Рабочая программа по обществознанию 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Павлинова Галина Александровна

Рабочая программа по обществознанию 11 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogolyubov_fgos_11_klass.docx86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрена и одобрена на                                                                                                                                                Утверждена руководителем

заседании методического объединения                                                                                                                         образовательного учреждения

председатель МО               /Павлинова Г.А. /                                                                                                                                        / Кузнецова  Е.В./

протокол №  1                                                                                                                                                                    приказ №

от  «   30 »        августа    2021 г.                                                                                                                                        от   «     »                         2021 г

Рабочая    программа

учебного курса СОО по обществознанию  

11 класс

Составитель:  Павлинова   Г.А.,

учитель истории и обществознания

квалификационная категория – высшая.

2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию 11 классе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:

  • Человек и общество. Обществознание: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений. Часть 1. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2020
  • История. Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017 (Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)
  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова
  • Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова

При распределении часов за счет резервного времени выделены часы на организацию вводного контроля –  2 часа и 2 часа на итоговое повторение, с целью увеличения времени на работу с тестовыми материалами для  подготовки к ЕГЭ,  в итоговое повторение так же включены уроки-практикумы на основе тестовых материалов. При распределении часов по темам, за счет темы «Экономика» выделено 4 часа дополнительно на темы: «Проблемы социально-политического развития общества» - 2 часа. Для выявления и  корректировки уровня усвоения материала в ходе уроков используются мини-тесты, карточки оценки за которые выставляются в классный журнал выборочно, в ходе практических занятий отрабатываются навыки выполнения  заданий повышенного уровня и анализ текстов.

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое     осмысление     актуальной     социальной     информации,     поступаю щей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Количество часов  на год по программе  68.

Количество часов в неделю 2, что соответствует школьному учебному плану.

Контрольных работ  5.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11  класса и специфики классного коллектива.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и другие.

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок образования понятий

Расширение понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных ориентиров

3. Урок практической работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка  способов изучения теоретического материала, хронологических, картографических и общелогических умений

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемой эпохе, участниках исторических событий

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

     

        Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока:  объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод  проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

        В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- входной контроль – тестовая работа;

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

                                                   диктанты (используется текст с ошибками),

                                    анализ схем, таблиц,

                                                   фронтальный устный опрос,

                                                   понятийные диктанты,

                                                   тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – тестовая работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

        Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Требования к уровню подготовки учащихся.  

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных  отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и  общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным  проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным  критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка  действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в  различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
  • отделение основной информации от второстепенной,  критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,  выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать  на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Личностные результаты.

· Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

· заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

· ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия
и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты.

Уметь:

· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-фило-софских позиций; рассматривать их комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

· анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

· использовать различные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленные:

1) на использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

в познавательной сфере

· относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

· знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

· знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

· умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

в ценностно-мотивационной сфере

· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

· приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

в трудовой сфере

· знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

· понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

в эстетической сфере

· понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

· понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

в коммуникативной сфере

· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

· знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

· понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

· понимание значения коммуникации в межличностном общении;

· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

· знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Требования к общеучебным умениям и навыкам, универсальным способам деятельности и ключевым компетенциям на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне:

в области познавательной деятельности

· умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

· самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

· участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследователь-ской работы;

· выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами прогноза, исследовательской деятельности;

· определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

в области информационно-коммуникативной деятельности

· работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

· поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, диаграмма, график, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и т. д.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

· умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

· умение объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика);

· пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

· применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

в области рефлексивной деятельности

· понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

· объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

· учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

· осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 класс - 68 ч

Введение (2 час)

Раздел 1.  «Экономическая жизнь общества  (26 часов)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации.  Муниципальные  органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы  и минусы (риски) кредитования граждан.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы  и расходы; навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Раздел 2.  «Социальная сфера» (14 часов)

Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.

Повторение темы «Социальная сфера»

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Раздел 3. «Политическая жизнь общества» (20 часов)

Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.

Повторение по теме «Политическая жизнь общества»

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права.

Итоговое повторение. (6 часов)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Взгляд в будущее. Итоговый урок. Итоговая контрольная работа.

Календарно-тематическое планирование по дисциплине  

«Обществознание»  11 класс

№/

п.п

Наименование разделов и тем.

Максимальная нагрузка на учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение

Практические и творческие работы

семинары

Конт

рольные работы

тесты

1

Вводный урок

2

1

1

2

Экономическая жизнь общества

26

22

2

1

1

3

Социальная сфера

14

10

2

1

1

4

Политическая жизнь общества.

20

17

1

1

1

5

Итоговое обобщение

6

1

4

1

Итого

68

51

9

3

5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено и одобрено на                                                                                                                                                Утверждено руководителем

заседании методического объединения                                                                                                                         образовательного учреждения

председатель МО             /Павлинова Г.А./                                                                                                                                             /Кузнецова  Е.В./

протокол №   1                                                                                                                                                                  приказ №

от  «   30 »        августа    2021 г.                                                                                                                                      от   «       »                         2021 г.

