РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой «Сферы»
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Москаленко Наталья Петровна

«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

            Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvoznanie_7_um.docx138.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 5»

Петропавловск - Камчатского городского округа

683015, г. Петропавловск-Камчатский ул. Кирова, 4 тел. 24-25-45; 24-22-95 School5_PKGO_41@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Основная школа №5»

И.В.Рыкова __________

приказ № 252

 от«30» августа2021г.

        РАССМОТРЕНО                                Педагогическим советом
МБОУ «Основная школа № 5
протокол от 30.08.2022 № 16

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по обществознанию  для 7  предпрофильного класса

по направлению  «управление и менеджмент»

  к УМК  О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой  «Сферы»

Разработала: Москаленко Наталья Петровна

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознания      для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов основного общего образования, Примерной образовательной программы основного общего образования, примерной образовательной программы по предмету «Обществознание» О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой /Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2019

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный закон от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, пп.9, 10).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2014 № 1089. (в редакции от 23. 06. 2015г.)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
  4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 08.05.2019 N 233 «О внесении изменений в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  5. Основная образовательная программа МБОУ «Основная школа №5» ПКГО
  6. Программа воспитания МБОУ «Основная школа №5» ПКГО
  7. Учебный план МБОУ «Основная школа №5» ПКГО.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        «Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

        Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

        Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.           Курс «Обществознание» в основной школе базируется на научных знаниях о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на развитие личности и различные аспекты жизни каждого человека. Их раскрытие, интерпретация и оценка соотносятся с совокупностью общественных наук (социологией, экономикой, политологией, культурологией, религиоведением, правоведением, социальной психологией), а также социальной философией. Такая научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания, который сохранится и в старшей школе. При этом курс «Обществознания» акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях, тенденциях развития российского общества. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир», а также «Основ религиозной куль- 7 туры и светской этики». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на данном этапе обучения ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

        Роль учебного предмета «Обществознание» в социализации обучающихся 7 класса в значительной мере связана с освоением социальных норм и выработкой позитивных ценностных ориентаций, получением базовых знаний о важнейших социальных институтах и процессах социального развития для ориентирования в социуме и квалифицированного исполнения свойственных подростку социальных ролей.

В курсе основной школы даются наиболее общие представления о человеке и обществе, экономике и государстве, о социальных нормах, регулирующих жизнь общества и человека, о российском обществе и государстве, а также знания прикладного характера, необходимые для организации взаимодействия подростка с окружающими людьми и социальными институтами.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для общей ориентации в актуальных событиях и процессах развития российского общества; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей и собственных действий подростка; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения и противодействия его проявлениям.

Изучение курса должно осуществляться во взаимосвязи с деятельностью различных общественных организаций и объединений, программами дополнительного образования, реальной жизнью школьного коллектива. Важным результатом работы должны стать: толерантное отношение к проявлениям иной культуры; умение делать ответственный выбор; умение соотносить личные интересы с общественными, понимание необходимости сотрудничества и кооперации при решении общезначимых проблем.

Цели и задачи курса

Цели изучения обществознания в основной школе:

  1. воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  2. развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  3. формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  4. овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  5. формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Задачи изучения :

  1. воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  2.  овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ РОССИИ.ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

          Учебный план на изучение обществознания в 7 предпрофильном (ум) классе   основной школы отводит 2 учебных часа в неделю в течение всего года обучения, 68 уроков в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров)

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность  участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД 

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную 12 проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД 

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.  Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

− определять возможные роли в совместной деятельности;

− играть определенную роль в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

− корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; − предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

− выделять общую точку зрения в дискуссии;

− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА

Данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».  

В результате изучения обществознания за 7 класс ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами, и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

ШКОЛЬНЫЙ УРОК

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование раздела

Характеристика

 основных содержательных линий

Перечень

практических работ,

 экскурсии

Направления

проектной

деятельности

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе

По каким правилам живёт общество. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Как усваиваются социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

Общественные ценности и общественное сознание. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.

