Программа курса "Трудные вопросы обществознания" . Подготовка к ЕГЭ.
элективный курс по обществознанию (11 класс)

Зиновьева Татьяна Владимировна

Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса,  направлена на повторение теоретического материала по ключевым темам,  подготовку  к выполнение практической части заданий. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Данная рабочая программа ориентирована на работу с предметной линией учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. Программа рассчитана на 56 занятий, 2 занятия   в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_11_rp.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании творческой лаборатории

Протокол № 2 от «18» сентября 2020

Руководитель ТЛ:_____ /Савельева Л.А./

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

директора по УВР _________ /Ермолаева Н.В./

«18» сентября 2020

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101»

__________/Малюгина Е.В./

приказ №95/1-О от «18» сентября 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса: трудные вопросы обществознания

11 класс

среднего общего образования

на 2020/2021 учебный год

Составитель:  Зиновьева Т.В.,

учитель обществознания

высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету обществознание  составлена в соответствии с:

  • федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578
  • федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
  • Сборник примерных рабочих  программ.  Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н Боголюбова10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская.-М.:  Просвещение, 2019.- 48с.

            Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса,  направлена на повторение теоретического материала по темам и подготовку  к выполнение практической части заданий. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Данная рабочая программа ориентирована на работу с предметной линией учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.

            Программа рассчитана на 56 занятий, 2 занятия   в неделю.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
  • отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
  • признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
  • убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую
  • (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  •  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  •  знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  •  решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  •  осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
  •  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  •  знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  •  приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  •  знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  •  понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  •  знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  •  знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Вводное занятие – 1 ч

Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий.

РАЗДЕЛ I. Общество и человек – 5 ч

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ДУХОВНАЯ СФЕРА – 5 ч.

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

РАЗДЕЛ III. Социальная сфера  - 6 ч.

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

РАЗДЕЛ IV. Экономическая сфера – 8 ч.

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

РАЗДЕЛ V.  Политическая сфера  - 10 ч.

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ VI.  Право – 10 ч.

Право как особая система норм.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Гуманистическая роль естественного права. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Тестирование в форме ГИА – 3 ч

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Человек в обществе. (8 часов)

1

Вводное занятие

1

2

Что такое общество. Общество,  как сложная система

1

3

Деятельность. Социальная деятельность человека

1

4

Динамика общественного развития

1

5

Познавательная деятельность

1

6

Современное общество                                                                                                                                                                    

1

7

Угрозы «1 века. Глобальные проблемы  современности.

1

8

Практикум.                                                                                                   

1

Раздел  2.  Духовная сфера. ( 6 часов)

9

Духовная культура общества

1

10

Духовный мир личности. Массовая культура

1

11

Наука и образование

1

12

Религия и искусство

1

13

Практикум.                                                                                                   

1

14

Практикум.                                                                                                   

1

Раздел  3. Социальная сфера ( 6 часов)

15

Социальная структура общества.

1

16

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

17

Нации и межнациональные отношения.

1

18

Молодёжь как социальная группа

1

19

Семья и брак. Демографическая ситуация в современной России.

1

20

Практикум

1

Раздел  4. Экономическая сфера (8 часов)

21

Экономика: наука и хозяйство.

1

22

Экономический рост и развитие.

1

23

Рыночные отношения в экономике.

1

24

Фирма в экономике. Финансовый рынок.

1

25

Экономика и государство.

1

26

Инфляция. Безработица

1

27-28

Практикум

1

Раздел  5. Политическая сфера  (10 часов)

29

Политика и власть. Государство

1

30

Политическая система.

1

31

Гражданское общество и правовое государство.

1

32

Демократические выборы.

1

33

Политические партии и партийные системы.

1

34

Политическая элита и политическое лидерство.

1

35

Политическое сознание. Политическое поведение.

1

36

Политический процесс и культура политического участия.

1

36-37

Практикум

1

Раздел 6. Право ( 18 часов)

1

38

Современные подходы к пониманию  права. Право в системе социальных норм.

1

39

Источники права                                                                                                                                              

1

40

Правоотношения Правомерное поведение

1

41

Гражданин РФ.Гражданское право РФ                                                                                                                                                           

1

42

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

1

43

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

44

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

45

Семейное право

1

46

Трудовое право

1

47

Уголовное право. Уголовно- процессуальное право.

1

48

Экологическое право

1

49

Административное право. Административно - процессуальное право. Процессуальные отрасли права.

1

50

Воинская обязанность.

1

51

Международная защита прав человека

1

52

Судебная система РФ

1

53

Основы Конституционного права

1

54-56

Тестирование в форме ГИА

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАЛАЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Оборудование, электронные образовательные ресурсы

Виды контроля результатов обучения

по плану

по факту

Раздел 1. Человек в обществе. (8 часов)

1

Вводное занятие

1

 Презентация учителя к занятию, справочная литература электронная, видеолекции для подготовки к ОГЭ

Опрос по понятиям, теоретическим положениям.

Решение  тематических тестов, работа с текстами, работа с КИМами

2

Что такое общество. Общество,  как сложная система

1

3

Деятельность. Социальная деятельность человека

1

4

Динамика общественного развития

1

5

Познавательная деятельность

1

6

Современное общество                                                                                                                                                                    

1

7

Угрозы «1 века. Глобальные проблемы  современности.

1

8

Практикум.                                                                                                   

1

Раздел  2.  Духовная сфера. ( 6 часов)

9

Духовная культура общества

1

10

Духовный мир личности. Массовая культура

1

11

Наука и образование

1

12

Религия и искусство

1

13

Практикум.                                                                                                   

1

14

Практикум.                                                                                                   

1

Раздел  3. Социальная сфера ( 6 часов)

15

Социальная структура общества.

1

16

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

17

Нации и межнациональные отношения.

1

18

Молодёжь как социальная группа

1

19

Семья и брак. Демографическая ситуация в современной России.

1

20

Практикум

1

Раздел  4. Экономическая сфера (8 часов)

21

Экономика: наука и хозяйство.

1

22

Экономический рост и развитие.

1

23

Рыночные отношения в экономике.

1

24

Фирма в экономике. Финансовый рынок.

1

25

Экономика и государство.

1

26

Инфляция. Безработица

1

27-28

Практикум

1

Раздел  5. Политическая сфера  (10 часов)

29

Политика и власть. Государство

1

30

Политическая система.

1

31

Гражданское общество и правовое государство.

1

32

Демократические выборы.

1

33

Политические партии и партийные системы.

1

34

Политическая элита и политическое лидерство.

1

35

Политическое сознание. Политическое поведение.

1

36

Политический процесс и культура политического участия.

1

36-37

Практикум

1

Раздел 6. Право ( 18 часов)

1

38

Современные подходы к пониманию  права. Право в системе социальных норм.

1

39

Источники права                                                                                                                                              

1

40

Правоотношения Правомерное поведение

1

41

Гражданин РФ.Гражданское право РФ                                                                                                                                                           

1

42

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

1

43

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

44

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

45

Семейное право

1

46

Трудовое право

1

47

Уголовное право. Уголовно- процессуальное право.

1

48

Экологическое право

1

49

Административное право. Административно - процессуальное право. Процессуальные отрасли права.

1

50

Воинская обязанность.

1

51

Международная защита прав человека

1

52

Судебная система РФ

1

53

Основы Конституционного права

1

54-56

Тестирование в форме ГИА

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ....

Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"

Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"...