Календарно-тематическое планирование по курсу  обществознание 11   класс.

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Формируемые УУД

Домашнее задание

План

Факт

Введение 2 часа

1

Вводный урок

Урок изучения нового материала

Знакомство с содержанием предмета «Обществознание» 11класс. Содержание и особенности итоговой аттестации по предмету «Обществознание».

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 11 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Регулятивные УУД: Самостоятельное формулирование цели урока; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности; прогнозирование результатов усвоения изучаемого материала; оценивание качества и уровня усвоенного материала; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию в разных формах (хронологическая таблица, план-конспект). Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ. Личностные: формирование стартовой мотивации к повторению.

 Введение учебника прочитать. Материал лекции выучить. Подготовка к стартовому контролю.

2

Вводный контроль знаний

Урок повторения

Оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся старшей школы. Выявление у учащихся остаточных знаний по предмету обществознание за период основной школы. Проведение первичной диагностики класса в начале учебного года. Выявление характерных проблем и трудностей в усвоении общеучебных и предметных умений учащихся. Выявление пробелов в уровне освоения основных предметных тем с последующей корректировкой рабочей программы.

 Работа над ошибками.

Глава 1 Экономическая жизнь общества 26

3

Роль экономики в жизни общества

Комбинированный

Владение понятиями «экономика, уровень жизни, уровень бедности».

Умение устанавливать связи между развитием общества и его экономической жизнью, между экономикой и другими сторонами жизни общества.

Способность определять свою позицию по отношению к экономическим преобразованиям в  нашей стране и в мире в целом.

Личностные: — осознание зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в её экономической жизни; — понимание необходимости овладения рациональными способами экономического поведения в условиях ограниченных ресурсов; — ориентация в социальных ролях участника экономической деятельности;

Метапредметные: — сформированность собственного отношения к явлениям и процессам экономической жизни общества; — умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социально-экономической действительности; — способность анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; — умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической целесообразности и результативности; Предметные: — владение понятиями «экономика», «уровень жизни», «уровень бедности»; — сформированность целостного представления об экономической сфере жизни общества, ведущих тенденциях и возможных перспективах развития; — умение устанавливать связи между развитием общества и его экономической жизнью, между экономикой и другими сторонами жизни общества (политикой, социальной структурой); — способность определять свою позицию по отношению к экономическим преобразованиям в нашей стране и в мире в целом, экономической политике государства.

§1

4

Экономика как подсистема общества

Комбинированный

§1, задания

5

Экономика: наука и хозяйство

Комбинированный

Владение понятиями «экономическая наука, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, валовой внутренний продукт».

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Развитие умения объяснять с опорой на ключевые экономические понятия явления социальной действительности.

Понимание проблемы ограниченности экономических ресурсов и способов её решения.

Изучение темы призвано внести вклад в достижение результатов: личностных: — формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социально-экономических отношений; — осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения;

метапредметных: — способность анализировать реальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; — умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и тенденций экономического развития общества, интерпретации социально-экономических изменений; — умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия; — умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;

предметных: — владение понятиями «экономическая наука», «макроэкономика», «микроэкономика», «мировая экономика», «валовой внутренний продукт»; — развитие умения объяснять с опорой на ключевые экономические понятия явления социальной действительности; — понимание проблемы ограниченности экономических ресурсов и способов её рационального решения на основе экономического выбора.

§2,

задания   № 1, 3, 4.

6

Экономическая деятельность и ее измерители

Комбинированный

§2, эссе

7

Экономический рост и развитие

Комбинированный

Овладение понятиями « экономический рост,  экономическое развитие, экономический цикл». Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Умение определять и оценивать последствия цикличности развития экономики для личности и общества.

Умение искать и использовать информацию, характеризующую уровень благосостояния граждан.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — готовность к рациональному экономическому поведению в условиях как подъёма, так и спада экономической активности в стране; метапредметных: — умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими тенденций; — умение давать обоснованные оценки отдельным событиям, отражающим прогрессивные или регрессивные тенденции в экономическом развитии страны; — умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социально-экономических знаний; — критическое восприятие и осмысление экономической информации, отражающей различные подходы в освещении и интерпретации экономических событий, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;

предметных: — овладение понятиями «экономический рост», «экономическое развитие», «экономический цикл»; — осознание зависимости благосостояния граждан от темпов экономического роста в стране; — умение определять и оценивать последствия цикличности развития экономики для личности и общества; — умение искать и использовать информацию, характеризующую уровень благосостояния граждан.