Как мораль влияет на жизнь человека и общества. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.

Как право регулирует жизнь общества. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Источники права.

Нормы и отрасли права. Система российского законодательства. Нормативный правовой акт.

Правоотношения. Правоотношения. Субъекты права.

П/Р «Моделирование ситуаций отклоняющегося поведения»

Экскурсия в краеведческий музей

Мини-проект «Проявление гуманизма» (по материалам СМИ)

Заполнение инфотаблицы «Отрасли российского права»

Проект «Моральные нормы и историческая эпоха»

Глава 2.

Права и свободы человека и система их защиты

Основные права и свободы человека и гражданина РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы РФ. Правоохранительные органы.

Как осуществляется правосудие в РФ. Судебная система Российской Федерации.

Способы защиты прав человека в РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Международная система защиты прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека.

Заполнение инфотаблицы «Основные права гражданина РФ»

Решение ситуативных задач «Деятельность правоохранительных органов РФ»

Проект «Правосудие в РФ»  

Глава 3.

Гражданские правоотношения в РФ

Дееспособность и правоспособность гражданина РФ. Правоспособность и дееспособность. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Какие права и законные интересы человека защищает гражданское право. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.

      Как решаются гражданско-правовые споры. Способы защиты гражданских прав

Решение ситуативных задач «Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет»

Проведение правовой игры «Гражданское судопроизводство»

Проект «Гражданские правоотношения».

Глава 4.

Семейные правоотношения в РФ

Заключение и расторжение брака. Семья под защитой государства. Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Основания и порядок расторжения брака.

Права и обязанности супругов. Семья под защитой государства. Личные неимущественные права. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов.

Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.

Решение ситуативных задач «Условия заключения брака»

Заполнение обобщающей таблицы «Права и обязанности детей и родителей»

Проект «Семейные правоотношения»

Глава 5.

Трудовые правоотношения в РФ

Право на труд и трудовые отношения в РФ. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Порядок приёма и оформления на работу.

Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Стороны трудовых правоотношений. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Порядок прекращения трудового договора.

Особенности трудоустройства несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Условия труда.

Решение ситуативных задач

  •  «Порядок приёма и оформления на работу»
  • «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»

Проект «Трудовые правоотношения»

Глава 6.

Юридическая ответственность в РФ

Правонарушение. Признаки и виды правонарушений.

Что такое юридическая ответственность. Понятие, виды и функции юридической ответственности.

Административные правонарушения и виды административных наказаний. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.

Преступления и наказания в уголовном праве. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Возраст, с которого наступает юридическая (гражданско-правовая, административная, уголовная) ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Заполнение инфотаблицы «Виды и содержание юридической ответственности в РФ»

Проект «Виды юридической ответственности»

Тематическое планирование

п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

7 класс  (68 ч)

Регулирование поведения людей в обществе

15

Объяснять роль социальных норм в общественной жизни.

Приводить примеры социальных норм и общественных нравов, традиций и обычаев.

Классифицировать по разным основаниям виды социальных норм (в поведении, хозяйственной деятельности, политике и т.д.).

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с применением социальных норм.

Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм; взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками при выработке групповых норм поведения

Объяснять роль социальных ценностей в общественной жизни.

Приводить примеры общественных ценностей.

Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, о проблемах взаимоотношений народов России, взаимного уважения и толерантности в отношениях между представителями разных культур.

Находить и извлекать социальную информацию о проявлениях общественного сознания, социальных ценностях из педагогически адаптированных источников различного типа

Характеризовать основные принципы морали.

Анализировать с морально-этических позиций типичные социальные ситуации; давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни роль морали в жизни общества.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Приводить и анализировать примеры ситуаций морального выбора.

Объяснять роль права в жизни человека, общества и государства.

Описывать и конкретизировать примерами сущностные признаки права.

Сравнивать право с другими видами социальных норм.

Различать и анализировать правовые аспекты типичных социальных ситуаций. Находить и извлекать информацию о роли права в общественной жизни, признаках права из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов)

Иметь представление о строении права как совокупности отраслей и норм.

