Формирование финансовой грамотности через курс "Обществознание" в основной и старшей школе
статья по обществознанию (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Корнева Светлана Николаевна

Материал представляет собой обобщение опыта обучения учащихся азам финансовой грамотности через уроки обществознания с использованием УМК Боголюбова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности через курс «Обществознание»

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, умений и навыков в сфере финансового поведения человека, ведущих к повышению качества жизни. Внедрение тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе направлено на формирование способности обучающихся выполнять в будущем социально-экономические роли (владельца недвижимого и движимого имущества, заемщика, налогоплательщика и т. д.) и позволяет с легкостью реализовывать на занятиях деятельностный подход. Такая интеграция активно способствует модернизации содержания и методов преподавания обществознания в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (от 30 декабря 2018 года). Обучающиеся средней школы, находясь в переходном возрасте, частично получают возможность самостоятельно организовывать свое финансовое поведение.

 Находясь в состоянии «мнимой взрослости», постоянных исканий и самоутверждения в обществе сверстников, характерных для этого возрастного периода, они наиболее подвержены рискам принятия неверных решений. Поэтому темы финансовой грамотности, рассматривающие вопросы банковских карт, наличных денег, семейного бюджета, экономии и защиты от действий мошенников в данный возрастной период особенно актуальны. Вопросы финансовой грамотности для обучающихся старшей школы направлены на формирование представления о деньгах как источнике финансовой независимости, рассматривают возможности накопления и инвестирования, нацеливают обучающихся на финансовое планирование.

Материалы по финансовой грамотности в рамках урока «Обществознание» разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах. Согласно дидактической схеме преподавания финансовой грамотности, в обучении выделяют три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Рассмотрим возможные варианты включения темы «Источники доходов» в курс «Обществознание» в 8 классе. Тема «Источники доходов» рассматривается на уроке в качестве мотивационного задания, побуждающего к работе с новой информацией по теме «Распределение доходов» (Боголюбов Л. Н. Обществознание. § 24). Текст задания: «Представьте, что мальчик из вашей школы, Иванов Иван, ученик 10 класса, занимается футболом и английским языком с репетитором. Все занятия платные, однако они очень важны для успешной учебы Ивана в будущем. Расходы семьи постоянно растут. Что можно посоветовать Ивановым в данной ситуации?» Чтобы ответить на вопрос, обучающиеся пробуют перечислить всевозможные источники денежных поступлений (заработная плата, стипендия, пенсия, алименты, пособия, наследство и т. д.). После обсуждения обучающиеся приходят к обобщению, из чего складывается совокупный доход граждан. После этого учитель переходит непосредственно к теме урока «Распределение доходов». Обучающиеся обсуждают перечень товаров и услуг потребительской корзины, перераспределение доходов и экономические меры социальной поддержки населения.

На стадии закрепления изученного материала можно вновь использовать материалы по финансовой грамотности, вернувшись к ситуационной задаче, поставленной в начале урока. На этот раз задача дается с цифрами: «Представьте себе мальчика из вашей школы, Иванова Ивана, ученика 10 класса. На занятия с репетитором по английскому языку из семейного бюджета тратится 4 тысячи рублей в месяц. На занятия в футбольной секции — 5 тысяч рублей. В семье Ивана пять человек: мама, папа, бабушка, сам Иван и его старший брат. Бабушка получает пенсию 10 тысяч рублей в месяц. Папа работает частным предпринимателем, его доход составляет 40 тысяч в месяц. Мама Ивана работает кассиром в супермаркете и получает зарплату 25 тысяч рублей. Брат Ивана учится в университете и получает стипендию 1500 рублей. Сколько рублей составляет совокупный доход семьи Ивановых и сколько процентов от него семья тратит на дополнительные занятия Ивана?»

Таким образом, используя предметную область финансовой грамотности лишь на двух этапах урока (вызов и рефлексия), обучающиеся овладевают базовым уровнем компетенций финансовой грамотности. К таковым относятся: понимание, что такое личные расходы, знание общих принципов управления расходами, умение давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания, умение оценивать ежемесячные расходы. Решить проблему неумения обучающихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью и отсутствие системного мышления возможно лишь благодаря метапредметному подходу в преподавании общеобразовательных дисциплин. Метапредметные технологии обеспечивают усвоение обучающимися универсальных учебных действий. Таким образом, благодаря введению тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» деятельность обучающихся организуется не только с целью передачи им знаний, но и с целью передачи способов работы с информацией, а содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер (понятия, задачи, проблемы, схемы).

