Методическая разработки по теме "Нации и межнациональные отношения"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Зейналова Гюльназ Алиевна

Методическая разработка урока обществознания с элементами технологии медиаобразования. Тема 8 класса: "Нации и межнациональные отношения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Название методической разработки – Урок обществознания c элементами технологии медиаобразования

Тема «Нации и межнациональные отношения»

Зейналова Гюльназ Али кызы,

учитель истории и обществознания

МБОУ ШР «СОШ №4»

г. Шелехов

2021

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Основная часть……………………………………………………..4
  3. Список использованной литературы……………………………16
  4. Приложения………………………………………………………17

  1. Введение

    Мы живем в многонациональном государстве. Нас более 147 миллионов человек. Взаимодействие не должно привести к конфликтам и межнациональной розни.  Поэтому взаимоотношения между народами, этносами должны быть выстроены на основе конкретных принципов, правил, которые и будут решающими регуляторами в отношениях между нациями в современном обществе. Эта проблема освещается в представленном уроке обществознания для учащихся восьмого класса, в котором в том числе есть представители разных наций. Данный урок может проводиться и как классный час.  

    Урок строится на основе деятельностного подхода, что соответствует требованиям ФГОС.  В процессе урока созданы условия для изучения обществоведческих понятий «этнос», «нация», «межнациональные отношения» в современном обществе. Также определены правила и принципы межнациональных отношений, на основе работы с текстом Конституции.  На уроке применены элементы медиаобразовательных технологий (словесные – рассказ учителя, беседа с классом; наглядные  - иллюстрации, мультфильм, видеообращение, практические – выполнение заданий с Конституцией, интернет-ресурсами, приложениями, скрайб-презентация), кроме того использованы элементы образовательной технологии «проект в уроке» (создание учащимися мини-проекта «Правила и принципы национальной политики РФ»; один из вариантов дифференцированного домашнего задания – создания скрайба).

   

   

  1. Основная часть

Этап урока

Методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. Мотивационно-целевой этап

Проблемный вопрос

Мозговой штурм в группах

Здравствуйте. Внимание на экран. (учитель включает короткометражный мультфильм «Птички на проводах»

https://www.youtube.com/watch?v=zLbYg-XX-Bc)

- Скажите, о чем продемонстрированный  мультфильм?

- Спасибо. А чем может один человек отличаться от другого?

- И действительно, иногда общество бывает жестоким по отношению к другим людям, которые чем-то отличаются. Автор под героями птиц подразумевает людей. Причем, обратили ли вы внимание на то, что все остальные птицы  поддержали и поступили, как все? А бывает и так, что человек просто стоит и наблюдает над не справедливостью.  Если у вас в жизни будет возможность повлиять на ход событий – сделайте это. Не будьте людьми, которые поступают, как большинство. В данном случае «большинство» было не право.

- Предположите,  о какой сфере жизни общества пойдет речь?

- В моих руках три конверта. Это значит, что объединяемся и будем работать в трех группах, по рядам. Ваша задача: соотнести фотографию и текст. Если возникнут сложности, можете обратиться к интернет-ресурсу в ваших телефонах (учитель выдает группам конверты с материалом Приложение 1)

(через 3 минуты)

- Внимание, время вышло! Проверяем задание. На доске (слайде) также есть эталон правильно выполненного задания

- Поднимите руку та группа, где полное соответствие. Молодцы

- Теперь вы можете сказать, как примерно будет звучать тема нашего урока, учитывая то задание, которое вы сейчас делали, а также видео, которое мы посмотрели

- Верно. Тема урока: «Нации и межнациональные отношения»

- Предположите цель урока?

- Верно, ведь есть люди, которые противопоставляют интересы одной нации интересам всех других наций. Хотя этого не должно быть. Ведь вы знаете, что мы живем в многонациональном государстве.

Ответы:

- о том, что иногда общество издевается  над другими людьми, которые чем-то отличаются; о злом отношении к окружающим  

-возрастом…национальностью…могут быть люди с ограниченными возможностями здоровья

- о социальной

Выполняют задание в группах

- Ф.Киркоров –болгарин

- В.Брежнева – украинка

- Т.Кеосаян – армянин

- М.Кутузов – русский

-  П.Багратион – грузин

- Л.Утяшева – башкирка

- «Национальности и отношение к ним»; «Расы и взаимоотношения»

Записывают в тетради тему урока.

