Конспект урока обществознания в 11 классе по теме "Политическая сфера и политические институты".
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Бисьмак Вячеслав Дьердьевич

На данном уроке продолжается изучение темы «Политика и власть», первой темы новой главы. в соответствии с требованиями ФГОС, в ходе самостоятельной работы с учебником и групповой работы с раздаточными карточками ученики уясняют значение понятия «политический институт», устанавливают основные элементы политической сферы, а также формулируют суждения о сочетании групповых и общенародных интересов в политике.

Для учителей обществознания, работающих в 11 классе (базовый уровень).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskaya_sfera_i_instituty.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Политическая сфера и политические институты.

Урок обществознания в 11 классе, второй по Гл. 3 («Политическая жизнь общества»).

Учебник: Обществознание: учебник для учащ.11 класса. Базовый уровень. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В. А. - М.: Просвещение, 2017. §20.

На данном уроке продолжается изучение темы «Политика и власть», первой темы новой главы. в соответствии с требованиями ФГОС, в ходе самостоятельной работы с учебником и групповой работы с раздаточными карточками ученики уясняют значение понятия «политический институт», устанавливают основные элементы политической сферы, а также формулируют суждения о сочетании групповых и общенародных интересов в политике.

Для учителей обществознания, работающих в 11 классе (базовый уровень).

Ход урока.

Учитель

Ученики

Определение темы урока

Сейчас я начну произносить одну за другой 2 фразы, а вы должны их закончить. Если вы сделаете это правильно, то получится тема сегодняшнего урока. 1. Экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, …

2. Социальный институт + политика равно …

Политическая сфера.

Политический институт.

(Политическая сфера, политические институты).

Выявление противоречия, проблемы, мотивация к учебной деятельности

Противоречие.

Я прочитаю вам 2 определения политики. В чем они противоречат друг другу? Какую проблему это порождает?

Политика — это отношения между, классами, социальными группами, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе для реализации с ее помощью своих интересов.

Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

В первом определении классы и группы борются за власть «для реализации своих интересов», а во втором говорится об «общезначимых интересах» т.е. интересах всего общества.

 Это противоречит одно другому. Как это можно сочетать?

Выдвижение гипотезы учениками

Как это может сочетаться? Есть ли у вас предположения?

Дети, возможно, выдвигают гипотезы. Или не выдвигают.

Если вы затрудняетесь, могу дать подсказку. Кажется, подобное «сочетание несочетаемого» вам уже встречалось при изучении рыночной экономики. Мы даже называли это «чудесным» свойством рыночной экономики. Что это?

Может быть и в политической сфере существует что-то похожее?

Дальше вы попробуете разобраться в этом сами. Но в начале нам нужно получить хотя бы общее представление о политической сфере. Давайте составим план ваших действий. Что вам нужно узнать?

Это когда предприниматели, стремясь к личной выгоде, создают нечто полезное для всего общества.

Возможная гипотеза: Наверно, политические деятели, как и бизнесмены, стремясь к личным и групповым целям, как-то действуют в интересах всего общества. Но как именно – не очень ясно.

1.Из чего состоит политическая сфера?

2.Как взаимосвязаны ее элементы?

3.Как могут сочетаться интересы групп и элементов с интересами всего общества?

Изучение нового материала

Что же, план составлен, перейдем к его реализации. Прочитайте в учебнике первые 2 абзаца пункта 2 §20 и выясните из чего состоит политическая сфера жизни общества.

А что такое политический институт?

Важнейшими из них являются государство, политические партии и общественно-политические движения.

Читают текст.

Ответ: политическая сфера включает политическую деятельность, отношения между людьми в процессе этой деятельности, организации и учреждения, политическое сознание людей. Очень важную роль играют политические институты.

Политический институт – это особая разновидность социального института, связанная с властью, борьбой за нее и использованием.

А теперь разберемся с сочетанием интересов всего общества и его отдельных частей. Для этого проведем групповую работу по карточкам.

Выполняют работу, формулируют ответы на проблемный вопрос и аргументы. (Карточки с текстами и заданиями см. в Приложении).

Вывод. Подтверждение или опровержение гипотезы (если она была). Затем формулируют подытоживающие мысли.

Содержание правильных ответов групп (Они же – выводы).

1. Государство нуждается в общественном признании (легитимности). При демократии она выражается в признании власти гражданским обществом.

Кроме того, люди и группы могут вести легальную политическую борьбу, в том числе и критикуя государство и добиваясь от него уступок.

2. Партия, чтобы победить на выборах, должна предложить программу, отвечающую интересам максимального числа людей. Выявление мнений, интересов, подходов к решению проблем и их гармонизация составляют необходимую сторону многопартийности.