Рассмотрим другой вариант включения темы «Источники доходов» на этапе осмысления и реализации полученных знаний на уроке обществознания по теме «Распределение доходов». Обучающимся предлагается ситуация-тренинг, которая предполагает личностное вовлечение в решение проблемы и активное сотрудничество друг с другом. Класс делится на две группы, каждая начинает обсуждение предложенной ситуации: «Представьте, что ваша подруга окончила школу и решила, что больше учиться не хочет, потому что и без этого сможет найти хорошую работу. Она долго искала работу, денег катастрофически не хватало, а предлагаемая ей работа была низкооплачиваемой и неинтересной». Вопрос: «Что вы посоветуете своей подруге»? При формулировке ответа обучающиеся должны указать, от каких показателей, по их мнению, зависит величина заработной платы. Команды выслушивают ответы друг друга и пробуют оценить советы одноклассников с точки зрения их рациональности. На данном уроке происходит активное включение обучающихся в процесс, активизация их познавательной деятельности, систематизация социального опыта и выстраивание цепочки рассуждений, то есть реализуется широкий спектр универсальных учебных действий.

Помимо этого, к теме «Распределение доходов» можно применить надпредметное задание, направленное на формирование умений работать с диаграммами. Пример задания: «Изобразите примерную диаграмму по доходам семьи. Поясните указанные в ней позиции, расставьте примерное процентное соотношение». При этом в качестве модели можно использовать как собственную, так и вымышленную семью. Отработка подобных навыков особенно полезна в части подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе по обществознанию (задание 12).

Изучение тем финансовой грамотности в курсе обществознания в основной и средней школе способно повысить результативность сдачи ГИА. Например, задание № 6 в основном государственном экзамене по обществознанию с 2020 года проверяет уровень финансовой грамотности обучающихся в сфере противодействия финансовому мошенничеству. Такой вид заданий не подразумевает расчетов, но требует владения базовыми компетенциями финансовой грамотности. Пример задания: «Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш». В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания».

В единый государственный экзамен по обществознанию вопросы финансовой грамотности включены с 2018 года. Элементы содержания, проверяемые на экзамене, прописаны в кодификаторе под номером 2.16 «Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина». Помимо этого, вопросы по теме «Финансовая грамотность» в основной и средней школе целесообразно применять в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации для отработки навыков написания мини-сочинения. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается цитата известного деятеля в сфере бизнеса и финансов, с позицией которого они могут согласиться или не согласиться в рамках своего эссе. Таким образом, за счет такой внедрения в курс «Обществознание» тем финансовой грамотности происходит развитие навыков анализа, сравнения и обобщения, которые являются одними из основных в рамках обществоведческого образования.

Обосновывая свою позицию по отношению к высказыванию того или иного автора, приводя примеры из личного социального опыта, а также истории и литературы, обучающиеся овладевают универсальными учебными действиями, необходимыми в жизни, в том числе и теми, которые проверяются на экзамене. Примеры высказываний, которые можно предложить обучающимся в 11 классе на уроке обществознания по теме «Занятость и безработица» в качестве домашнего задания для написания мини-сочинения:

1. «Спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы» (Гарри Трумэн).

2. «Уровень безработицы составляет 100 %, если без работы остались вы» (Дэвид Курц).

3. «Вечную занятость обеспечивает только сизифов труд» (Леонид Леонидов).

Не стоит забывать о проектных технологиях, за счет которых у обучающихся происходит осмысление практического опыта с точки зрения теоретических знаний, полученных на уроке. Удобно применять темы финансовой грамотности в качестве проектных работ после завершения блока «Экономика» в 8 и 11 классах. Темы проектных работ для 8 класса могут быть следующими:

1. «Способы самозанятости, существующие в Российской Федерации».

2. «Источники доходов современной молодежи».

3. «Материнский капитал: за и против».

4. «Влияние банкротства финансовых компаний на финансовое положение семей».

5. «Налоги в Древнем мире».

 Темы проектных работ для 11 класса могут быть следующие:

1. «Рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда вашего региона».

2. «Таможенные тарифы на импорт. Виды. Цель».

3. «Перспективы развития среднего класса в России».

4. «Источники экономического роста в Российской Федерации».

5. «Мероприятия для поддержки малых предприятий в вашем регионе».

Таким образом, поскольку финансовая грамотность становится неотъемлемой частью современного образования, представляя собой набор знаний и практических навыков, используемых в повседневной жизни, а также ввиду того, что данная область плотно соприкасается с предметом «Обществознание», их изучение приводит к высоким результатам в формировании универсальных учебных действий у обучающихся, позволяет переосмыслить общую структуру организации обучения, активно включить обучающихся в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...

презентация "Формирование финансовой грамотность обучающихся основной и средней школы на уроках обществознания"

Представлены различные методические подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирование финансовой грамотности через реализацию программы развития школы «Азбука Налогов», развития налоговой культуры и грамотности среди школ...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.

Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...

Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.

Публикация на тему "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе." знакомит с основными аспектами метода проектов, как средства...