Человек, общество и природа.

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Человек как творец и продукт культуры(ОДНКНР)

4

Развитие  общества  Входная к\р

5

Как стать личностью

6

Контрольная работа по теме «Личность и общество»

7

Практикум по теме «Личность и общество»

Сфера духовной культуры

8

Сфера духовной жизни

9

Мораль. Общечеловеческие ценности. Представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (ОДНКНР)

10

Долг и совесть.  Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества (ОДНКНР)

11

Моральный выбор - это ответственность

12

Образование.  РК Образование в нашем крае.

13

Наука в современном обществе

14

Религия как одна из форм культуры.Понятие о семье в разных культурах и религиях (ОДНКНР)

15

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры»

16

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

Социальная сфера

17

Социальная структура общества

18

Социальные статусы и роли РК Социальные статусы и роли моей семьи.

19

РК

Нации и межнациональные отношения.

Национальности нашего села. Понятия народ, нация, народность и их соотношение друг с другом (ОДНКНР)

20

Отклоняющееся поведение.Основа для  крепких семейных связей между старшими и младшими поколениями (ОДНКНР)

21

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

22

Практикум по теме «Социальная сфера»

Экономика

23

Экономика и ее роль в жизни общества

24

Главные вопросы экономики

25

РК

Собственность

Собственность моей семьи.

26

Рыночная экономика

27РК

Производство- основа экономики Предпринимательская деятельность.

Предприниматели нашего села.

28

Роль государства в экономике

Распределение доходов

29 РК

Потребление.

Потребления моей семьи.

30

РК

Инфляция и семейная экономика

Экономика моей семьи

31

 Безработица, ее причины и последствия

32

Мировое хозяйство и международная торговля

33

Итоговое тестирование за курс обществознания 8 кл

34

Практикум по теме «Экономика»



Предварительный просмотр:

Введение

Рабочая программа по обществознанию предметной области   «Общественно-научные предметы»   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом рабочей программы по обществознанию для 5—9 классов автора Л.Н.Боголюбова,. Просвещение 2016г.  Рабочая программа составлена в рамках УМК по обществознанию 9  класса Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Иванова. Просвещения 2014г

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «обществознания» в 9 классе

Личностные результаты:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

- убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.

Метапредметные  результаты:

регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

познавательные УУД:

- проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;

- давать определения понятий;

коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.

Предметные результаты:

- понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять их с позиций явлений социальной действительности;

- характеризовать явления общественно-политической жизни;

- иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  в ценностно-мотивационной сфере:

- осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;

- знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

Содержание тем учебного курса

Глава I. Политика (11 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Глава II. Право (22 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления». Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Заключение (1 ч)

Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 9 класс».

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Наименование главы

Кол-во часов по программе

Кол-во к\р

1

Глава I Политика и социальное управление

12

1

2

Глава II Гражданин и государство

9

1

3

Глава  III  Основы Российского законодательства

13

1

Итого

31

3

Региональный компонент

Современное развитие Ставрополья  Ставропольский  край - субъект РФ  Символика Ставропольского края   Национальная политика Ставрополья  Правоохранительные органы Ставрополья.

Литература

  1. Анишина В.И., Засорин С.А. Обществознание без шпаргалки. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. М.: Материк-Альфа, 2008.
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 91 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  5. Брандт М. Ю. Обществознание: понятия и термины: толковый словарь. – М.: Экзамен, 2014. – 125 с.
  6. Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2013.
  7. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с. – (ЕГЭ. Справочники).

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9  класса

классы  9

учитель  Мазаева М.Д.

количество часов по учебному плану-  34

всего часов -34 в неделю часов -1

Для предметов естественно-научного цикла

Контрольных работ -4

Планирование составлено на основе  программы общеобразовательных учреждений по  обществознания 9 класс  «Обществознание»  Л.Н.Боголюбов. М. «Просвещение», 2016. и учебника Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебников, Н.И., Городецкой «Просвещение, 2018г, М  (ФГОС. Инновационная школа)   включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений,  реализующих программы общего образования.  

63ич  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ   9 КЛАССА

п\п

Теме

Дата

Тема 1.  Политика  Глава I Политика и социальное управление 12

1

Политика и власть

2

Государство и его отличительные признаки

3

Государство и его отличительные признаки

4

Политические режимы

5

Правовое государство.

Разделение  властей

6

Гражданское общество и государство  Р/к Современное развитие Ставрополья   

7

Контрольная работа №1

« Устройство государства и власти в РФ»

8

Участие граждан в политической  жизни

9

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

10

Урок - практикум №1

 « Я - будущий избиратель»

11

Межгосударственные отношения 

12

Урок – практикум №2 «Политическая сфера»

ОДНКР Конституция России – главный закон жизни россиян, ее значение для России.

 

  Глава II Гражданин и государство 9

13

Основы конституционного строя РФ

14

15

Права и свободы человека и гражданина

Р/к  Символика Ставропольского края

16

Контрольная работа №2

«Права и обязанности гражданина РФ»

17

Высшие  органы государственной власти в РФ        

18

Россия Федеративное государство  ОДНКР Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на территории нашей страны

19

Судебная система РФ 

20

Правоохранительные органы  РФ

Р/к Правоохранительные органы Ставропольского края

21

Урок- практикум №3 «Федеративное устройство РФ»

Р/к Ставропольский край- субъект РФ

Глава  III  Основы Российского законодательства 13

22

Роль права в жизни человека, общества и государства

23

Правоотношения и субъекты права

ОДНКР Безопасность человеческой жизни

24

Контрольная работа №3 «Государство и право»

25

Правонарушения и  юридическая ответственность

26

Гражданские правоотношения

27

Право на труд. Трудовые отношения

28

Семья под защитой  закона

ОДНКР Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению семьи

29

Административные правоотношения

30

Контрольная работа №4   «Правовая сфера»

31

Уголовно- правовые отношения.

ОДНКНР Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества 

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

33

Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов

34

Итоговое повторение

 ОДНКР Мой регион – Ставропольский край, мой город – Светлоград, мой район – Петровский городской округ в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...