рабочая программа по обществознанию 6-9 классы
рабочая программа по обществознанию

Султанова Гульнара Гумеровна

Рабочая программа по обществознанию составлена на уровень основного общего образования ( 6-9 классы). Рабочая программа по обществознанию соотвествует требованиям ФГОС и имеет разделы "планируемые результаты", "Содержание учебного предмета", "Тематическое планирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmma_po_obshchestvoznaniyu.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/______________________/

                               ФИО

Протокол № _________от

«_______»_________________2022г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УР МБОУ «Школа№ 25»

___________/_________________________/

                                ФИО

«______» ___________________2022г.

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию для 6-9 классов

на уровень основного общего образования

                                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                                                                                     Султанова Гульнара Гумеровна

                                                                                                                                                                            учитель первой квалификационной

                                                                                                                                 категории

                                                                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                        педагогического совета

                                                                                                                                               Протокол № ___от

                                                                                                                                                            «____»__________2022г.

Пояснительная записка

Результаты курса

Личностные результаты:

-определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- признание равноправия народов;

- осознание важности семьи и семейных традиций;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;

- осознание своей ответственности за судьбу страны.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать- определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи (проблемы, выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно ( в т.ч. и корректировать план);

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД

- проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; сравнивать классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;

- давать определения понятий;

Коммуникативные УУД

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ( определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы, сравнивать различные точки зрения;

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. 

- овладевать различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Предметные результаты

Предметными результатами освоения учащимися  основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Человек. Деятельность человека

Ученик научится:

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

- приводить примеры основных видов деятельности человека;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Ученик получит возможность научиться:

- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Ученик научится:

- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

- осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Ученик научится:

- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

- различать отдельные виды социальных норм;

- характеризовать основные нормы морали;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

- характеризовать специфику норм права;

- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

- раскрывать сущность процесса социализации личности;

- объяснять причины отклоняющегося поведения;

- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Ученик  научится:

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

- описывать явления духовной культуры;

- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

- оценивать роль образования в современном обществе;

- различать уровни общего образования в России;

- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

- раскрывать роль религии в современном обществе;

- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Ученик получит возможность научиться:

- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Ученик научится:

- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

- описывать основные социальные роли подростка;

- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

- раскрывать основные роли членов семьи;

- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Ученик получит возможность научиться:

- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Ученик научится:

- объяснять роль политики в жизни общества;

- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Ученик научится:

- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

- раскрывать достижения российского народа;

- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Ученик получит возможность научиться:

- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Ученик научится:

- характеризовать систему российского законодательства;

- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

- характеризовать гражданские правоотношения;

- раскрывать смысл права на труд;

- объяснять роль трудового договора;

- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Ученик получит возможность научиться:

- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Ученик научится:

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

- называть и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать функции денег и их роль в экономике;

- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание курса.

Человек. Деятельность человека. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Эволюционный характер развития общества. Воздействие социальных революций на общественное развитие. Отличия реформ от революций

Социальные нормы. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Роль социальных норм в жизни человека и общества.  Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.

Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

 Сфера духовной культуры. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

 Социальная сфера жизни общества. Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Факторы, способствующие продвижению по социальной лестнице. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Отличия предписанного статуса от достигаемого. Проблема социального неравенства. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Отношения между поколениями. Признаки социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Опасность межнациональных конфликтов. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.  пути преодоления межнациональных конфликтов. Россия - многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

 Политическая сфера жизни общества. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.

 Гражданин и государство. Наше государство - Российская Федерация. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

 Основы российского законодательства. Система российского законодательства. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.  Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Кодекс, закон, справедливость. Долг и обязанность, угрозы: глобальные, региональные, повестка, Военная присяга. Законопослушное поведение, противозаконное поведение, преступление, Подстрекательство.

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность

 Экономика. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Бизнес, экономический продукт, прибыль, собственность, акционерное общество, акции. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.

Тематическое планирование.

6  класс

Название раздела, темы

кол-во часов

1

Вводный урок

1

Человек

2

2

Загадка человека

1

3

Отрочество-особая пора

1

Семья

4

4

Семья и семейные отношения

1

5

Семейное хозяйство

1

6

Свободное время

1

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и семья».

1

Школа

3

8

Образование в жизни человека

1

9

Образование  и  самообразование

1

10

Одноклассники,  сверстники, друзья

1

Труд

3

11

Труд-основа жизни

1

12

Труд и творчество

1

Родина

5

13

Наша Родина-Россия

1

14

Государственные символы России

1

15

Гражданин России

1

16

Мы-многонациональный народ

1

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина».

