Ррабочая программа "Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс"
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Галина Борисовна Хохлова

Рабочая программа внеурочных занятий по подготовке к ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.rp_vn.z.podgotovka_k_oge_obshchestvoznanie.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                             

Директор школы:

  _______Л.А. Кучина

Приказ от ____________№  ___

Рассмотрена школьным методическим объединением

учителей дисциплин _______________________цикла

 (протокол  № ____  от  « ___» __________  20___ года)

Принята  Педагогическим советом

 (протокол  № ____  от  « ___» __________  20___ года)

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Центр образования №13

имени Евгения Николаевича Волкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочного занятия

«Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс»

Ступень обучения, класс: основное общее образование. 9 класс

Количество часов в неделю, в год: 34 часа  в год, 1 час в неделю

Уровень обучения:  базовый

Сроки реализации: 2019-2023 учебный год, II ступень образования

Программу разработал:  Хохлова Галина Борисовна, учитель истории, высшая квалификационная категория

пос. Барсуки, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочного занятия по обществознанию   составлена на основе:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ  от 29.12.12г.
  • Приказа Минобразования и науки  РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
  • Приказа Министерства образования и науки РФ  №345 от 28.12.2018 «Об утверждении     федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 класс. М.: Просвещение. 2018

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетентностями, средствами контрольно-измерительных материалов ОГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании творческих заданий.

ЦЕЛЬ КУРСА: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию ЧЕРЕЗ АКТУАЛИЗАЦИЮ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА.

ЗАДАЧИ КУРСА:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: мини-лекции, практикумы, тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.

С целью активизации познавательных возможностей, обучающихся программой предусмотрено активное использование нормативно-правовой базы РФ, информационно-коммуникационных средств обучения, прежде всего, Интернет-ресурсов.

Факультативный курс «Подготовка к ОГЭ» реализуется в 9 классах и рассчитан на 34 часа.


ТРЕБОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

К важнейшим личностным результатам изучения курса обществознание относятся:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и социальной группы, локальной и региональной общности
  • уважение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека
  • понимание культурного многообразия, уважение, толерантность
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную и общественную
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации
  • способность решать задания итоговой аттестации всех типов
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать / понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • уметь:
  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы.  М., Просвещение, 2016. (Стандарты второго поколения).
  2. Программы Обществознание. 5- 9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2014 г
  3. «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6– 11 классы/М.: Просвещение  2016
  4. Сборник/Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6– 11 классы/М.: Просвещение  2017
  5. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
  6. Марченко М.Н. Обществознание. (Учебное пособие для вузов) 2011, 2-е изд., 432с.Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах.  2006, 352с.
  7. Мушинский В.С. Основы правоведения. Учебник для основной школы М.: Международные отношения. Центр гуманитарного образования. 1998. 256 с.
  8. Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 1998. 191 с.
  9. Северинов К.М Обществознание в схемах и таблицах.  2010, 96с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://danur-w.narod.ru/ (полезные ссылки по обществознанию)
  2. http://www.school.edu.ru/
  3. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
  4. https://soc-oge.sdamgia.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам
  5. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  6. https://socialstudies.ru – портал «Изучаем обществознание»
  7. https://foxford.ru/ - онлайн-школа Фоксфорда
  8. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

ПРОГРАММА

Раздел I. Человек и общество (3 часа)

Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. Общество. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы человечества.

Раздел II. Сфера духовной культуры (4 часа)

Наука в жизни современного общества. Образование. Религия. Ступени образования. Религиозные течения. Свобода совести. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Раздел III. Экономика (8 часов)

Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость. Свободные, экономические блага. Факторы производства. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация. Квалификация. Натуральный обмен, товарно-денежные отношения. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Функции денег. Виды зарплаты. Производительность труда. Прожиточный минимум. Виды налогов (федеральные, региональные, местные, прямые, косвенные). Поддержание государственных институтов.

Раздел IV. Социальная сфера (4 часа)

Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли. Виды семей. Нуклеарная семья. Функции семьи. «Кризис идентичности», ролевой конфликт. Санкция. Нормы морали и права. «Золотое правило нравственности». Дозволение, предписание, запрет. Обычаи, традиции, ритуалы. Девиантное поведение. Компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы. Соотношение понятий «нация» и «этнос».