Да и после победы пришедшая к власти сила, чтобы править спокойно, как правило объявляет себя представителем «всего народа» и учитывают отчасти интересы сторонников проигравших политических сил.

Рефлексия. По расположению книг на парте.

Учебник справа – вариант 1;

Учебник посередине – вариант 2;

Учебник слева – вариант 3.

1. Я понял механизм защиты интересов всего общества и думаю, что при демократии он хорошо работает.

2. Я понял механизм защиты интересов общества, но думаю, что реальность не всегда соответствует идеалу.

3. Я не понял, как это работает и не имею мнения на этот счет.

Д.З. §20, вопросы.

Приложение.

Карточка для группы 1.

Определения (противоречие):

Политика — это отношения между, классами, социальными группами, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе для реализации с ее помощью своих интересов.

Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

План.

1. Из чего состоит политическая сфера?

2. Как взаимосвязаны ее элементы?

3. Как могут сочетаться интересы групп и элементов с интересами всего общества?

Задание: познакомьтесь с текстом и найдите информацию о том, как в демократическом обществе реализуются через государство интересы всего общества. На основе полученных знаний придумайте 1 аргумент, опровергающий утверждение М.А. Бакунина.

1. Как заставить государство работать на общество.

Государство – один из важнейших и мощнейший социальный институт, поставленный над обществом и обладающий огромными возможностями для принуждения. Обладая большой властью, государство легко может начать злоупотреблять ею и использовать в своих собственных интересах и в интересах групп, близких к нему. Но существуют и защитные механизмы от этой угрозы.

Одной из основ существования государственной власти является ее легитимность. Она заключается в положительной оценке власти, признании права на управление, согласии подвластных на подчинение. Государственная власть, не имеющая такой поддержки, становится неустойчивой, и, несмотря на все свое видимое могущество, может быть свергнута. При демократии легитимность выражается в признании власти гражданским обществом.

Кроме того, и отдельные люди и разного рода организации гражданского общества имеют возможность перенести обсуждение острых вопросов, с которыми сталкиваются, в область политической борьбы, добиваясь от государства определенных политических соглашений. Этому способствуют свобода слова, критики и легальной политической борьбы.

2. Знаменитый анархист М.А. Бакунин утверждал:

«Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо - вот почему мы враги государства».

Суждения для рефлексии:

1. Я понял механизм защиты интересов всего общества и думаю, что при демократии он хорошо работает.

2. Я понял механизм защиты интересов общества, но думаю, что реальность не всегда соответствует идеалу.

3. Я не понял, как это работает и не имею мнения на этот счет.

Карточка для группы 2.

Определения (противоречие):

Политика — это отношения между, классами, социальными группами, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе для реализации с ее помощью своих интересов.

Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

План.

1. Из чего состоит политическая сфера?

2. Как взаимосвязаны ее элементы?

3. Как могут сочетаться интересы групп и элементов с интересами всего общества?

Задание: познакомьтесь с текстом и найдите информацию о том, как в демократическом обществе реализуются через партийную систему (многопартийность) интересы всего общества. На основе полученных знаний придумайте 1 аргумент, опровергающий утверждение К.П. Победоносцева.

1. Части для целого.

         Политическая партия (от лат. – часть, участие) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). То есть она по определению представляет интересы лишь части общества, в противовес другим его частям.

Но в ходе своего развития демократическое общество выработало механизмы, позволяющие использовать борьбу за власть на пользу обществу. Эти механизмы – многопартийность и легальная политическая конкуренция. В условиях мирной, ведущейся по правилам политической борьбы, партия, чтобы победить на выборах, должна привлечь максимальное число сторонников. А для этого она должна предложить программу, отвечающую интересам максимального числа людей. Также для победы партии нередко заключают союзы, делая взаимные уступки, в том числе и в программных лозунгах. Выявление мнений, интересов, подходов к решению проблем и их гармонизация составляют необходимую сторону многопартийности.

Да и после победы пришедшая к власти партия или президент, чтобы править спокойно, как правило объявляет себя представителями «всего народа» и учитывают отчасти интересы сторонников проигравших политических сил. Представляющие интересы частей общества, партии вынуждены предлагать решения проблем общества в целом.

2. Известный русский консерватор и монархист К.П. Победоносцев писал:

«По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих».

Суждения для рефлексии:

1. Я понял механизм защиты интересов всего общества и думаю, что при демократии он хорошо работает.

2. Я понял механизм защиты интересов общества, но думаю, что реальность не всегда соответствует идеалу.

3. Я не понял, как это работает и не имею мнения на этот счет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

презентация к уроку обществознания 10 класс тест духовная сфера

презентация к уроку обществознания 10 класс тест духовная сфера...