Технологическая карта и презентация по обществознанию №23: Распределение доходов
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Меньших Татьяна Тимофеевна

Технологическая карта урока по обществознанию в 8 А классе

ТЕМА: Экономика

УРОК №23: Распределение доходов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspredelenie_dohodov.docx183.88 КБ
Файл raspredelenie_dohodov.pptx783.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по обществознанию в 8 А классе

ТЕМА: Экономика

УРОК  №23: Распределение доходов

ТИП УРОКА:  изучение нового материала

ВИД УРОКА: традиционный,  с использованием ИКТ.        

ЦЕЛЬ УРОКА: составить картину о порядке распределения государственных доходов между гражданами страны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

I Образовательные:

  1. Дать представление о понятии «прожиточный минимум»;
  2. Выделить причины неравенства доходов;
  3. Определить механизм перераспределения доходов в государстве;
  4. Узнать, как государство поддерживает незащищённые слои населения.

II. Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника;

2) учиться  делать выводы и анализировать материал;

3) уметь определять и объяснять определения: «прожиточный минимум», «потребительская корзина».

III. Воспитательные:

  1. Дать обучающимся представление о необходимости поддержки социально необеспеченных слоёв общества для стабильности государства.

 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «прожиточный минимум», «потребительская корзина».

        ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА  И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Учебник, тетрадь, план - конспект урока;
  2. Компьютер с проектором, мультимедийная презентация «Распределение доходов».

Технологическая карта урока

№ п/п

Этап урока

Содержание этапа

Время, мин.

1

2

3

4

1

Начало урока.  Организационный момент

Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся  посредством беседы. Проверка домашнего задания.

6 мин.

2

Ориентационно-мотивационный этап

Цель этапа: Обозначить  тему урока, цель занятия.

Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций.

Задача 1

Учитель:  Почему в обществе существуют бедные и богатые?

Тема урока: « Распределение доходов».

Задача 2. Постановка цели урока.

Учитель:  Откуда люди берут деньги на удовлетворение своих потребностей?

Цель урока:       составить картину о порядке распределения государственных доходов между гражданами страны.

Задача 3. Постановка проблемной ситуации.

Учитель:    Можно ли бороться с бедностью?

4 мин.

3

Актуализация опорных знаний

Цель этапа: вспомнить опорные определения.

Метод: фронтальная беседа.

Учитель:  что такое государственный бюджет?

Ответы учеников.

Государственный бюджет – сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

5 мин.

4

Изучение нового материала

Задача 1:                     Дать представление о понятии «прожиточный минимум»;

А) Объяснительно-иллюстративный.

Люди получают доходы в разной форме:

  • Денежной;
  • Натуральной;
  • В виде благ и льгот.

Таким образом складывается совокупный доход граждан.

Б) Рассмотрите схему. Какие доходы будут денежными, а какие нет?

В) Объяснительно-иллюстративный

Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

Потребительская корзина – перечень товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека и семьи.

Прожиточный минимум в СПб 2018 г.: 11868,20 – для трудоспособных, 10403,20 – для детей, 8612,20 – для пенсионеров.(10703) По России 10328. В Москве 18453, 13938, 11420 соответственно. (15397).

От уровня прожиточного минимума зависит определение черты бедности.

В потребительскую корзину входят необходимы для поддержания жизнедеятельности продукты питания (хлеб, крупы, мясо, рыба, фрукты, овощи), непродовольственные товары (одежда, обувь, бельё, лекарства), услуги (коммунальные, транспорт, культурные мероприятия и т.п.)

Средний размер потребительской корзины на 1 взрослого в СПб 5527 р в месяц (66327 в год). Детская потребительская корзина школьников – 17 тыс. р., дошкольников – 25 тыс. р.

Существует также ФЗ «О потребительской корзине».

Задача 2:       Выделить причины неравенства доходов;

Методы:

А)  Объяснительно-иллюстративный

Однако доходы разных участников экономических отношений в стране неравны. Один может быть крупным собственником, другой – безработным.

Невелики доходы пенсионеров, многодетных детей, инвалидов. В людях изначально заложен разный потенциал: одни стремятся получить лучшее образование и при любых обстоятельствах они смогут обеспечить себя работой, у других подобной подготовки нет.

Разница в заработной плате людей одной специальности также может отличаться: на государственном предприятии платят часто меньше, чем на частных.

факторы зп.JPG

Не всегда правильно придают значение «ценности» и «объёму» факторов производства.

Пример со сказкой «Кот в сапогах». Мораль: нужно уметь правильно воспользоваться имеющимися средствами.

Однако безработным или обеднеть в один момент можно и по независящим от вас причинам. Каким? (стихийное бедствие, экономический кризис, травма).

Экономисты изучают все случаи самых богатых и самых бедных людей не только в государстве, но и в мире. 10% самых бедных сравнивают с 10% самых богатых. Чем больше разрыв между ними, тем больше поляризация доходов – социальное неравенство.

20% населения самым высоким уровнем дохода – 47,1 % общего объёма денежных фондов страны;

20% жителей с наименьшим доходом – 5,3 %. (на 2016 г.) По степени расслоения общества Россия находится на одном уровне с Кот-д’Ивуаром, Мадагаскаром, Аргентиной и США.

Задача 3:           Определить механизм перераспределения доходов в государстве;

Методы:

А) Объяснительно-иллюстративный

Проблема бедности касается большинства стран мира. Если различие доходов растёт быстро и становится большим, но возникает угроза общественной стабильности.