- Как сделать отношения между разными национальностями добрыми и бесконфликтными.

  1. Процессуальный этап

Мозговой штурм в мини-группах

Первичное закрепление знаний

Создание мини-проекта

Защита мини-проектов

- В обществознании всегда ключевую роль играют термины. Сегодня их два: «Нация» и «Этнос». Нам важно изучить эти термины, выявить общее, а также разное в их определении. Хотя изначально и долгое время эти термины были синонимами.

- Задание для работы в мини-группах:

1. Найти и прочитать определение понятий «этнос» и «нация» в толковом словаре  С.И. Ожегова; толковом словаре С.А. Кузнецова; Энциклопедии культурологи (используя интернет)

2. выявить общее в определении

3. объяснить разницу между терминами

- У вас 7 минут

(через 7 минут)

- Итак, назовите общее в определении терминов «этнос» и «нация»

- Хорошо. Теперь разъясните разницу

(учитель может корректировать ответы учащихся)

- Давайте на конкретных примерах закрепим наши знания   (Приложение 2). На ваших столах в листах задание, где необходимо соотнести понятие с признаками. Работа индивидуальная, в тетради

(через 2 минуты)

- Сделаем взаимопроверку, для этого поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Кто уверен в ответе и мог бы озвучить?

- Прошу вслух зачитать нашу тему урока

- Спасибо. Остановимся теперь на второй части названия темы «межнациональные отношения». Попробуйте дать определение, что это?

- Нас окружают разные национальности. Мы и сейчас в эту самую минуту находимся в межнациональных отношениях. Перед вами стою я, по национальности я – азербайджанка. Думаю, что и среди присутствующих в классе есть представители и других национальностей.

- Скажите, как называется главный документ государства, где прописаны основные законы нашего государства?

- Текст конституции с поправками от 2020 года лежит у каждого из вас на столе. А также файл PDF я отправила в группу класса в вайбере. Для работы вы можете воспользоваться печатным или электронным вариантом.

- Подскажите, какими словами начинается текст Конституции?

- Население России- более 147 миллионов человек, и более 180 народов, в ней проживающих. Это накладывает определенные обязательства на государство.

- Ваша задача сейчас, сформулировать правила и принципы, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей. Эта работа в трех группах (по рядам)

(учитель для работы выдает каждой группе маркеры, ватман)

- Алгоритм вашей работы:

  1. Найти и прочитать статьи Конституции РФ:

1 ряд – ст.19  2 ряд – ст.26   3 ряд- ст.29

  1. После этого объединиться по рядам, сообща выбрать и сформулировать главное правило письменно
  2. Написать принцип (суть), на котором основана статья Конституции
  3. Оформить ответ на выданном листе ватмана в виде кластера (схемы)
  4. Выбрать из группы 1 или 2 человек для представления результата работы

(10 минут на работу, учитель направляет и корректирует работу каждой группы)

- Группы готовы презентовать?

- Кстати, раньше в советских паспортах была графа, где обязательно указывалась национальность человека. Во время Великой Отечественной войны многие граждане Советского Союза принадлежащие к определенным нациям были депортированы. Детей, родившихся от смешанных браков, заставляли выбирать национальность одного из родителей. По-моему, почти у всех у вас уже есть паспорта. Есть в ваших паспортах графа с указанием национальности?

- Потому что есть ст.26 п.1 в Конституции: «Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности». А мы переходим к презентации третьей группы

- Спасибо выступившим ребятам. Присаживайтесь. Из трех кластеров, если провести стрелочки, получится единая схема. Какое название ей можно дать?

 

Работа в мини-группах, используя электронные ресурсы

- это исторически сложившиеся общности людей

- нация-это все граждане одной страны, а этнос – это общность людей, имеющая единое происхождение, язык, традиции.

