Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Латкина Анна Алексеевна

В данной статье описаны  средства  формирования УУД  у обучающихся на  уроках истории и обществознания в процессе формирования  коммуникативной компетентности. . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  коммуникативной компетентности  обучающихся на  уроках истории и обществознания

Повышение качества обучения  школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. Глобальное  реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала  идея  развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно- деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода  от  «знания- догмы» к  «знанию-мышлению».

Современная  общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а   также  опыт  самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Коммуникативная  компетентность – умение продуктивно общаться, взаимодействовать в процессе своей деятельности, учитывать  позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Проблема  коммуникативного  общения обучающихся – одна  из самых важных  сегодня в организации социальной учебной среды. Для школьников в возрасте 15-17 лет обучение и общение являются  ведущими видами.

Сегодня школа уделяет  большое внимание развитию умений обучающихся в рамках подготовки к  экзаменам в виде  письменного тестирования в форме ОГЭ и ЕГЭ, неоправданно мало времени отводится на развитие  устной речи обучающихся.Часто  одним  из способов накопляемости  оценок обучающихся являются  письменные работы, тесты.

Принцип коммуникативности предполагает  изменение  характера деятельности и обучающихся, и учителя. Важное значение  приобретает общение  ученика и учителя, речевая  активность обучаемых на  уроке. Учитель  должен  учитывать взаимосвязь уровня  сформированности УУД со  следующими  показателями:

  • состояние  здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • степень владения русским языком;
  •  умение  слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • стремление принимать   и решать учебную задачу;
  • навыки общения  со сверстниками;
  • умение  контролировать свои действия на уроке.

Средства  формирования  коммуникативных УУД у  обучающихся основной  школы

   Коммуникативные  УУД обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других  людей, партнёров по общению или деятельности, умение  слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном  обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

   К коммуникативным  действиям относятся:

- планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками, определение  цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов, инициативное  сотрудничество в поиске и сборе  информации;

- разрешение  конфликтов, выявление, индетификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решений  и его реализация;

- управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение  монологической  и диалогической  формами речи в соответствии с грамматическими и  синтаксическими нормами родного языка, современных средств  коммуникации.

   На своих  уроках применяю следующие  средства  коммуникативных УУД:

1. Особое  место в формировании УУД на уроках истории хотелось бы отнести театрализации  как одной  из форм групповой деятельности обучающихся. Пятиклассники с удовольствием  инсценируют сцены из жизни  египтян, мифы Древней Греции, самостоятельно создают костюмы.

2. Важную роль в формировании УУД играет  работа  с историческим документом. Навык чтения по праву считается фундаментом  всего образования. Осмысленное чтение – сложный и многогранный  процесс, предполагающий решение таких познавательных и  коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое),  поиск  конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование  текста. В деятельности  чтения  участвуют такие  механизмы, как  восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия. В педагогической практике выделяется несколько приёмов  работы с историческим  текстом.

 1.Приём составления плана позволяет  глубоко осмыслить и понять текст. Для  составления плана  целесообразно по мере  чтения  последовательно задавать  себе вопрос « О чём здесь говорится?».

 2.Приём тезирования представляет  собой  формулирование  основных тезисов, положений и выводов  текста.

 3.Приём  составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

 4.Приём комментирования  является  основой осмысления и понимания  текста и представляет собой  самостоятельное  рассуждение, умозаключение и выводы по поводу  прочитанного текста.

  Учебный предмет «История» имеет  особое значение для формирования морально – ценностной  позиции обучающихся, поэтому  очень важно специально организовать ориентацию обучающихся на деятельность исторической  личности и её нравственное  содержание. Для  формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные  на  осмысление  текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление  кластера», для  разнообразного контроля знаний  обучающихся  на уроках истории. Например, при изучении темы: «Россия на рубеже ХVI- XVIIвв.  можно дать  ученикам  исторический документ с описанием  личности Бориса Годунова.

3. «Составление  кластера» - особая  графическая  организация  материала, позволяющая  систематизировать   и структурировать имеющиеся  знания. В центре записывается  ключевое слово и от него расходятся  стрелки- лучи, показывая  смысловые поля того или иного понятия.

4. Дебаты - ещё  одно средство  формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.  Каждый может высказать свое мнение, главным требованием являлось наличие аргументации. В конце дебатов  подводится итог и делается общий вывод  по теме.

5. Групповая форма работы. Именно в обществе  со сверстниками  ребёнок  может практиковать  взрослые  формы  поведения: контроль и оценку. В общении  со сверстниками зарождается необходимость встать на  точку зрения  другого, координировать  его действия со своими, а за счёт этого понимать другого. Обучающиеся  учатся  искать информацию, сообщать её  другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт   совместного труда. Это обеспечивает  также  формирование всех видов УУД. Например, после проведения  исторического диктанта организую проверку знаний в  парах: обучающиеся обмениваются работами, под моим контролем проверяют диктант и ставят оценку( критерии оценивания написаны на доске заранее).

6. Проектная и исследовательская  деятельность – необходимое условие компетентностного  подхода и действенное средство  формирования УУД. В процессе этих видов деятельности  у обучающихся формируется весь  спектр универсальных учебных действий: коммуникативные (развитие  навыков  работы в группе), воспитание толерантности, формирование  культуры  публичных выступлений. Например:   «Поработай над своей устной  и письменной речью. Подготовь связный рассказ на  тему:  «Что я знаю о Петре I ?». Построить свой рассказ  тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером.» Во время  изучения нового материала приглашаю  обучающихся  понаблюдать, сравнивать,  выявить закономерность и  на этом  основании  сделать своё открытие. На уроках материал  используется  разнообразный: Работа с картами, таблицами, картинами, со схемами, со словарём, кроссвордами.

7.Синквейн -  одна  из форм групповой работы, которую можно использовать при составлении исторического портрета личности:

Иван Грозный

Талантливый, жестокий

Царствует, убивает, молится

Расправляется  с боярами

Монарх

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...