        §3

Документ к параграфу

8

Экономический цикл

Комбинированный

        §3, задания

9

Рыночные  

отношения в экономике

Комбинированный

Владение понятиями «спрос,  предложение, рыночное равновесие, конкуренция, монополия.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Умение находить и использовать информацию для характеристики ситуации на рынке.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — готовность к социально-профессиональной адаптации в условиях конкуренции, осознание значимости получения современного образования и самообразования;

метапредметных: — способность анализировать реальные экономические ситуации, возникающие в результате изменения спроса на товары и услуги и их предложения; — умение классифицировать типы рынков; — умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социально-экономических знаний; — критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках товаров и услуг, формулирование собственных заключений и оценочных суждений; предметных: — владение понятиями «спрос», «предложение», «рыночное равновесие», «конкуренция», «монополия»; — умение анализировать и оценивать события, влияющие на рыночные цены; — осознание роли конкуренции в рыночной экономике; — умение находить и использовать информацию для характеристики ситуации на рынке.

§4

Документ к параграфу

10

Конкуренция и монополия

комбинированный

§4, задания

11

Фирмы в экономике

Комбинированный

Владение понятиями «фирма, факторы производства, издержки производства, прибыль».

Развитие умения моделировать практические ситуации, связанные с расчётами показателей экономической деятельности.

Сформированность умений использовать экономическую информацию для оценки конкретных ситуаций и выбора стратегии эффективного экономического поведения.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей (труженика, производителя); 53 — понимание важности активного и ответственного отношения к экономической деятельности, ориентированность на посильное участие в ней; метапредметных: — совершенствование умения подкреплять изученные положения конкретными примерами из экономической действительности; — развитие способности анализировать реальные экономические ситуации, определять собственное отношение к явлениям общественно-экономической жизни, формулировать свою точку зрения; — способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении социально-экономических проблем;

предметных: — владение понятиями «фирма», «факторы производства», «издержки производства», «прибыль»; — сформированность целостного представления об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе; — развитие умения моделировать практические ситуации, связанные с расчётами показателей экономической деятельности; — сформированность умений использовать экономическую информацию для оценки конкретных ситуаций и выбора стратегии эффективного экономического поведения.

§5

Вопросы к параграфу

12

Издержки производства

§5, эссе

13

Финансовый рынок

Комбинированный

Владение понятиями «предпринимательские правоотношения, принципы предпринимательского права, лицензирование, государственная регистрация».

Умение объяснять явления социальной действительности с опорой на базовые понятия права.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — осознание значимости правовых механизмов регулирования экономической сферы общественных отношений;  — формирование правосознания и правовой культуры; — способность ставить цели и строить жизненные планы в социально-трудовой сфере; — формирование активной жизненной позиции;

метапредметных: — умение анализировать и сопоставлять тенденции экономического развития общества с изменениями нормативно-правовой базы; — формирование уважительного отношения к собственности, предпринимательской деятельности; — способность анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий, основанных на правомерном поведении; — формирование навыка выявления причинно-следственных связей при анализе экономико-правовых явлений;

предметных: — владение понятиями «предпринимательские правоотношения», «принципы предпринимательского права», «лицензирование», «государственная регистрация»; — анализ предпринимательских правоотношений как особого вида правоотношений; — умение объяснять явления социальной действительности с опорой на базовые понятия права.

§6,

задание   № 5.

14

Финансовые институты.

Урок-практикум

§6, документ к параграфу

15

Слагаемые

успеха в бизнесе

Комбинированный

Владение понятиями «менеджмент, маркетинг, банковский кредит».

Развитие умения применять экономические знания для решения типичных задач в области экономических отношений, анализа и объяснения экономических процессов.

Оценивание возможности собственного участия в предпринимательской деятельности.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — мотивированность на посильное и созидательное участие в социально-трудовой сфере жизни общества; — уважительное отношение к труду, предпринимательскому успеху; — понимание значения взаимосвязи экономической свободы и ответственности участников предпринимательской деятельности;

метапредметных: — готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в экономической сфере; — умение выделять нравственные аспекты поведения участников экономической деятельности; — способность применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, для характеристики экономических явлений и процессов;

 предметных: — владение понятиями «менеджмент», «маркетинг», «банковский кредит»; — сформированность целостного представления о факторах, определяющих успешность предпринимательской деятельности; — овладение умениями экономически грамотного, рационального и нравственно-ценного поведения, необходимыми для активного участия в экономической, в том числе предпринимательской, деятельности; — развитие умения применять экономические знания для решения типичных задач в области экономических отношений, анализа и объяснения экономических процессов; — оценивание возможности собственного участия в предпринимательской деятельности.

Индивидуальный проект

16

Мой бизнес.

комбинированный

§6, вопросы для самопроверки

17

Экономика     и государство

Комбинированный

Владение понятиями монетарная и фискальная политика.

Знание важнейших механизмов государственного регулирования экономики.

Совершенствование умений поиска информации  для характеристики проявлений  государственной экономической политики.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — понимание значения и роли государства в регулировании экономической жизни общества, социальной ответственности участников экономической деятельности; — сформированность экономических ценностных ориентаций;

метапредметных: — критическое осмысление социально-экономической информации, отражающей различные подходы в освещении и интерпретации социально-экономических изменений; — совершенствование умения сравнивать различные точки зрения на роль государства в экономике; — способность анализировать реальные экономические ситуации и определять собственное отношение к ним, оценивать их последствия; — развитие способностей выполнять познавательные и практические задания на исследование несложных реальных экономических связей и зависимостей;

предметных: — владение понятиями «фискальная политика», «монетарная политика»; — знание важнейших механизмов государственного регулирования экономики; — сформированность представления о различных экономических функциях государства и формах вмешательства в рыночные отношения; — совершенствование умений поиска информации для характеристики проявлений государственной экономической политики.

