Воздействие человека на природу 7 класс. обществознание. Подходит для учащихся с ЗПР
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Суюндукова Зарина Менглибиевна

Часть урока 2.4 можно заменить чем-то другим, менее затратным и трудоемким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdeystvie_na_prirodu.pptx736.95 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx74.23 КБ
Файл algoritm_raboty_dlya_gruppy.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

?

Слайд 3

Тема урока: «Воздействие человека на природу»

Слайд 4

«Самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология . Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же понимание вселенской беды , никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести...» Валентин Распутин, писатель

Слайд 5

Цель урока: выяснить характер воздействия человека на природу. Проблемный вопрос урока: справедливо ли утверждение, что слово «экология» выражает вселенскую беду?

Слайд 6

ПЛАН УРОКА 1. Отношения человека с природой. 2. Природные богатства. 3. Экологические проблемы.

Слайд 7

С оберите определение понятия «экология» из предложенных слов и запишите его в тетрадь. Экология - это….. (природой, с, наука, о, человека, взаимодействии )

Слайд 8

Экология – это наука о взаимодействии человека с природой.

Слайд 9

ВЫВОД : Человечество приносит .….... природе. Но при этом …………. может обойтись без ………......, а человек без ………..… – нет! вред природа человека природы

Слайд 10

З аполните в тетради таблицу «Природные ресурсы», используя абзац № 5 (последний абзац) на с.123 учебника. ...............?................. Неисчерпаемые Богатства недр (......) …… …… …… …… ……

Слайд 11

«Природные ресурсы» Исчерпаемые Неисчерпаемые Богатства недр (уголь, металлы, нефть, газ) Водные ресурсы Почва Климатические ресурсы Растительный и животный мир Космические ресурсы

Слайд 12

Великое экологическое правило: Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Слайд 13

КРАТКО оформить ответы в тетради по следующему плану: Причины (источники) загрязнения: … Опасные последствия загрязнения для человечества: ….

Слайд 14

Цель урока: выяснить характер воздействия человека на природу. Проблемный вопрос урока: справедливо ли утверждение, что слово «экология» выражает вселенскую беду?

Слайд 15

Продолжите понравившуюся вам фразу: « Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…» «Мне больше всего удалось/не удалось…» «Я получил от этого урока…» «Для меня было открытием то, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…»

Слайд 16

Домашнее задание: На оценку «3» и «4» §15 – читать; устно ответить на вопросы из рубрики «Проверим себя»; На оценку «5» написать эссе на тему: «Почему человек должен подчиняться законам природы» .



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обществознания

Автор разработки: Суюндукова Зарина Менглибиевна, учитель обществознания

ОУ, класс: ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга, 7 класс

Тема: Воздействие человека на природу

УМК: Боголюбов Л.Н., изд-во Просвещение 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование и дополнительные материалы: ПК, проектор, мультимедийная презентация, дополнительный материал (Приложение №1), алгоритм работы для группы (Приложение №2), ватманские листы формата А3, фломастеры, изображения на бумаге.

Цель урока: Осознание негативного воздействия человеческой деятельности на природу, а также масштабности и тяжести экологических проблем.

Планируемые результаты

Предметные:

–  научиться объяснять значение понятий экология, природа, «вторая природа», исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы;

–  осознать последствия деятельности человека для природы;

–  осознать природу как единственный источник удовлетворения жизненно важных потребностей человека;

–  понять, что некоторые природные ресурсы ограничены;

–  выполнять поиск нужной информации в обществоведческих источниках;

–   строить высказывания с использованием обществоведческой терминологии.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

планировать последовательность своих действий;

оценивать результаты выполненной деятельности;

–  проводить самодиагностику и коррекцию собственных учебных действий. 

Коммуникативные УУД:

 сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации;

 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

 обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  понимать мнения и взглядов других.