Знать основные отрасли российского права и сферу их регулирования. На основе личного социального опыта приводить примеры ситуаций, регулируемых различными отраслями права.

Соотносить основные кодексы с отраслями российского права.

Классифицировать правовые нормы по их принадлежности к отраслям права.

Раскрывать смысл понятия «правоотношения».

Называть субъектов правоотношений. Описывать и конкретизировать примерами структурные элементы правоотношений.

Классифицировать по разным основаниям примеры юридических фактов, примеры правоотношений.

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с развитием правоотношений

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять познавательные задания различного характера и формы. Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ

Права и свободы человека и система их защиты

12

Называть и раскрывать основные права и свободы граждан Российской Федерации. Называть и раскрывать основные права ребёнка.

Классифицировать основные права и свободы граждан РФ.

Объяснять важность гарантии прав и свобод граждан, реализации гражданами своих прав и свобод.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами, в т.ч. несовершеннолетними, своих прав и свобод.

Находить и извлекать социальную информацию о правах и свободах граждан, предусмотренных законодательством РФ, из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Называть правоохранительные органы РФ и характеризовать сферу деятельности каждого из них.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов РФ.

Находить и извлекать социальную информацию о деятельности правоохранительных органов РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Описывать структуру судебной системы РФ.

Характеризовать основные принципы деятельности судебной системы РФ.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью судебной системы РФ.

Находить и извлекать социальную информацию о деятельности суда в РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Объяснять роль судебной системы в обеспечении правопорядка и стабильности общественного развития.

Объяснять цели создания специальных органов по защите прав человека, а также прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Описывать сферу деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ и др. омбудсменов. Описывать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; направления деятельности прокуратуры по защите прав граждан; механизм защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализировать несложные ситуации нарушения прав человека.

Приводить примеры действий по защите прав человека и гражданина; примеры деятельности организаций гражданского общества по защите прав и свобод человека и гражданина.

Объяснять цели деятельности ООН. Называть организации, действующие под эгидой ООН, и сферу их деятельности. Называть европейские органы по защите прав человека.

Находить и извлекать социальную информацию о международной системе защиты прав человека из педагогически адаптированных источников (в т.ч. нормативных документов).

Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни

Гражданские правоотношения в России

8

Раскрывать смысл понятий правоспособности и дееспособности гражданина.

Объяснять связь правоспособности и дееспособности с гражданством индивида. Характеризовать правоспособность гражданина РФ.

Называть обстоятельства и порядок ограничения и прекращения дееспособности гражданина РФ.

Анализировать несложные ситуации, связанные с правоспособностью и дееспособностью граждан РФ.

Находить и извлекать социальную информацию о правовом механизме эмансипации несовершеннолетних граждан РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Характеризовать изменение дееспособности несовершеннолетних граждан.

Называть, раскрывать сущность имущественных и личных неимущественных прав, конкретизировать примерами их реализацию.

Характеризовать правомочия собственности.

Называть и конкретизировать примерами основания приобретения права собственности.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией имущественных и личных неимущественных прав.

Классифицировать по разным основаниям гражданско-правовые договоры.

Находить и извлекать социальную информацию об имущественных и личных неимущественных правах, гражданско-правовых договорах из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Анализировать собственный опыт участия в гражданских правоотношениях.

Классифицировать гражданско-правовые споры.

Называть судебные органы, в компетенцию которых входит разрешение гражданско-правовых споров.

Описывать механизм судебного разбирательства по гражданско-правовым спорам в РФ.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с защитой имущественных и личных неимущественных прав.

Находить и извлекать социальную информацию о механизмах защиты имущественных и личных неимущественных прав из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни

Семейные правоотношения в России

8

Раскрывать смысл понятия «брак». Называть условия заключения и расторжения брака в РФ; обстоятельства, препятствующие заключению брака; основания прекращения брака.

Описывать порядок заключения и расторжения брака.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с заключением и прекращением брака.