§7,

 задание 5

18

Государство в рыночной экономике

§7, эссе

19

Финансы в экономике

Комбинированный

Владение понятиями «финансы, банковская система, инфляция, финансовые институты».

Развитие умения выявлять связи между отдельными экономическими явлениями и состоянием экономики в целом.

Совершенствование умений формулировать свою точку зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на уровень жизни населения.

Сформированность представлений о роли финансовой темы в экономике.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — овладение способами рационального поведения для выполнения таких социальных ролей, как потребитель, собственник, участник финансовых отношений;

метапредметных: — развитие умения рассматривать явления и процессы социальной действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; — развитие элементарных умений экономического анализа; — развитие способности выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; — умение определять назначение и функции различных финансовых институтов;

предметных: — владение понятиями «финансы», «банковская система», «инфляция», «финансовые институты»; — сформированность умений использования экономической информации для анализа и обоснованной оценки конкретных ситуаций; — развитие умения выявлять связи между отдельными экономическими явлениями и состоянием экономики в целом; — сформированность представлений о роли финансовой системы в экономике; — совершенствование умений формулировать свою точку зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на уровень жизни населения.

§8,

Задания           1, 3, 4.

20

Финансовая политика государства.

Комбинированный

§8

21

Занятость      и безработица.

Комбинированный

Умение поиска и выделения необходимой информации для выбора способа рационального поведения в условиях рынка труда.

Умение различать экономические и социальные последствия безработицы.

Понимание проблем социально – трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Сформированность представлений о роли государства в обеспечении занятости.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; — формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению; — способность ставить личные цели и строить жизненные планы;

метапредметных: — развитие способности анализировать реальные социальные ситуации; — критическое осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; — овладение основами самооценки и самоконтроля; — умение строить жизненные планы во временной перспективе; — совершенствование умения ориентироваться в социальных ролях;

предметных: — умение поиска и выделения необходимой информации для выбора способа рационального поведения в условиях рынка труда; — умение различать экономические и социальные последствия безработицы; — сформированность представлений о роли государства в обеспечении занятости; — понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

§9.

Индивидуальные сообщения

22

Рынок труда и ситуация с безработицей в регионе.

Комбинированный

§9.

Вопросы к параграфу.

23

Мировая экономика

Комбинированный

Владение понятиями «мировая экономика, глобализация, международное разделение труда».

Представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны.

Способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом.

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов: личностных: — понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства; — осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику; — оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике;

метапредметных: — развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; — способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов; — умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России;

предметных: — владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»; — сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития; — представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны; — способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом; — совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

§10,

Индивидуальные сообщения

24

Место России в мировой экономике.

§10, понятия.

25

Экономическая культура.

.

Комбинированный

Владение понятиями «экономическая культура, экономический интерес, экономическая свобода».

Понимание проблемы зависимости цели, характера и  результатов экономической деятельности  от уровня развития экономической культуры.

Сформированность целостного представления о рациональной модели поведения в экономической сфере жизни общества.

Развитие умения устанавливать взаимосвязь между экономической свободой и социальной ответственностью хозяйствующих  субъектов.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — осознание взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности от уровня развития экономической культуры; — мотивированность на посильное и созидательное участие в экономической жизни общества; — понимание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание своей ответственности за благосостояние общества;

метапредметных: — умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей, в частности между экономической культурой и деятельностью; — способность участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме; — способность давать объективную оценку выбору способов поведения и соблюдения морально-правовых норм участников деятельности;

предметных: — владение понятиями «экономическая культура», «экономический интерес», «экономическая свобода»; — понимание проблемы зависимости цели, характера и результатов экономической деятельности от уровня развития экономической культуры; — сформированность целостного представления о рациональной модели поведения в экономической сфере жизни общества; — знание морально-правовых требований общества к участникам экономической деятельности; — развитие умения устанавливать взаимосвязь между экономической свободой и социальной ответственностью хозяйствующих субъектов.

§11, задание

№ 5.

26

Особенности развития экономики региона

Комбинированный

Повторить             §1-11.

27

Урок обобщения по теме  «Экономическая жизнь общества»  

Комбинированный

Применять   социально-экономические знания в процессе  решения   познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Объяснять значение понятий и терминов по теме  Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Регулятивные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Повторить             §1-11.

28

Урок контроля знаний по теме «Экономическая жизнь общества»

Тестирование

Повторить понятия.

Глава 2: Социальная сфера общества 14

29

Социальная структура общества.

Комбинированный

Знание понятий «социальная структура, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация».

Понимание особенностей маргинальных групп и связанных с ними рисков.