1

Человек  в социальном  измерении

6

18

Человек - личность

1

19

Познание человеком мира и самого себя

1

20

Человек и его деятельность

1

21

Потребности человека

1

22

На пути к жизненному успеху

 ( Труд, способности человека)

1

23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении».

1

Человек  среди людей

5

24

Межличностные отношения

1

25

Человек в группе

1

26

Общение

1

27

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

1

28

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».

1

Нравственные основы жизни

4

29

Добро и зло. Гуманизм

1

30

Смелость. Смелость и отвага

1

31

Человек и человечность

1

32

Нравственные основы жизни

1

33

Повторительно-обобщающий урок   «Нравственные основы жизни»

1

34-35

Повторение по курсу «Обществознание» 6 класс

2

7 класс

Название раздела, темы

кол-во часов

Регулирование поведения людей в обществе

14

1-2

Что  значит  жить по правилам

2

3-4

Права  и  обязанности  граждан

2

5-6

Почему важно соблюдать законы

2

7-8

Защита  Отечества

2

9-10

Для  чего  нужна  дисциплина

2

11-12

Виновен - отвечай

2

13

Кто стоит на страже закона

1

14

Повторительно – обобщающий урок

1

Человек  в экономических отношениях

16

15-16

Экономика и ее основные участники

2

17-18

Мастерство работника

2

19-20

Производство: затраты, выручка, прибыль

2

21-22

Виды и формы бизнеса

2

23-24

Обмен, торговля, реклама

2

25-26

Деньги, их функция

2

27-28

Экономика семьи

2

29

Рубежный контроль

1

30

Повторительно –обобщающий урок

1

Человек и природа

5

31

Воздействие человека на природу

1

32

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

33-34

Закон на страже природы

2

35

Итоговый урок

1

8 класс

Название раздела, темы

кол-во часов

1

Вводный урок

1

Личность и общество

6

2

Что делает человека человеком

1

3

Человек, общество, природа

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

5

Развитие общества

1

6

Как стать личностью

1

7

Контрольно-обобщающий урок по теме «Личность и общество»

1

Сфера духовной жизни

8

8

Сфера духовной жизни

1

9

Мораль.

1

10

Долг и совесть

1

11

Моральный выбор — это ответственность

1

12

Образование

1

13

Наука в современном обществе

1

14

Религия как одна из форм культуры

1

15

Контрольно-обобщающий урок  по теме «Сфера духовной культуры»

1

Социальная сфера

5

16

Социальная структура общества

1

17

Социальные статусы и роли

Социальная сфера

1

18

Нации и межнациональные отношения

1

19

Отклоняющееся поведение

1

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера

1

Экономика

13

21

Экономика и ее роль в жизни общества

1

22

Главные вопросы экономики

1

23

Собственность

1

24

Рыночная экономика

1

25

Производство- основа экономики

1

26

Предпринимательская деятельность

1

27

Роль государства в экономике. Государственный бюджет РФ. Пенсионные программы РФ.

1

28

Распределение доходов. Банковская система РФ.

1

29

Потребление

1

30

Инфляция и семейная экономика. Карманные деньги: за и против. Семейный бюджет.

1

31

Безработица, ее причины и последствия

1

32

Мировое хозяйство и международная торговля

1

33

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экономика»

1

34-35

Повторительно–обобщающие уроки

2

9 класс

Название раздела, темы

кол-во часов

1

Вводный урок

1

Политика

9

2

Политика и власть

1

3

Государство

1

4

Политические режимы

1

5

Правовое государство

1

6

Гражданское общество и государство

1

7

Политические партии и движения

1

8

Межгосударственные отношения

1

9

Практикум

1

10

Контрольно- обобщающий урок по теме «Политика»

1

Гражданин и государство

8

11

Основы  конституционного строя РФ

1

12

Права и свободы человека и гражданина

1

13

Высшие органы государственной власти в РФ

1

14

Россия – федеративное  государство

1

15

Судебная система РФ

1

16

Правоохранительные органы РФ

1

17

Практикум

1

18

Контрольно –обобщающий урок по теме «Гражданин и государство».

1

Основы российского законодательства

15

19

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

20

Правоотношения  и субъекты права

1

21

Правонарушения и юридическая ответственность

1

22

Гражданские правоотношения

1

23-24

Право на труд, Трудовые отношения

2

25

Семья под защитой закона

1

26-27

Административные правоотношения

2

28-29

Уголовно –правовые отношения

2

30

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

31

Международно –правовая защита жертв вооружженных конфликтов

1

32

Практикум

1

33

Контрольно  – обобщающий урок по теме «Основы российского законодательства».

1

34

Повторительно–обобщающие уроки

1

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...