  • Протесты;
  • Вера в пустые обещания нечестных политиков;
  • Рост преступности.

Для поддержки социального мира создан государственный механизм регулирования неравенства доходов. Начинается он с налогов. Часть полученных государством средств перераспределяется между бедными социальными группами. Создаются фонды и программы социальной поддержки. Таким образом, государство стремится снизить разницу в доходах между разными группами населения.

Задача 4:    Узнать, как государство поддерживает незащищённые слои населения.

Методы:

А) Объяснительно-иллюстративный

Государство осуществляет помощь через социальные выплаты и социальное обслуживание.

Соц поддержка.JPG

Пенсионный возраст в России наступает для женщин в 55 лет, для мужчин в 60. Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет (вредное производство).

Социальное обслуживание предоставляется на дому: инвалидам, пенсионерам (престарелым).

Другая мера поддержки – увеличение заработанных средств граждан. Существует нижний предел заработной платы, периодически его повышают, зарплаты индексируют. Предприятия обязаны следовать этому (подкреплено законом), например, в случае роста цен. Малый бизнес также получает поддержку государства, предприятия, на которых работают инвалиды, молодёжь. (Обязательна отработка в течение 3 лет после окончания ВУЗа по специальности, плюс стимулирующие выплаты).

При увольнении с работы (сокращении) выплачивается выходное пособие, можно встать на биржу труда и получать пособие по безработице. Однако вечно стоять на ней не придётся, существуют сроки, в течение которых необходимо согласиться на одну из предложенных вакансий.

Б) Фронтальная беседа.

Зачем государству ещё нужно поддерживать социально-незащищённое население?

Перераспределение доходов повышает массовое потребление – движение экономики.

20 мин.

5

Закрепление изученного материала

Цель этапа: закрепление изученного материала по теме «Распределение доходов».

Задача: выполнение практических тестовых заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.

Методы:

А) Практический.

Выполнение задания №1, рубрика «В классе и дома».

Заработная плата папы, пенсия бабушки, стипендия старшего сына, пособие  по рождению ребёнка, пособие многодетным семьям (сколько лет старшему сыну?), пособие на ребёнка до 1,5 лет, пособие школьнику, пособие маме, находящейся в декретном отпуске.

Б) Аналитический.

Итак, давайте сформулируем итог урока.

  1. Перераспределение доходов в стране призвано поддерживать малообеспеченные слои населения;
  2. Правильное перераспределение предотвращает социальную напряжённость в обществе;
  3. Перераспределение доходов государства повышает массовое потребление.

7 мин

6

Рефлексия

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

Методы:

А) фронтальный

Подведём итоги урока, закончив предложения:

  • Я встретился с трудностью при...
  • У меня хорошо получилось…

2 мин.

7

Задание на дом.

Цель этапа:  проверка степени усвоения пройденного на уроке материала, изучение некоторых вопросов, не рассмотренных на уроке.

Задача:  определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома.

Метод: запись в дневниках учащимися задания на дом:

Параграф 24,  задание  - № 1, рубрика «В классе и дома»

1 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным

Слайд 2

Тема урока:

Слайд 3

ДОХОДЫ ГРАЖДАН Заработная плата Государственные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) Доходы от предпринимательской деятельности Наследство Доходы от собственности Люди получают доходы в денежном и натуральном виде.

Слайд 4

Задание. Определите совокупный доход семьи Сидоровых. Где есть: бабушка – пенсионер, мама – работает, папа – работает, сын – студент, дочка – школьница. У семьи Сидоровых есть приусадебный участок. ДОХОД

Слайд 5

Совокупный доход – сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Слайд 7

Минимальную величину дохода характеризуют два экономических термина: Прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, необходимый для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина – это набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека.

Слайд 9

Прожиточный минимум в Тамбовской области

Слайд 10

Неравенство доходов людей обусловлено неодинаковой ценностью и не одинаковым объемом находящихся в их собственности факторов производства

Слайд 11

Я- Иван. Окончил строительный институт. С друзьями создал строительную фирму «Ваш дом». Мы создаем красивое и удобное жильё. Я – Пётр Петрович, пенсионер. Недавно купил загородный дом, возведённый фирмой «Ваш дом». На различие доходов влияют: различные способности уровень образования профессиональная подготовка Неравенство доходов:

Слайд 12

Экономические меры социальной поддержки населения

Слайд 13

Домашнее задание параграф 24 Рубрика в классе и дома: задание 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")

Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результ...

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"

Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Гражданское право"

Технологическая карта учебного занятия предназначена для проведения учебного занятия по обществознанию для студентов 2-го курса техникума....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА" 5 КЛАСС ФГОС

Открытый урок по обществознанию "Загадка человека" 5 класс по ФГОС с использованием технологии критического мышления...

Технологическая карта фрагмента урока по обществознанию

практическая значимость общения неоспорима. Для современного подростка общение - это одна из самых важных и животрепещущих областей жизни. Материал урока дает представление о человеческом общении и вз...

Технологическая карта урока . "Социальная мобильность". Обществознание, 7 класс

Комбинированный урок обществознания в 7 классе. Проверка изученного материала  по теме"Социальные роли", изучение нового материала  на тему "Социальная мобильность". При ...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по обществознанию на тему "Правовые основы семейных отношений"

Технологическая карта урока с дидактической структурой и презентация по теме...