Выполняют тестовое задание в тетради

- 1а  2б  3а  4б  5аб (взаимооценивание)

- «Нации и межнациональные отношения»

- взаимоотношение и взаимодействие различных народов мира

- Конституция

- Мы, многонациональный народ РФ…

Работа по созданию проекта в мини-группах согласно алгоритму работы с использованием текста Конституции печатного формата или PDF через приложение вайбер

1 группа на основе ст.19 п.2:

- Правило: Гарантировать равные права свободы независимо от расы, национальности, языка, происхождения

- Принцип – равноправие людей

2 группа на основе ст.26 п.1,2:

- Правило: 1.каждый вправе указывать свою национальную принадлежность 2.каждый может говорить на своем родном языке

- Принцип – толерантное отношение, уважение к традициям и культуре этносов

- нет

3 группа на основе ст.29 п.2:

- Правило: не допускать пропаганду, возбуждающую расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду

- Принцип: сохранение мира, объединение народов

- Конституционные принципы национальной политики Российской Федерации.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Задание на закрепление

Дифференцированное, творческое домашнее задание

- Тема нашего урока крайне важна. Поэтому я приглашала на сегодняшний урок гостя государственного уровня, премьер-министра РФ – Дмитрия Анатольевича Медведева (пауза)

И только перед уроком я узнала, что посетить нас он не сможет. Но! Дмитрий Анатольевич отправил вам видеосообщение. Давайте посмотрим (Приложение 3)

- Какую главную мысль хотел донести до вас премьер-министр?

- Спасибо за ответы.  Теперь предлагаю выполнить задание в тетради (Приложение 4)

- Кто готов назвать ответ?

- Верно.

- Вернемся к цели урока. Вспомните?

- Выполнена ли цель урока?

- Сегодня хорошо поработали на уроке: Иванов, Петров, Сидорова, Балышева, Андреева

Домашнее задание:

(Для выполнения в группе до трёх человек)

- Подготовить скрайбинг-презентацию о межнациональных отношениях (может быть из вашего жизненного опыта или историй из газет, журналов, новостей),  выложить в группу класса в вайбере или ВКонтакте

- Даю инструкцию по выполнению, лежит на столе учителя (Приложение 5)

ИЛИ

(для индивидуального выполнения)

Найти 3 мультфильма на тему межнациональных отношений, ссылку отправить в группу класса в вайбер или ВКонтакте

- До свидания!

Презентация к уроку

(Приложение 6)

Смотрят видеообращение Д.Медведева

- Каждый человек должен чувствовать себя в безопасности в нашем государстве…

- Все граждане России равны между собой в правах.

Выполняют в тетради тестовое задание

- ав

-  Как сделать отношения между разными национальностями добрыми и бесконфликтными

- да

Выбирают домашнее задание

  1. Список использованной литературы

1.  Березуцкая Д.О. Основы медиаобразовательной деятельности С. Н. Пензина и О. А. Баранова // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. А. С. Галченкова. – М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. – с.23-25

2. Бондаренко Е.А. Технологии медиаобразования в современной школе // Научные записки. – 2013. – №3. – С. 8–13.

3. Волгин О.А. Включение элементов медиаобразования в предметное обучение истории в школе// Сборник статей. – 2017. – с.23-29

4. Гайдай Л.А. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/61/3/skraybing-kak-instrument-vizualizacii-myshleniya 

5. Малгаров И.И. Медиаобразование в школе: практический опыт / И.И. Малгаров, Е.А. Барахсанова // Концепт. – 2016. – Т. 30. – С. 54–57 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56586.htm. 

4.0.Приложения

  Приложение 1.

Приложение 2.

Задание: соотнести понятие с признаками

              Признаки                                                                  Понятия

  1. Признается по единому происхождению                 А) этнос
  2. Граждане определённого государства                      Б) нация
  3. Эвенки
  4. Россияне
  5. Общность людей

Приложение 4.

Задание: Выберите и запишите несколько правильных ответов.

Конституционными принципами в национальной политике Российской Федерации является:

А) равноправие сторон;

Б) ущемление и обособление наций;

В) уважение к традициям и обычаям этносов;

Г) распространение идеи «плохих» и «хороших» наций.

Приложение 5.

Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки). Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.

10  шагов, чтобы снять свой первый скрайб

1. Тема

2. Коллективная работа

3. Поиск и анализ информации

4. Визуализация, общая композиция

5. Выступление перед классом

6. Рисование

7. Обработка видео и корректировка текста

8. Аудиозапись

9. Обработка видео и представление

10. Публикация проекта

Алгоритм работы:

1. Составить план работы. Запишите все, что хотите осветить. При желании для удобства можно записывать все на аудионоситель.