Познавательные УУД:

  выделять и формулировать познавательные цели;

  выполнять поиск и выделение необходимой информации;

  анализировать предложенную информацию по заданному критерию;

  систематизировать имеющейся информации;   строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

–  осознать необходимость экологичного поведения;

–  формировать бережное отношения к природе; 

 уметь анализировать свои поступки с точки зрения экологической морали;

–  формировать заинтересованность к улучшению не только своей жизни, но и жизни всего общества;

–  уметь нести ответственность за свои решения;

развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Пункт  урока

Задание

Формы диагностики

Методы диагностики

1.1

Настроиться на учебную деятельность

Фронтальная

Метод устной диагностики (наблюдение)

1.2

Сформулировать тему урока

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия)

1.3

Определить цели и задачи урока

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия)

2.1

Вывести определение понятия

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

2.2

Составить схему

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия)

2.3

Заполнить таблицу

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (выполнение задания в тетради)

2.4

Групповая работа над плакат

Групповая

Метод устной диагностики (наблюдение, беседа)

2.5

Представление результатов групповой работы

Групповая

Практические методы (представление плаката)

3.1

Сделать вывод цели урока

Индивидуальная

Методы устной диагностики (монолог, беседа, дискуссия)

3.2

Ответить на проблемный вопрос урока

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

4

Дать оценку деятельности на уроке с помощью шаблона

Индивидуальная

Метод устной диагностики (беседа)

Технологическая карта

 1. Мотивационный модуль (4 минуты).

Цель: Создание эмоционального настроя на работу на уроке. Определение темы и целеполагания урока.

Действия учителя

Действия учащихся

1.1 Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, проверяет готовность к уроку.

1.2 Предлагает сформулировать тему урока, определив общее на всех изображениях (Слайд 2). Подводит учащихся к формулированию темы урока с помощью наводящих вопросов.

1.3 Цитирует слова писателя Валентина Распутина: «Самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести...». Подводит учащихся к определению проблемного вопроса урока и цели урока.

Знакомит учащихся с планом урока.

1.1 Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

1.2 Определяют, что на всех изображениях человек воздействует на природу. Формулируют тему урока: «Воздействие человека на природу». Записывают ее в тетрадь.

1.3 Осмысляют слова писателя. Определяют проблемный вопрос урока: справедливо ли утверждение, что слово «экология» выражает вселенскую беду? Формулируют цель урока: выяснить характер воздействия человека на природу.

Знакомятся с планом урока.

2. Изучение нового материала. (28 минут)

Цель: Актуализация знания для восприятия новой информации. Осмысление воздействия человеческой деятельности на природу.

Действия учителя

Действия учащихся

2.1 Актуализирует знание понятия «экология».

Формулировка задания: собрать определение понятия «экология» из предложенных слов и записать его в тетрадь. «Экология – это (природой, с, наука, о, человека, взаимодействии).

2.2 На основе полученных на уроках истории знаний, организует работу над составлением схемы.  

Формулировка задания: из различных элементов, представленных на доске, составить схему, отражающую историю взаимоотношений человека с природой (Приложение №3).

 Алгоритм работы над схемой: учитель находится у доски, учащиеся сидят за партами и озвучивают учителю предположения о том, в какой последовательности расставлять каждый элемент, аргументируя свое решение. Учитель при помощи наводящих вопросов создает условия, в которых учащиеся корректируют свои ответы и приходят к правильному составлению схемы.

Помогает учащимся сделать вывод по схеме (Слайд 10).  

2.3 Учитель акцентирует внимание на том, что не наносить вреда природе поможет изучение ее законов. Предлагает лучше узнать природу, выяснив, какими ресурсами она располагает.

Формулировка задания: в тетради заполнить таблицу «Природные ресурсы», используя абзац № 5 на с.123 учебника (Слайд 12).

Демонстрирует эталон ответа (Слайд 13).

Побуждает учащихся сделать вывод о природных ресурсах.

Подводит учащихся к формулированию правил, близких к великому экологическому правилу, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить важные для человеческой жизни ресурсы. Выводит на экране великое экологическое правило.

 Объявляет физкультминутку.

Учитель: «Давайте покажем, какие красивые и большие деревья растут в лесу! А как они раскачиваются, когда дует сильный-сильный ветер? А как опадают листья с деревьев с наступлением осени?

2.4 Озвучивает мысль, что общество не соблюдает великое экологическое правило. Предлагает узнать, к чему это привело. Организует работу групповую работу.

Формулировка задания: работая в группе, на основе дополнительного матриала (Приложение №1) подготовить плакат, который отразит причины и последствия загрязнения почвы/воды/атмосферы.  Работа организуется по алгоритму, листы с которыми есть у каждой группы (Приложение №2). (можно заменить чем-то другим эту часть урока)

2.5 Дополняет и корректирует ответы групп, презентующие свой плакат.