Находить и извлекать социальную информацию о заключении и прекращении брака из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Называть личные неимущественные права супругов.

Характеризовать законный и договорной режимы имущества супругов.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с имущественными и неимущественными правами и обязанностями супругов, различными режимами имущества супругов.

Находить и извлекать социальную информацию о различных режимах имущества супругов из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Объяснять сложившееся в общественном сознании отношение к различным режимам имущества супругов

Описывать юридический механизм защиты прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с правами и обязанностями родителей и детей.

Находить и извлекать социальную информацию о правах и обязанностях родителей и детей, защите прав и интересов детей, оставшихся без родителей, из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Характеризовать права и обязанности родителей и детей.

Выполнять познавательные задания различного характера и формы

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни

Трудовые правоотношения в России

8

Называть и конкретизировать примерами основания возникновения трудовых правоотношений.

Называть документы, необходимые для заключения трудового договора. Описывать порядок и условия заключения трудового договора

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с возникновением трудовых правоотношений.

Находить и извлекать социальную информацию о возникновении трудовых правоотношений из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Называть и объяснять права, обязанности и ответственность работника и работодателя.

Приводить примеры реализации прав, обязанностей и ответственности работника и работодателя.

Описывать порядок прекращения трудового договора, правовой механизм разрешения трудовых споров.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с правами и обязанностями сторон трудовых правоотношений, порядком прекращения трудового договора, разрешения трудовых споров.

Находить и извлекать социальную информацию о правах, обязанностях и ответственности работника и работодателя из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Описывать порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками.

Объяснять на конкретных примерах особенности правового положения несовершеннолетних работников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с трудоустройством несовершеннолетних работников.

 Анализировать мотивацию несовершеннолетних работников.

Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Юридическая ответственность в России

12

Раскрывать смысл понятия "правонарушение".

Называть и конкретизировать примерами признаки правонарушения.

Классифицировать виды правонарушений. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с признаками правонарушением и классификацией конкретных правонарушений.

Раскрывать смысл понятия "юридическая ответственность".

Называть и характеризовать виды юридической ответственности, конкретизировать примерами их реализацию.

Соотносить виды правонарушений и виды юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением юридической ответственности.

Находить и извлекать социальную информацию о различных видах юридической ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Называть административные правонарушения и виды административных наказаний, конкретизировать их примерами. Характеризовать особенности административной ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением административной ответственности. Находить и извлекать социальную информацию об административной ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Объяснять основные принципы уголовного права. Характеризовать особенности уголовной ответственности. Называть уголовные правонарушения и виды уголовных наказаний, конкретизировать их примерами.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением административной ответственности. Находить и извлекать социальную информацию об административной ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Характеризовать особенности юридической ответственности несовершеннолетних граждан и конкретизировать их примерами.

Объяснять необходимость особого порядка привлечения несовершеннолетних правонарушителей к юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с особенностями юридической ответственности несовершеннолетних.

Анализировать и корректировать собственное поведение на основе знаний об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних.

Характеризовать особенности юридической ответственности несовершеннолетних граждан и конкретизировать их примерами.

Объяснять необходимость особого порядка привлечения несовершеннолетних правонарушителей к юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с особенностями юридической ответственности несовершеннолетних.

Анализировать и корректировать собственное поведение на основе знаний об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних.

Итого

65

Резерв

3

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

количество часов

дата

по плану

по факту

по плану

по факту

1

Диагностическая контрольная работа на выявление остаточных знаний

1

02.09

2-3

По каким правилам живет общество

2

06.09

09.09

4-5

Общественные ценности и общественное сознание

2

13.09

16.09

6-7

Влияние морали на жизнь человека и общества

2

20.09

23.09

8-9

Правовое регулирование общественной жизни

2

27.09

30.09

10-11

Отрасли и нормы права

2

04.10

07.10

12-13

Правоотношения

2

11.10

14.10

14

Повторение по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

1

18.10

15

Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

1

21.10

16-17

Основные права и свободы человека и гражданина РФ

2

01.11

04.11

18-19

Правоохранительные органы РФ

2

08.11

11.11

20-21

Как осуществляется правосудие в России

2

15.11

18.11

22-23

Способы защиты прав человека в России

2

22.11

25.11

24-25

Международная система защиты прав человека

2

29.11

02.12

26

Повторение по теме «Права и свободы человека и система их защиты»