Целостное представление о социальной структуре общества.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных: — понимание того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого — его образовательных успехов, квалификации, направленности личности; — осознание значимости совместных действий представителей социальных групп по защите своих интересов;

метапредметных: — умение классифицировать социальные группы и виды социальной мобильности на основе определённых оснований сравнения; — критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении социального неравенства; — способность давать обоснованные оценки отдельным событиям, иллюстрирующим активность различных социальных групп; — умение выполнять познавательные проблемные задания на материале, отражающем социальную дифференциацию;

предметных: — знание понятий «социальная структура», «социальная дифференциация», «социальное неравенство», «социальная стратификация»; более осмысленное по сравнению с основной школой владение понятиями «социальная группа», «социальный статус»;  — понимание особенностей маргинальных групп и связанных с ними социальных рисков; — целостное представление о социальной структуре общества.

§12,

Документ к параграфу.

Задания   № 2, 3.

30

Критерии социальной стратификации

Комбинированный

§12, индивидуальные сообщения

31

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Комбинированный

Умение определять и пояснять смысл понятий                 «социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся  (девиантное) поведение, самоконтроль».

Указывать элементы социального контроля, раскрывать роль социального контроля в жизни общества.

Называть признаки отклоняющегося поведения.

Формулировать свою точку зрения на причины возникновения отклоняющегося поведения.

Изучение темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — осознание важности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; — осознание значения взаимопонимания в диалоге с другими людьми, освоение способов конструктивного диалога; — освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;  — осмысление значимости нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; — уяснение значимости развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;

метапредметных: — умение обобщать и классифицировать социальные нормы; — способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, используя знания норм морали, права;

предметных: — умение определять и пояснять смысл понятий «социальные нормы», «социальный контроль», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «самоконтроль»; — характеризовать социальные нормы, называть общие и отличительные признаки правовых норм, норм морали, обычая, этикета, религиозных норм; — указывать элементы социального контроля, раскрывать роль социального контроля в жизни общества; — называть признаки отклоняющегося поведения; — формулировать свою точку зрения на причины возникновения отклоняющегося поведения.

§13, Вопросы и задания к параграфу.

32

Нации и межнациональные отношения.

Комбинированный

Владение базовыми понятиями «нация, межнациональные отношения, толерантность».

Развитие навыков оценивания социальной информации о нациях и межнациональных отношениях, умений поиска информации в источниках разного типа с целью объяснения и оценки разнообразных проявлений межнациональных отношений.

Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — осознание российской гражданской идентичности, формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; — формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества; — развитие толерантного сознания и поведения в полиэтническом и поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с представителями других этносов, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных: — умение ориентироваться в различных источниках, содержащих информацию о нациях и межнациональных отношениях, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; — умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения в межнациональных отношениях, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

предметных: — владение базовыми понятиями «нация», «межнациональные отношения», «толерантность»; — владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать правовые последствия принимаемых решений; — развитие навыков оценивания социальной информации о нациях и межнациональных отношениях, умений поиска информации о нациях и межнациональных отношениях в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных проявлений межнациональных отношений.

§ 14.

Индивидуальные сообщения.

33

Межнациональные отношения в регионе

§ 14.

Вопросы и задания к параграфу

34

Семья и быт.

Комбинированный

Знание базового понятия «семья как социальный институт», владение понятиями «нуклеарная  семья», «многопоколенная семья», «социальный институт брака».

Знание социальных функций семьи.

Понимание взаимосвязи семьи и общества.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — понимание значимости культуры семейных и бытовых отношений; — осознание личной ответственности за связь поколений, за сохранение и передачу духовных семейных ценностей;

 метапредметных: — критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении положения семьи в современном обществе; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; — умение анализировать и использовать информацию о семье, её типах и функциях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах); — умение соотносить общее и частное на примерах различных типов семьи; — умение устанавливать причинно-следственные связи, отражающие вклад семьи в настоящее и будущее общества; — умение выполнять познавательные проблемные задания на материале, отражающем семейно-бытовые отношения;

предметных: — знание базового понятия «семья как социальный институт», владение понятиями «нуклеарная семья», «многопоколенная семья», «социальный институт брака»; — знание социальных функций семьи; — понимание взаимосвязи семьи и общества; — целостное представление о сфере бытовых отношений.

§ 15

Индивидуальные сообщения

35

Социальная политика региона.

§ 15

Вопросы и задания к параграфу

36

Гендер – социальный пол

Комбинированный

Владение базовыми понятиями «гендер, гендерная идентичность».

Умение выявлять причинно – следственные  связи поступков и поведения с учётом традиционных гендерных предписаний.

Навыки оценивания социальной информации о гендерном поведении гендерных стереотипах.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с учётом гендерных особенностей социализации; — толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность вести диалог с другими людьми, учитывая гендерные особенности, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; — навыки сотрудничества со сверстниками (в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности) с учётом гендерных различий;

метапредметных: — умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других её участников, избегая негативного влияния гендерных стереотипов; — умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию поведения в соответствии с гендерными предписаниями, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

предметных: — владение базовыми понятиями «гендер», «гендерная идентичность»; — умение выявлять причинно-следственные связи поступков и поведения с учётом традиционных гендерных предписаний; — навыки оценивания социальной информации о гендерном поведении и гендерных стереотипах.