2.1 Выполняют задание, выводят и озвучивают определение: Экология – это наука о взаимодействии человека с природой. Записывают в тетрадь.

2.2 Изучают элементы будущей схемы. Определяют, в какой последовательности расставить элементы, отвечают на наводящие вопросы учителя. Приходят к правильному составлению схемы.

Делают вывод, что: «Человечество приносит вред природе. Но при этом природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет!»

2.3 Самостоятельно заполняют таблицу на основе текста учебника.

Сравнивают с эталоном, корректируют свой ответ в тетради при необходимости.

Приходят к выводу, что в природе существуют жизненно важные для человека ресурсы, которые могут быть «вычерпаны» до конца.

Формулируют правила, близкие к великому экологическому правилу, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить важные для человеческой жизни ресурсы. Знакомятся с великим экологическим правилом.

Повторяют движения за учителем.

2.4 Работают в группах над подготовкой плаката. По окончанию работы, группы по очереди презентуют свой плакат всему классе. Озвучивают причины и последствия загрязнения почвы/воды/атмосферы.

2.5 Каждая группа презентует плакат классу, рассказывает о причинах и последствиях загрязнения почвы/воды/атмосферы.

3. Закрепление. (4 минуты)

Цель: Применение полученных знаний для выражения отношения к проблемному вопросу урока.  

Действия учителя

Действия учащихся

3.1. Предлагает вернуться к цели и ответить на вопрос: «Каков характер воздействия человека на природу?».  

Наводящими вопросами приводит к выводу, что характер воздействия человека на природу негативный, поскольку основной причиной экологических проблем, которая может привести к уничтожение всего живого на Земле, является человеческая деятельность.

3.2 Предлагает на основе сделанного вывода ответить на проблемный вопрос урока: «Справедливо ли утверждение, что слово «экология» выражает вселенскую беду?».

3.1 Отвечают на вопрос, аргументируя свою точку зрения. Приходят общему выводу, что характер воздействия человека на природу негативный, поскольку основной причиной экологических проблем, которая может привести к уничтожение всего живого на Земле, является человеческая деятельность.

3.2 На основе сделанного вывода отвечают, что это утверждение справедливо.

  4. Рефлексия. (3 минуты)

  Цель: Оценка деятельности учащихся на уроке.

Действия учителя

Действия учащихся

Предлагает каждому из учащихся закончить понравившуюся им фразу, представленную на экране:

  • «Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…»
  • «Мне больше всего удалось/не удалось…»
  • «Я получил от этого урока…»
  • «Для меня было открытием то, что…»
  • «Мне было интересно…»
  • «Мне было трудно…»

По очереди озвучивают свои впечатления при помощи предложенного учителем варианта.

5. Домашнее задание (1 минута)

На оценку «3» и «4»: §15 – читать, устно ответить на вопросы из рубрики «Проверим себя».  

На оценку «5»: написать эссе на тему «Почему человек должен подчиняться законам природы».

Приложение №1

Загрязнение атмосферы

Ученые указывают на две причины загрязнения атмосферы. Первой причиной является естественное, то есть природное загрязнение. Например, из-за извержения вулканов, которые выбрасывают на поверхность Земли тысячи тонн различных веществ. Второй причиной является загрязнение, которое создает деятельность человека, и здесь особенную проблему составляет деятельность, связанная с сжиганием топлива.  

Человек готовит пищу, обогревает жилище, поэтому он вынужден сжигать топливо (то, что выделяет энергию при горении). Сначала горели обычные костры, но с развитием хозяйственной жизни общества загорелись костры «научно-технические» – топки паровозов, металлургических заводов, электростанций. Помимо перечисленного, источниками загрязнения воздуха, связанного с топливом, являются такие привычные нам автомобили. Но чем же они опасны?

Во-первых, чтобы костер горел, требуется кислород, так необходимый всем живым существам, а «научно-технические» костры сжигают все больше атмосферного кислорода.

Во-вторых, любой костер дымит. Отопительные системы, электростанции, заводы, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества и газы. В результате такого загрязнения над большими городами мира нередко нависает ядовитый туман – смог, который очень опасен для здоровья человека.