1

06.12

27

Контрольная работа по теме «Права и свободы человека и система их защиты»

1

09.12

28-29

Правоспособность и дееспособность гражданина России

2

13.12

16.12

30-31

Какие права и законные интересы человека защищает гражданское право

2

20.12

23.12

32-33

Как решаются гражданско- правовые споры

2

27.12

10.01

34

Повторение по теме «Гражданские правоотношения в России»

1

13.01

35

Контрольная работа по теме «Гражданские правоотношения в России»

1

17.01

36-37

Заключение и расторжение брака

2

20.01

38-39

Права и обязанности супругов

2

24.01

40-41

Права и обязанности родителей и детей

2

27.01

31.01

42

Повторение по теме «Семейные правоотношения в России»

1

03.02

43

Контрольная работа по теме «Семейные правоотношения в России»

1

07.02

44-45

Право на труд и трудовые правоотношения в России

2

10.02

14.02

46-47

Права и обязанности работника и работодателя в России

2

17.02

21.02

48-49

Особенности трудоустройства несовершеннолетних

2

24.02

28.02

50

Повторение по теме «Трудовые правоотношения в России»

1

03.03

51

Контрольная работа по теме «Трудовые  правоотношения в России»

1

07.03

52-53

Правонарушение

2

07.03

10.03

54-55

Что такое юридическая ответственность

2

14.03

17.03

55-56

Административные правонарушения и виды административных наказаний

2

21.03

04.04

57-58

Преступления и наказания в уголовном праве

2

07.04

11.04

59-60

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних

2

14.04

18.04

61

Повторение по теме «Юридическая ответственность в России»

1

21.04

62

Контрольная работа по теме «Юридическая ответственность в России»

1

25.04

63-64

Итоговое обобщение

2

28.04

02.05

65

Итоговая контрольная работа

1

05.05

66

 Повторение по курсу « Обществознание. 7 класс»

1

09.05

67-68

РЕЗЕРВ

2

12.05

16.05

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ: 

Учебно- методический комплект

ЦОР

Обществознание. 7 класс/О.А.Котова, Т.Е.Лискова -  М.: Просвещение, 2022г.

Рабочие тетради. Обществознание 7 класс.Тетрадь-тренажер Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2022

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).                http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                                       

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.                                       

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.         

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.                                          http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.    

http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».     

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.                                        

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.                                          http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                            

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.        

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                            http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.      http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.                                     

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста                    

http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества                                                                      http://www.russianculture.ru/ — Культура России.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс Основы менеджмента для 10-11 класса

Элективный курс "Основы менеджмента" предназначен для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Материал курса основан на методическом пособии "Основы менеджмента"...

Открытый урок экономики по теме "Стили менеджмента" (10-11 класс, социально-экономический профиль)

Открытый урок экономики по теме "Стили менеджмента" рассчитан на учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Методическая разработка включает в себя конспект урока и 3 презентации, выполн...

Тематическое планирование по основам менеджмента для 10 класса на 2013-2014 учебный год

Тематическое планирование по основам менеджмента для 10 класса на 2013-2014 учебный год...

Тематическое планирование по основам менеджмента для 11 класса на 2013-2014 учебный год

Тематическое планирование по основам менеджмента для 11 класса на 2013-2014 учебный год...

Открытый урок на тему: «Понятие менеджмент. Технологии менеджмента» 8 класс.

Открытый урок на тему: «Понятие менеджмент. Технологии менеджмента»8 класс....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Управление карьерой»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Управление карьерой»Срок реализации: 1 годВозраст обучающихся: 14– 15 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономике для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и пр...