Контрольная работа по обществознанию 10 класс на тему: "Человек в системе общественных отношений"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Перфилова Ирина Анатольевна

Контрольная работа по 1 главе: "Человек в системе общественных отношений" к учебнику М.В. Кудина "Русское слово"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Человек в системе общественных отношений»

10 класс

ФИ  ______________________________________ дата________

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА

 

ПОНЯТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Индивид

Отдельно взятый представитель человеческого рода

Человек как субъект социальных отношений

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Мифология

Фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме.

...

Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Чувственное

Ощущение, ... , представление

Рациональное

Понятие, суждение, умозаключение

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

мотивы деятельности

...

ценности

убеждения

интересы

идеалы

5. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Потребности в воспроизводстве рода

Институт семьи и брака

Потребности в ... и социальном порядке

Политические институты

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Объекты деятельностирезультаты деятельностимотивы деятельностисубъекты деятельностиструктура деятельности.

7. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Знаниямировоззрениеценностиустановкиубеждения.

8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Знаниятеориилегендымифыгипотезы.

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Потребностьустановкаубеждениемотивинтересэмоцияидеал.

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Биологическая природа человекаинстинктивное поведениефизиологические потребностифизическое развитиевозрастные особенности развития психики.

11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

 

1) порядочность

2) сообразительность

3) законопослушность

4) трудолюбие

5) начитанность

6) быстрота реакций

 

12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.

 

  1. ощущение; 2) восприятие; 3) гипотеза; 4) представление; 5) практика; 6) суждение

13. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями.

 

1) в трудовой деятельности

2) в созидании

3) в творчестве

4) во взаимопонимании

5) в отдыхе

6) в пище

14. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам деятельности.

 

1) игра

2) труд

3) мобильность

4) познание

5) общение

6) сознание

15. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

16. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

17. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) чтение учебников, справочной литературы

2) поступление в вуз

3) получение высокого балла

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

18. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

19. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.

2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.

3) Потребности человека носят безграничный характер.

4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.

5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

20. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

21. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОПЕРАЦИИ

 

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

 

1) чувственное

2) рациональное (логическое)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

22. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

A) логическая обоснованность

Б) доказательность

B) опора на верования

Г) проверяемость

Д) эмоциональная окрашенность

 

1) мифологическое

2) научное

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) театральные декорации

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

 

1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

24. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

 

1) социальная

2) биологическая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

25. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

 

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

26. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление социальных потребностей личности.

 

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

27. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

        

28. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Значение Я-концепции для понимания человеческой __________(А)трудно переоценить. Появившееся в ходе длительной __________(Б)двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий __________(В) не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Иное существо и не могло возникнуть в результате процесса __________(Г). Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, постоянная рефлексия, осмысливание и оценивание самого себя предшествует и служит мотивационным базисом всего __________(Д). Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что __________(Е), постижение человеком самого себя, выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.»

 

Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) акт

2) личность

3) мотивы

4) Я-концепция

5) антропосоциогенез

6) поведенческий комплекс

7) эволюция

8) исследование

9) объект

 

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

29. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;

− одно предложение, раскрывающее особенность обыденного познания.

30. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Ответы.

  1. личность
  2. религия
  3. восприятие
  4. потребности
  5. безопасности
  6. структура деятельности
  7. мировоззрение

  1. знания

  1. мотив

  1. биологическая природа человека.

  1. 26

  1. 35

  1. 56

  1. 36

  1. 123

  1. 23

  1. 236

  1. 15

  1. 135

  1. 235

  1. 112122

  1. 22121

  1. 21122

  1. 22111

  1. 356

  1. 123

  1. 256

  1.  2, 7, 1, 5, 6, 4.

  1. 1) Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, результатом которого становится получение информации об окружающем мире.

2) Чувственное познание преимущественно опирается на органы чувств человека и отражает внешние признаки объектов, а рациональное на мыслительные операции и стремится проникнуть в суть познаваемых объектов.

3) В основе обыденного познания лежит здравый смысл и житейский опыт, практика повседневной жизни.

30. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «мировоззрение».

2. Структура мировоззрения:

а) знания;

б) принципы;

в) убеждения;

г) духовные ценности и т.д.

3. Пути формирования мировоззрения:

а) стихийное;

б) осознанное.

4. Основные виды мировоззрения:

а) мифологическое;

б) религиозное;

в) философское;

г) научное.

5. Роль мировоззрения в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию для 11-го класса по теме "Человек и экономика"

Контрольная работа содержит тесты и задания по теме "Человек и экономика"...

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень).

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень). Один вариант. Ответы....

Контрольная работа для 8 класса по теме «Человек и информация»

Контрольная работа для 8 класса по теме «Человек и информация» содержит 2 варианта...

Тестирование по теме "Право в системе общественных отношений" (обществознание, 9 класс)

Данный материал может быть использован в качестве контроля знаний учащихся по завершении изучения раздела "Право", при подготовке к ГИА по обществознанию....

Контрольная работа по обществознанию по теме «Человек и закон» 7 класс

В контрольной работе содержатся разные типы заданий, что позволяет  проверить уровень усвоения знаний по теме....

Контрольная работа по обществознанию по теме «Человек и закон» 7 класс

В контрольной работе содержатся разные типы заданий, что позволяет  проверить уровень усвоения знаний по теме....

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений"...