Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Цыповский Олег Леонидович

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Обществознание познакомить с сущностью материальной и духовой культуры, показать способы развития духовной культуры, актуальность диалога культур; раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_urok.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Методическая разработка урока на тему

                                «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

                         для учащихся средних профессиональных учебных заведений

                       преподаватель истории и обществознания Цыповский О.Л.

    Электромеханический техникум железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова

Предмет: обществознание

Тип занятия: комбинированный урок

Тема: «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

Цели и задачи:

обучающие: познакомить с сущностью материальной и духовой культуры, показать способы развития духовной культуры, актуальность диалога культур; раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.

развивающие: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, развитие  способности  к  мыслительной  деятельности, развитие критического мышления при усвоении информации, развитие внимания,  формирование  УУД  (личностных,  регулятивных, познавательных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развивать  умение  применять  новые  знания,  развитие  творческих  и речевых  способностей  учащихся;

воспитательные: формировать отношения к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего; стимулирование коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействия учащихся в групповой работе, развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовые ценности «Культура», «Культурное наследие», «Культурные ценности».

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, повышать уровень саморегуляции.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Познавательные УУД:

Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста,

иллюстрации, видеофрагмента, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать

- понятия: культура, культурный комплекс, формы культуры, виды культуры, культурное наследие;

Уметь

- изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- давать оценку общественным и историческим процессам;

Личностные:

- осознание учащимися себя гражданами России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- развитие чувства уважения к культурным традициям;

 - понимание ценности культуры в жизни общества;

Метапредметные:

 - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

 - готовность к сотрудничеству с соучениками;

 - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, А.Ф. Никитин Обществознание 10 класс. Учебник. Базовый уровень. ФП. ФГОС;

Формы урока: индивидуальная, групповая;

Основные понятия: Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура.

Тип урока: Комбинированный. Лекция с элементами рассуждения.

Ход урока

1. Понятие культуры.  Понятие культура имеет более четырехсот определений.

Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также продукт и результат этой деятельности.

Культура — это все что создано человеком за время его существования.

Природа самовоспроизводится. Социальное бытие воспроизводит человек. (учащиеся записывают определения)

Источники культуры – язык, традиции, обычаи.

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально связанного с ним (Футбол, плуг, книгопечатанье, паровая машина)

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. (учащиеся записывают определения)

2. Формы культуры: Материальная - Физические объекты, созданные человеческими руками – Артефакты.

Духовная - совокупность духовно-нравственных, религиозных ценностей. Достижений науки, философии, произведения литературы и искусства, мировоззрение. Передается от поколения к поколению в устной и письменной формах и проявляется в тех или иных моделях поведения.

Нормы, правила, образцы, эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, традиции, язык.

(на доске записаны понятия, которые необходимо распределить между формами: Орудия труда, пища, посуда, жилище, одежда, обувь, садовые растения, домашние животные, музыка, искусство, песни, кино, книги, религия, знания, мораль) 5 мин.

3. Виды культуры. Массовая культура (поп культура) – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке. Впервые этот термин был введен испанским философом-идеалистом, представителем философии жизни, культурологом Хосе Ортега-и-Гассетом. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления и производства. Для появления массовой культуры потребовалась несколько условий:

-достаточно высокий уровень образования масс,

-наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг.

-наличие средств, способствующих распространению массовой культуры.

? Что мы понимаем под такими средствами?      /СМИ – радио, телевидение, видеотехника, компьютерная техника/. 

Реклама, телевидение, радио, кинематограф, поп музыка и рок музыка и тд.

Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда

Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это высокое искусство. Его девиз «Искусство для искусства». Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства.

Народная культура создается самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая ее часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности и воззрения. Ее произведения передают из уст в уста. Даже если ее достоянием становится авторское произведение, то авторство вскоре забывается. Вспомните, например, песню "Катюша". Кто автор слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор – это устное народное творчество. Ученые, занимающиеся изучением фольклора называются фольклористами. Отличительной чертой фольклора является то, что он локализован, т.е. связан с отдельной местностью. 

4. Контркульту́ра — специфический вид субкультуры — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. (разбираются примеры проявления конркультуры)

5. Проблемы современной культуры – Диалог культур, Механизация культуры. (в форме беседы с учащимися)

5.Закрепление

Установите соответствие между типами культур и их признаками:

А) Массовая, Б) Народная, В) Элитарная.

1. Неизвестно авторство большинства произведений.

2.Оринтированность на коммерческий успех.

3.Посещение концерта классической музыки.

4.Передается из поколения в поколение.

5.Стремление к получению прибыли.

6.Необходимость специального образования.

7.Повышение роли кино и телевидения.

ТЕСТ

на закрепление материала по теме:

"ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ"

  1. Своеобразная целостность, включающая искусство, науку,

 нравственность, религию называется __________________ культурой.

 

  1. Культура, созданная анонимными творцами,

 часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:

А. элитарной.

Б. народной.

В. массовой

Г. духовной.

 

      3.     «Мыльные оперы» относятся к произведениям:

А. массовой

Б. элитарной.

В. народной.

Г. материальной.

 

4.     Какая черта характеризует исключительно массовую культуру:

А. Связь с творчеством.

Б. Сложность и противоречивость.

В. Недоступность.

Г. Высокий уровень коммерциализации.

 

5.     Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков:

А. народная.

Б. массовая

В. духовная.

Г. элитарная.

 

6.     Формула «Искусство для искусства» характерна для:

А.. народной.

Б. массовой

В. Элитарной

Г. культуры как таковой.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 Проверка материала: Картинки с изображением живописи, аудиофрагмеент оперы, фотография, реклама, книга, фрагмент поп песни, анекдот про Вовочку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Методическая разработка урока по теме "Культура питания"

цель данного урока: познакомить обучающихся с основными принципами рационального питания; распределением расходов на питание; правилам покупок основных продуктов; научит рациональному ведению домашнег...

Методическая разработка урока "Модель отношения между понятиями"

Урок информатики "Модель отношения между понятиями" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Инфорамтика и ИКТ. 4 класс на основе краеведческого материала о Петергофе. В уроке использованы элементы техн...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методическая разработка урока по теме: "Культура петровской эпохи"

Методическая разработка включает в себя: конспект урока (с технологической картой), страницу для заполнения обучающимися и празентацию....