Раздел V. Сфера политики и социального управления (7 часов)

Политика, политическая власть, СМИ. Государство, суверенитет, функции государства. Ш. Монтескье, А. Смит, Д. Локк. Монархия, республика, унитарное, федеративное государство, гражданство. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, референдум. Глава города, земства, мэр, глава поселения. Всеобщее избирательное право, референдум, политический экстремизм. Стадии выборов. Альтернативность кандидатов. Механизм прямой демократии. Плебисцит. Бюллетень. Политическая партия, общественно-политические движения. Политический плюрализм. Гражданское общество, верховенство права, незыблемость прав и свобод.

Раздел VI. Право (7 часов)

Естественное право, норма права, нормативные акты, закон, отрасль права, институт права. Закон, подзаконный акт. Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. приказы, инструкции. Локальные нормативные правовые акты. Субъект, объект права, правоспособность, дееспособность, субъективные юридические права, юридические обязанности, физические и юридические лица. Правонарушение, противоправность, действие, бездействие, деяние, вина, юридическая ответственность, презумпция невиновности. Конституционный строй, федерация, самоопределение, сепаратизм, социальное государство, светское государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Субъект РФ. Национальные и территориальные образования. Парламент, правительство. Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, арбитражный суд. Народные заседатели, суд, присяжные, прокуратура, адвокатура, нотариат. Судебная система. Группы прав по Конституции РФ. Гарантии-условия прав человека и гражданина. Конвенция о правах ребёнка. Несовершеннолетний. Самозащита, несудебная защита. ООН, ОБСЕ, Красный крест. Амнистия. Международное гуманитарное право, военные преступления. Субъекты гражданского права, договор, сделка, дееспособность, потребитель, моральный вред, безопасность товар, сертификат. Брак, семейные правоотношения, супруги, родители, алименты. Условия заключения брака. Трудовой договор, дисциплина труда, льготы. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные наказания, проступки. Уголовно-правовые отношения, деяние, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона.

Раздел VII. Итоговое повторение (1 час)

Рефлексия изученного материала и собственной деятельности в области подготовки к экзамену. Систематизация и обобщение основных положений курса. Использование приобретенных знаний для решения заданий. Проведение диагностики результатов обучения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 П/П

ТЕМА / РАЗДЕЛ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Человек и общество

3

2

Сфера духовной культуры

4

3

Экономика

8

4

Социальная сфера

4

5

Сфера политики и социального управления

7

6

Право

7

7

Итоговое повторение

1

Общее кол-во часов: 34

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

3

Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.

1

Общество. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

1

Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение.

1

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

4

Наука в жизни современного общества.

1

Образование. Ступени образования.

1

Религия. Свобода совести.

1

Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Мораль

1

ЭКОНОМИКА

8

Свободные и экономические блага. Товары и услуги.

1

Производство. Факторы производства. Предпринимательство

1

Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика. Собственность

1

Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Деньги

1

Государство в экономике. Виды налогов

1

Благосостояние граждан. Прожиточный минимум

1

Банковские услуги. Страховые услуги.

1

Экономические функции домохозяйств. Заработная плата

1

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4

Социальная структура. Группы. Семья как малая группа

1

Социальные нормы. Социальные роли.

1

Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни.

1

Социальный конфликт и пути его преодоления.

1

СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

7

Власть. Роль политики в жизни общества.

1

Государство и его формы

1

Политический режим. Демократия. Принцип разделения властей

1

Гражданское общество. Местное самоуправление.

1

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум.

1

Политические партии и движения.

1

Правовое государство.

1

ПРАВО

7

Право. Норма права. Источники права. Правоотношения

1

Правонарушения и их виды. Юридическая ответственность

1

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

Права и свободы человека и гражданина РФ. Обязанности гражданина РФ. Механизм защиты прав.

1

Гражданские, семейные, трудовые правоотношения

1

Административные, уголовные правонарушения.

1

Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РРабочие программы по литературе 5-9, 10-11 классы

 Рабочая программа по литературе для 5-9 классов создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Учебного плана ОУ, Программы д...

Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс

Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию классы: 6 – 9

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию. Классы: 6 – 9...