Элективный курс по обществознанию "Глобальный мир в XXI веке"
элективный курс по обществознанию (11 класс)

Подкидышев Александр Алексеевич

Электив для 11 класса. В основу лёг немного сложноватый для восприятия школьников учебник под редакцией Полякова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кустарёвская средняя школа»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №8 от 26.08.2019г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

_________________

А.Г. Якунина

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________

Н.П. Цыганкова

Приказ №103 от 31.08.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2019 / 2020 учебный год

Учитель: Подкидышев Александр Алексеевич  

    высшая квалификационная категория

Элективный курс по предмету: обществознание

Название: Глобальный мир в XXI веке

Класс: 11

Количество часов в неделю  1  за год  34

2019

I. Пояснительная записка.

  1. Сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089); примерной программы по обществознанию (базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

  1. Цели и задачи изучения данного элективного курса.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:

•        социализация, подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;

•        воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

•        самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

•        коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

•        уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

•        умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

•        конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства.

  1. Особенности класса.

11 класс является общеобразовательным и углубленного изучения обществознания в нём не предусмотрено.

  1. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, в соответствии с учебным планом школы.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ «Кустарёвская СШ» на 2019-2020 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

  1. Используемый учебно-методический комплект по учебному предмету.

Никаких УМК для преподавания данного элективного курса не предусмотрено.

  1. Формы контроля и возможные варианты его проведения.

Контроль усвоения учебного материала может осуществляться следующим образом:

- устный опрос;

- беседа;

- творческая работа.

II. Планируемые результаты освоения учебного курса.

В результате изучения данного элективного курса по обществознанию ученик должен:

знать/понимать:

  • правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод;
  • роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны;
  • ценность активной гражданской позиции для развития страны;
  • правила общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе.

уметь:

  • формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы;
  • противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;
  • использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей с учётом реалий современного информационного общества;
  • для совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • для ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • для предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
  • для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

III. Содержание учебного курса.

Основные функции и подсистемы общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ. Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Общественное сознание и типы обществ.

Российская государственность и российская цивилизация. Единство человечества. Россия в современном мире. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества. Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации. 

Западные теории мироустройства. Человек и человечество — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

Культура: понятие, многообразие, формы. Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику.

Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. «Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Демократическая система в современном политическом развитии. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах.

Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности.

Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европейский парламент. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза. Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития.

Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в ХХ веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России.

Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия.

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации.

Особенности русской политической культуры. Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре.

Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Россия — «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России.

Угрозы и вызовы для России в ХХI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Экономические, социальные, военные риски для России. Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХI веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждого раздела.

Наименование разделов

Количество часов

В том числе часы на

Контр.раб.

Практ.раб.

1

Введение

1

-

-

2

Общество. Общественное сознание

2

-

-

3

Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях

3

-

-

4

Что нас разделяет

2

-

-

5

Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века

2

-

-

6

Учитесь мыслить глобально

4

-

-

7

Глобальная экономика

2

-

-

8

Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире

3

-

-

9

Власть в информационном обществе

3

-

-

10

Россия и русский мир

4

-

-

11

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

6

-

-

12

Итоговое повторение

1

-

-

Резерв

1

-

-

V. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение (1 час)

1

Введение

1

Раздел 2. Общество. Общественное сознание (2 часа)

2

Общество. Общественное сознание: основные функции и подсистемы общества

1

3

Общественное сознание и его формы

1

Раздел 3. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях (3 часа)

4

Российская государственность и российская цивилизация

1

5

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству

1

6

Западные теории мироустройства

1

Раздел 4. Что нас разделяет (2 часа)

7

Культура: понятие многообразие, формы

1

8

Религия и язык как явления культуры

1

Раздел 5. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века (2 часа)

9

Мировое сообщество после холодной войны

1

10

Демократия и рынок в глобальной перспективе

1

Раздел 6. Учитесь мыслить глобально (4 часа)

11

Феномен мирового лидерства

1

12

Россия в глобальной конкуренции

1

13

Евросоюз и его миссия

1

14

Китай на пути к глобальной державе

1

Раздел 7. Глобальная экономика (2 часа)

15

Становление единого мирового хозяйства

1

16

Россия в глобальной экономике

1

Раздел 8. Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире (3 часа)

17

Сила оружия в современном мире

1

18

Экономика и экология: поиски равновесия

1

19

21 век и новые угрозы для человечества

1

Раздел 9. Власть в информационном обществе (3 часа)

20

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие

1

21

СМИ между властью и гражданским обществом

1

22

Нетократия

1

Раздел 10. Россия и русский мир (4 часа)

23

Россия и русский мир

1

24

Политическая система современной России

1

25

Развитие гражданского общества в современной России

1

26

Россия – ближний круг и русский мир

1

Раздел 11. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (6 часов)

27-28

Россия в глобальном мире: угрозы и вызовы для России в XXI веке

2

29-30

Экономические, социальные, военные риски для России

2

31

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

1

32

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке

1

Раздел 12. Итоговое повторение (1 час)

33

Итоговое повторение

1

Резерв (1 час)

34

Резервный урок

1

VI. Список литературы и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Учебники

Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2009.

Учебно-методические пособия

Иоффе А.Н. Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке. Программы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.

Медиаресурсы

http://fcior.edu.ru

http://interneturok.ru/ru 

http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

Учебно-методическое пособие по элективному курсу"История Невского района Санкт-Петербурга.ХVIII-XIX века"(для 9 класса)

Содержание программы элективного курса по краеведению "История и культура Невского района Петербурга" по материалам музея "Невская застава" и библиотеки   Леонида Соболева. Пособие...

Элективный курс в 9-м классе «Музыкальное искусство с Древних времён до начала XX века».

Пояснительная записка.О том, что такое музыка во всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих литературных изданиях, связанных с музыкой. По этой теме существует огромное количество статей. Традици...

Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...

Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»

Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"

Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...