2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.

3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и более сложные, а также аудио- и видеоряд. Просчитайте продолжительность всех частей работы.

4. Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.[1]


[1] Гайдай Л.А. http://io.nios.ru/articles2/61/3/skraybing-kak-instrument-vizualizacii-myshleniya


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

https ://www.youtube.com/watch?v=zLbYg-XX-Bc Короткометражный мультфильм «Птички на проводах»

Слайд 2

украинцы армяне болгары Вера Брежнева Тигран Кеосаян Филипп Киркоров

Слайд 3

русские грузины башкиры М.И. Кутузов П.И. Багратион Ляйсан Утяшева

Слайд 4

русские украинцы армяне татары башкиры чуваши казахи Нации и межнациональные отношения чеченцы

Слайд 5

Нации и межнациональные отношения План урока: Узнать понятия «этнос», «нация». Узнать понятие «межнациональные отношения». Определить нормы и принципы межнациональных отношений в конституции Российской Федерации.

Слайд 6

НАЦИЯ ЭТНОС Задание: 1. Найти и прочитать определение понятий «этнос» и «нация» в толковом словаре С.И. Ожегова; толковом словаре С.А. Кузнецова; Энциклопедии культурологи (используя интернет) 2. Выявить отличие в понятиях «этнос» и «нация» 3. Объяснить разницу между словами.

Слайд 7

Признается по единому происхождению Граждане определённого государства Эвенки Россияне Общность людей А) ЭТНОС Б) НАЦИЯ Задание: соотнести понятие с признаками Признаки Понятия А Б А А, Б Б

Слайд 8

Задание: сформулировать правила и принципы, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей Алгоритм работы: Найти и прочитать статьи конституции РФ: 1 группа – ст.19 2 группа – ст.26 3 группа – ст.29 2. Объединиться по рядам, сообща выбрать и сформулировать главное правило и принцип письменно . 3. Написать принцип (суть), на котором основана статья. 4. Выбрать в группе 1-3 человека для представления результата работы. 5. Оформить в виде схемы на листе ватмана.

Слайд 9

Д.А. Медведев

Слайд 10

Задание: Выберите и запишите несколько правильных ответов. Конституционными принципами в национальной политике Российской Федерации является: А) равноправие сторон; Б) ущемление и обособление наций; В) уважение к традициям и обычаям этносов; Г) распространение идеи «плохих» и «хороших» наций.

Слайд 11

ОТВЕТЫ: Выберите и запишите несколько правильных ответов. Конституционными принципами в национальной политике Российской Федерации является: А) равноправие сторон; Б) ущемление и обособление наций; В) уважение к традициям и обычаям этносов; Г) распространение идеи «плохих» и «хороших» наций.

Слайд 12

Домашнее задание: (Для выполнения в группе до трёх человек) Подготовить скрайбинг-презентацию о межнациональных отношениях (может быть из вашего жизненного опыта или историй из газет, журналов, новостей), выложить в группу класса в вайбере или ВКонтакте ИЛИ ( для индивидуального выполнения) Найти 3 мультфильма на тему межнациональных отношений, ссылку отправить в группу класса в вайбер или ВКонтакте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»

музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...

Методическая разработка классного часа «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»

Предлагаю теоретический материал классного часа по теме «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»...

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка на тему "Международные экономические отношения"

Лекция на тему "Формы международных экономических отношений". Компьютерная презентация на тему урока....

Разработка урока по теме "Межнациональные отношения"

Данный урок разработан для учащихся 10-11 классов. Может быть предназначен и подработан как урок изучения нового материала, так и для закрепления и обобщения темы....

Открытый урок Нации и межнациональные отношения. 8 класс. Методическая разработка.

методическая разработка урока "Нации и межнациональные отношения". Урок интегрированный - обществознание + английский язык. Победитель декады педагогического мастерства региона "Балтика...

Методическая разработка урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения", 2009г.

Тема урока: Нации и межнациональные отношения.Предмет: Обществознание.Класс: 9 классАвтор урока/(Афанасьева Елена Александровна, учитель истории и обществознания).Образовательное учреждение: МОУ Кулун...