§16

Вопросы для самопроверки

37

Молодёжь в современном обществе.

Владение базовыми понятиями «молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура».

Умение применять полученные знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в повседневной жизни.

Навыки оценивания социальной информации по молодёжной тематике, поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах).

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,  неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; — осознание значимости преемственности поколений для развития человека и общества;

метапредметных: — умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности с представителями других социальных групп, включая тех, кто имеет иные культурные пристрастия, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

предметных: — владение базовыми понятиями «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура»; — умение применять полученные знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в повседневной жизни; — навыки оценивания социальной информации по молодёжной тематике, поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

§17.

Задания            №  2 – 4

38

Молодежная субкультура

Урок практикум

§17.

39

Демографическая ситуация в современной России.

Комбинированный

Знание базовых понятий «демографическая ситуация, рождаемость, смертность, депопуляция, иммиграция».

Понимание взаимосвязи  демографических процессов и социальной политики.

Целостное представление о демографических процессах.

Понимание влияния демографических процессов на роль России в многообразном глобальном мире.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — понимание значимости происходящих в современной России демографических изменений; — осознание личной ответственности за собственное будущее и будущее страны в условиях сохранения негативных тенденций в развитии демографической ситуации; — формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных: — умение классифицировать социальные явления (различные аспекты демографической ситуации) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных, оснований для классификации, сопоставления и сравнения; — критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении современных демографических процессов; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; — умение использовать информацию о демографической ситуации, политике государства в области демографии, представленную в различных видах (схемах, таблицах и т. д.); 169 — умение соотносить общее и частное на примерах анализа демографической ситуации в разных регионах России; — умение устанавливать причинно-следственные связи, отражающие изменения демографической ситуации под влиянием политики государства; — владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; — умение выполнять познавательные проблемные задания на материале, отражающем изменение актуальной демографической ситуации;

§18 индивидуальные сообщения

40

Демографическая ситуация региона.

Комбинированный 

предметных: — знание базовых понятий «демографическая ситуация», «рождаемость», «смертность», «депопуляция», «иммиграция»; — понимание взаимосвязи демографических процессов и социальной политики; — целостное представление о демографических процессах; — понимание влияния демографических процессов на роль России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире.

§18 Вопросы и задания к параграфу.

41-

 Урок обобщения по теме «Социальная сфера».

Комбинированный

Актуализировать имеющиеся знания о существовании и положении определённых социальных групп в различные периоды жизни общества.

Объяснять значение понятий и терминов по теме  Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Регулятивные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Повторить

 § 12-18

42

Итоговый контроль знаний по теме «Социальная сфера»

тестирование

Повторить понятия

Глава 3 «Политическая система общества» 20 часов

43

Политика и власть

Комбинированный

Владение базовыми понятиями политологии «политика» и «власть».

Умение поиска политической информации в источниках различного типа с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов: личностных: — сформированность гражданской позиции активного и сознательного члена российского общества; — сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; метапредметных: — умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; — умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; — владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук; предметных: — владение базовыми понятиями политологии «политика» и «власть»; — владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и иные связи в сфере политики; — умение поиска политической информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

§19

Вопросы и задания к параграфу.

44

Процесс управления

Комбинированный

§19, эссе

45

Политическая система

Комбинированный

Владение базовыми понятиями «система, государство, политический режим».

Сформированность навыков оценивания политической информации.

Владение умением применять полученные знания , прогнозировать последствия принимаемых решений.

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов: личностных: — формирование российской гражданской идентичности; — складывание системности научных знаний;

метапредметных: — умение определять назначение и функции различных социальных институтов; — сформированность целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных, политических реалий;

предметных: — владение базовыми научными понятиями «система», «государство», «политический режим»; — сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; — сформированность навыков оценивания политической информации; — владение умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений.

§20.

Вопросы для самопроверки.

46

Государство в политической системе

Комбинированный

§20

47-

Правовое государство

Комбинированный

Владение  понятиями «правовое государство, гражданское общество».

Умение выявлять взаимосвязи правового государства и гражданского общества, личности и государства.

Умение применять знания о правовом государстве и гражданском обществе в повседневной жизни.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — формирование готовности и способности к выполнению ведущей социально-политической роли — роли гражданина; — становление демократических ценностных ориентаций, основанных на приверженности идеалам правового государства и гражданского общества; — осознание важности посильного и созидательного участия в общественно-политической жизни как выражения активной и ответственной гражданской позиции; метапредметных: — умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на применение знаний о правовом государстве и гражданском обществе; — умение критически воспринимать политическую информацию с целью анализа состояния и тенденций развития правового государства и гражданского общества в России; — умение строить рассуждения на основе информации, раскрывающей смысл высказываний о правовом государстве и гражданском обществе; — умение участвовать в коллективном обсуждении проблем становления гражданского общества и правового государства в России;

 предметных: — владение понятиями «правовое государство», «гражданское общество»; — умение выявлять взаимосвязи правового государства и гражданского общества, личности и государства; — умение применять знания о правовом государстве и гражданском обществе в повседневной жизни; — умение прогнозировать последствия принимаемых решений с опорой на принципы правового государства и гражданского общества.

