Методическая разработка урока-практикума по обществознанию по теме "Толерантность" для учащихся 5-7 классов
методическая разработка по обществознанию (5, 6, 7 класс)

Макарова Елена Петровна

Данный урок -практикум позволит учащимся не только познакомиться с особенностями культуры различных народов, но и поможет  научиться уважению людей других национальностей. А основная задача данного урока - воспитание гордости за свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  5-7 КЛАССОВ)

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

Цель:

 Познакомить учеников с понятием толерантность; научить проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению одноклассников и других людей; определять значение толерантности в классе и в обществе; развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.

Результаты:

Школьники смогут

-толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта, уважение, человечность, толерантность;

-узнать об особенностях различных культур нашей многонациональной страны, а также о связи понятий культура-уважение-толерантность;

-   понять, толерантны ли ученики по отношению к своим одноклассникам и другим людям;

- рассказывать, почему терпимость является условием дружбы и сохранения мира.

Оборудование:

-ватман, расчерченный на 8 квадратов с вписанными заданиями (задания указаны в п.7)

-8 листов формата А4 с цветным изображением людей в национальных костюмах (чукчи, русские, татары, буряты, грузины, узбеки, карелы, евреи)

-чистые листы А4

-фломастеры

-шариковые ручки

-плакат со словом «толерантность»

Домашняя заготовка ведущего (воспитателя) – Волшебный мешочек

  1. Вводное слово, мотивирующее учеников к размышлению на тему толерантности.

Учитель: Понятие толерантность в современном языке является синонимом слова терпимость, а в переводе с латинского – выносливость, стойкость. Толерантность людей является важнейшей условием мира и согласия в семье, классе и обществе. У разных людей - разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды других? Как надо уважать других? Надо стремиться, чтобы другой человек воспринимал ваши взгляды?

В условиях современного мира очень важно понимать свою культуру и разные культуры мира, что невозможно без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.

  1. Задание  «Давайте попробуем определить понятия»

Культура

Уважение

Справедливость

Милосердие

А теперь подумаем, какие из этих слов подходят к понятию

Толерантность

  1. Задание «Продолжи предложение»

Толерантность – это ...

Образцы ответов: умение жить в мире непохожих людей; уступчивость;  вежливость; борьба за сохранение мира, дружба и уважение, забота

  1. Задание Назовите пословицы и поговорки про дружбу

Друг познается в беде

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

……

  1. Задание Подбери относящееся к понятию толерантность слово к каждой букве «Толерантность»

Ученики должны подобрать синонимы этого слова на каждую букву

Т- терпение.

О- ответственность.

Л- любовь.

Е- единство.

Р- радость.

А- активность.

Н- надежность

Т- товарищество.

Н- нравственность

О- общение.

С- справедливость.

Т- трудолюбие.

  1. Россия – многонациональная страна, в которой живут представители разных культур. Рассказ учителя об основных положительных характеристиках и национальных традициях, верованиях данных народов.

На карточках вы можете увидеть представителей различных культур и религий:

Русские

Татары

Чукчи

Грузины

Узбеки

Евреи

Карелы

Буряты

Учитель попросит назвать первую пришедшую на ум ассоциацию (черты характера, еда, одежда, фольклор, предметы быта и т.п.)

Игра Волшебный мешочек

Учитель достает из мешка различные предметы и просит назвать, с какой национальностью они ассоциируются и почему.

Ученики называют ассоциации, далее выясняем, какое значение в определении национальности имеют стереотипы.

Учитель: Все эти характеристики называются стереотипами и очень часто они влияют на наше поведение, стереотипы позволяют упростить человеку мыслительные процессы и действовать по шаблону, опираясь на опыт поколений. Но давайте подумаем, насколько часто такие стереотипы бывают правдивы. Посмотрите, вот одна из распространенных пословиц: «Незваный гость хуже татарина». Согласны ли вы с ней, как вы думаете правдива ли она и откуда взялась? Давайте также обсудим и другие стереотипы, возможно у вас есть друзья других национальностей, согласны ли вы со стереотипами о них?

Далее общий вывод, что стереотипы не всегда оказываются правдивыми.

  1. Игра Лото (возможно поделить группу на 2, в зависимости от количества учеников)

На листе ватмана (с расчерченными квадратами (8)) в каждом квадрате указана национальность и написаны вопросы, касаемые культуры разных народов с вариантами ответов.  Если учащиеся выбирают правильный ответ, то закрывают этот квадрат соответствующей картинкой с представителем той или иной национальности, если ответ не правильный, то квадрат не закрывается.

Данная игра позволит закрепить услышанный материал, а также выяснить пробелы в знаниях.

Надписи в квадратах ватмана:

Чукчи

Почему на земле идет дождь?

-Небесные люди плачут

-Небесные девушки уронили ведро с водой

-В небе тают снега

-Женщины с неба отжимают белье

Грузины

На Кавказе говорят, что лошадь – это…

-Крылья всадника

-Ноги всадника

-Душа всадника

-Сердце всадника

Узбеки

Одно знаменитое блюдо, чтобы сохранить горячим, подавали на подносе, закрытым шлемом. Что это за блюдо?

-Хачапури

-Лобио

-Лаваш

-Плов

Евреи

В какое время могла появиться коробочка для ароматов в виде паровоза?

-16 век

-17 век

-18 век

-19 век

Татары

Сколько пар узорных сапог выпускалось в конце 19 века?

-3 тыс

-10 тыс

-500 тыс

-3 млн

Карелы

Какая самая «колдовская» вещь шамана?

-шапка

-пояс

-посох

-сапоги

Русские

Чем заменяла свечи экономная хозяйка?

-Лампада

-Лучина

-Растопленная печь

-Лампочка

Буряты

Как молятся буряты?

-Бегают вокруг храма

-Стоят на коленях

-Крутят барабаны

-Читают книгу

  1. Последнее упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».

Это задание позволит ученикам сказать хорошие слова своим одноклассникам.


Ученики берут чистый лист бумаги и фломастером обводят свою ладонь.

Учитель: Возьмите фломастеры и напишите доброе пожелание своему однокласснику. Например: ты так задорно смеешься, ты такая вежливая, ты такой добрый и т.п.

.

И помните, как вы относитесь к другим, так и будут относиться к вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»       Цель урока: познакомить студентов с основными правами потребителей,  основами потребительско...

Методическая разработка урока - практикума по литературе в 9 классе по теме: "Литературоведческий анализ монолога А Чацкого "А судьи кто?"

Урок посвящен лингвистическому анализу текста и рассредоточенной подготовке к сочинению по комедии "Горе от ума"...

Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"

Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...

Методическая разработка урока-практикума по информатике в 7-м классе по теме «Компьютерная графика»

Закрепление полученных навыков работы с графическим редактором Paint.NET, развитие универсальных учебных действий....

Методическая разработка Урок- практикум на тему: « Великая Отечественная война в исторических источниках».

Урок- практикум на тему:« Великая Отечественная война в исторических источниках»....