§21.

Задания   № 4, 5.

48

Гражданское общество и правовое государство

Комбинированный

§21.

Документ к параграфу.

49-

Демократические выборы

Комбинированный

Владение понятием «демократические выборы».

Умение критически воспринимать предвыборную информацию из различных источников, делать самостоятельные выводы.

Умение оценивать предвыборные программы и заявления кандидатов с точки зрения их актуальности и реалистичности, соответствия собственным взглядам и ожиданиям.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — готовность и способность выполнять в перспективе роль избирателя; — понимание ценности демократических выборов и значимости участия в них в соответствии с нормативными требованиями;  — осознание гражданской ответственности за свой политический выбор;

метапредметных: — умение подкреплять изученные положения об электоральном процессе конкретными примерами; — умение выявлять причинно-следственные связи избирательного права и избирательного процесса; — способность давать обоснованные оценки электоральному поведению граждан, прогнозировать его последствия;

предметных: — владение понятием «демократические выборы»; — умение критически воспринимать предвыборную информацию из различных источников, делать самостоятельные выводы; — умение оценивать предвыборные программы и заявления кандидатов (партии) с точки зрения их актуальности и реалистичности, соответствия собственным взглядам и ожиданиям; — умение оценивать личные качества претендентов на власть с точки зрения масштабов деятельности и функций, которые им предстоит выполнять.

§22.

Документ к параграфу.

50

Избирательные системы

Комбинированный

§22.

.

Задание 2.

51-

Политические партии

Комбинированный

Владение понятиями «политическая партия, общественно – политическое движение, партийная система».

Умение давать оценку деятельности политических партий и общественно – политических движений с позиций демократических ценностей и норм.

Умение применять полученные знания о российской многопартийности  в повседневной жизни.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — формирование толерантного сознания и поведения в условиях политического плюрализма;  — становление ценностно-смысловых установок, отражающих собственные гражданские позиции в ориентации на ту или иную партию, общественно-политическое движение; — осознание гражданской ответственности за свой политический выбор;

метапредметных: — умение определять назначение и функции политических партий и общественно-политических движений; — умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; предметных: — владение понятиями «политическая партия», «общественно-политическое движение», «партийная система»; — умение давать оценку деятельности политических партий и общественно-политических движений с позиций демократических ценностей и норм; — умение применять полученные знания о российской многопартийности в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

§23.

Задание   № 2 к §.

52

Партийные системы

Комбинированный

§23

53

Политическая элита и политическое лидерство.

Комбинированный

Владение понятиями «политическая элита, политическое лидерство, политический лидер».

Владение умениями применять полученные знания о политической элите и политическом лидерстве в общественно – политической жизни.

Сформированность навыков оценивания политической информации, её поиска в источниках политико – идеологического характера для объяснения и оценки политических явлений и процессов.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества; — становление толерантного сознания и поведения личности в поликультурном политическом пространстве, развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; метапредметных: — умение самостоятельно ориентироваться в политикоидеологических документах: выступлениях политических лидеров, программах политических партий и общественнополитических движений, а также критически оценивать и интерпретировать информацию; — умение определять функции политической элиты и политического лидера; — владение азами политической языковой культуры, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; — владение навыками познавательной рефлексии, осознание границ своего знания и незнания;

 предметных: — владение понятиями «политическая элита», «политическое лидерство», «политический лидер»; — владение умениями выявлять причинно-следственные связи между типами политических систем и системой отбора политической элиты; — владение умениями применять полученные знания о политической элите и политическом лидерстве в общественно-политической жизни; — сформированность навыков оценивания политической информации, её поиска в источниках политико-идеологического характера для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки политических явлений и процессов.

§ 24

Индивидуальные сообщения

54

Политические лидеры региона.

Комбинированный

§ 24

Вопросы для самопроверки.

55

Политическое сознание

Комбинированный

Владение понятиями «политическое сознание, политическая идеология, политическая психология»

Умение оценивать деятельность политических институтов и политиков (цели, методы, эффективность), а также прогнозировать последствия принимаемых ими решений.

Умение применять полученные знания при оценке текущих и исторических событий.

 Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — осознание основ личного отношения к политическим событиям и процессам (рефлексия формирующихся политических взглядов); — формирование толерантного сознания (на основе демократических ценностей и чувства гражданской ответственности); — осознание причин и мотивов политического выбора при оценке деятельности различных политических сил и институтов; — понимание сути и оценка ценностной значимости различных политических идеологий;

метапредметных: — умение определять роль различных форм политического сознания и различных идеологий в политической деятельности; — умение выполнять познавательные и практические задания, связанные с характеристикой и оценкой различных политических идеологий; — умение продуктивно общаться и взаимодействовать на основе идеологического плюрализма, эффективно разрешать конфликты;

 предметных: — владение понятиями «политическое сознание», «политическая идеология», «политическая психология», классификация уровней политического сознания и видов политической идеологии; — умение оценивать деятельность политических институтов и политиков (цели, методы, эффективность), а также прогнозировать последствия принимаемых ими решений, основываясь на их идеологических установках; — умение применять полученные знания об уровнях политического сознания и сущности политических идеологий при оценке текущих и исторических событий.

§25 Вопросы и задания к параграфу.

56

Виды политического сознания

Комбинированный

§25 Вопросы и задания к параграфу.

57

Политическое поведение

Комбинированный

Владение понятиями «политическое поведение, политическое участие, политический экстремизм», классификация форм политического поведения и способов его регулирования.

Умение анализировать политическое поведение и давать ему оценку в зависимости от формы.

Умение применять полученные знания о многообразных формах политического поведения при оценке текущих и исторических событий и при выборе собственной формы политического поведения.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — понимание необходимости использования нравственных норм для оценки политического поведения различных субъектов политики и личного поведения; — выбор цивилизованной формы политического поведения в современном обществе, связанной с выполнением социальной роли гражданина как субъекта политики, понимание того, что бездействие также является формой политического поведения; — осознание необходимости соблюдения политических и правовых норм, определяющих границы политического поведения в демократическом обществе, недопустимости политического экстремизма;

метапредметных: — умение осуществлять осознанный выбор адекватной формы политического поведения в демократическом обществе; — умение выполнять познавательные и практические задания, связанные с характеристикой и оценкой политического поведения субъектов политики; — умение продуктивно общаться и взаимодействовать, используя различные цивилизованные формы политического поведения;

предметных: — владение понятиями «политическое поведение», «политическое участие», «политический экстремизм», классификация форм политического поведения и способов его регулирования; — умение анализировать политическое поведение и давать ему оценку в зависимости от формы; — умение прогнозировать последствия выбора формы политического поведения; — умение применять полученные знания о многообразных формах политического поведения при оценке текущих и исторических событий и при выборе собственной формы политического поведения.

§26.

Вопросы для самопроверки.

58

Современные политические идеологии

§26.

59

Политический процесс и культура политического участия.

Комбинированный

Владение понятиями «политический процесс, политическое участие, политическая культура».

Умение выявлять связи между политическим процессом, участием в нём граждан и уровнем их политической культуры.

Умение применять знания о возможных формах участия гражданина в политическом процессе для выбора адекватных целей и средств собственных политических действий.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — осознание необходимости самоопределения в политической сфере; — осознание важности совершенствования своей политической культуры на основе ценностей демократического типа; — становление готовности и способности к политическому участию по правилам и нормам демократии; метапредметных: — умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, направленные на применение знаний о политическом процессе и компетентном участии в нём; — умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать её; — умение участвовать в коллективном обсуждении проблем политического процесса и политической культуры личности;

предметных: — владение понятиями «политический процесс», «политическое участие», «политическая культура»; — овладение знаниями о политической сфере как целостной динамичной и развивающейся системе, тесно связанной с окружающей средой; — умение выявлять связи между политическим процессом, участием в нём граждан и уровнем их политической культуры; — умение применять знания о культуре политического участия, оценивать и прогнозировать его последствия в ситуациях повседневной жизни; — умение применять знания о возможных формах участия гражданина в политическом процессе для выбора адекватных целей и средств собственных политических действий.

§27.

Задания

№ 1, 2, 3

60

Виды и формы политического участия

Повторить §19 - 27

61-

Урок обобщения по теме  «Политическая жизнь общества»

Комбинированный

Фактор использования политической власти.

Политическая деятельность, направленная на использование власти для достижения определённых целей – изменения или сохранения существующего общественного устройства.

Объяснять значение понятий и терминов по теме  Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Регулятивные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Повторить §19 - 27

62

Урок контроля знаний по теме «Политическая жизнь общества»

Тестирование

Повторить §19 - 27

Итоговое обобщение 6 часов

63

Итоговое повторение

по предмету «Обществознание 11 класс»

Урок повторения

Правильное использование основных экономических терминов.

Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные.

Объяснять значение понятий и терминов по теме  Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Регулятивные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ответы на вопросы, решение тестов

64

Итоговое тестирование

по предмету «Обществознание 11 класс»

Урок контроля

65

Взгляд в будущее - семинар 

Комбинированный

Владение понятиями «угрозы и вызовы 21 века, постиндустриальное общество».

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов: личностных: — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознание своего места в поликультурном мире; — толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; — понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; метапредметных: — владение навыками познавательной и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному  поиску способов решения практических задач, применению различных методов познания; — целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

предметных: — владение понятиями «угрозы и вызовы XXI в.», «постиндустриальное общество».

Стр. 318  

66-68

Работа с заданиями ЕГЭ

Урок -практикум

Объяснять значение понятий и терминов по теме  Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Регулятивные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...