Загрязнение воды

Загрязнение воды происходит по нескольким причинам, и первой из них, как ни странно, является загрязнение атмосферы. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А представь себе такое: в воздухе висит ядовитый туман – смог, а сверху на него льет дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). В результате этот кислотный дождь обрушивается на воду, почву, деревья. Они загрязняются, разрушаются, гибнут.

Второй причиной загрязнения воды является огромное количество отходов промышленности, особенно химической. Их сбрасывают в водоемы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава для всего живого.

Бытовые отходы (мусор, канализационные стоки) – еще одна причина загрязнения. По статистике, каждый взрослый человек нуждается в нескольких десятках литров воды для приготовления пищи, гигиенических процедур, бытовых нужд. Вся эта жидкость поступает в канализацию, откуда попадает в реки и озера. И как при этом чувствует себя природа?

Печальные ответы на эти вопросы дает наука. Она говорит: воды на Земле очень много, а чистой пресной воды почти нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды. Некоторые государства уже привозят воду из других стран.

Загрязнение почвы

Загрязнение почвы происходит по нескольким причинам, и первой из них, как ни странно, является загрязнение атмосферы. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А представь себе такое: в воздухе висит ядовитый туман – смог, а сверху на него льет дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). В результате этот кислотный дождь обрушивается на почву, деревья, воду. Они загрязняются, разрушаются, гибнут.

Второй причиной загрязнения почвы является огромное количество отходов промышленности, особенно химической. Их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю. А ведь это страшная отрава для всего живого.

Бытовые отходы (мусор, канализационные стоки) – еще одна причина загрязнения.  Горы мусора из городов и населенных пунктов занимают огромные пространства, в том числе и те, где есть почва. Такое плотное скопление мусора без кислорода приводит к образование вредного вещества – фильтрата. Фильтрат способен загрязнить почву на километры от места сброса мусора.

К чему приводит загрязнение почвы – одной из великих чудес на Земле? Ее площадь постоянно сокращается, за последние 100 лет уничтожена четвертая часть всех плодородных почв. А ведь она образуется очень медленно – сотни и даже тысячи лет.

Приложение №2

Задание для группы «Атмосфера»

  1. Время на выполнение задания – 10 минут.
  2. САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте текст «Загрязнение атмосферы»
  3. ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ выделите в тексте причины загрязнения атмосферы и опасные последствия этого загрязнения для человечества, организуйте обмен мнениями. Придите к решению, которое устраивает всех участников.
  4. На ватман с помощью фломастера перенесите результат обсуждения группы.  Не забудьте дать НАЗВАНИЕ вашему будущему плакату, завершите его оформление, использовав изображения.  
  5. КРАТКО оформите ответы на ватмане по следующему плану:
  • Причины (источники) загрязнения: …
  • Опасные последствия загрязнения для человечества: ….
  1. ФИНИШ. По завершению работы всей группой презентуйте получившийся плакат классу (часть участников может придерживать плакат, часть озвучивать причины загрязнения и последствия загрязнения).

Задание для группы «Вода»

  1. Время на выполнение задания – 10 минут.
  2. САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте текст «Загрязнение воды»
  3. ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ выделите в тексте причины загрязнения воды и опасные последствия этого загрязнения для человечества, организуйте обмен мнениями. Придите к решению, которое устраивает всех участников.
  4. На ватман с помощью фломастера перенесите результат обсуждения группы.  Не забудьте дать название вашему будущему плакату, завершите его оформление, использовав изображения.  
  5. КРАТКО оформите ответы на ватмане по следующему плану:
  • Причины (источники) загрязнения: …
  • Опасные последствия загрязнения для человечества: ….
  1. ФИНИШ. По завершению работы всей группой презентуйте получившийся плакат классу (часть участников может придерживать плакат, часть озвучивать причины загрязнения и последствия загрязнения).

Задание для группы «Почва»

  1. Время на выполнение задания – 10 минут.
  2. САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте текст «Загрязнение почвы»
  3. ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ выделите в тексте причины загрязнения почвы и опасные последствия этого загрязнения для человечества, организуйте обмен мнениями. Придите к решению, которое устраивает всех участников.
  4. На ватман с помощью фломастера перенесите результат обсуждения группы.  Не забудьте дать название вашему будущему плакату, завершите его оформление, использовав изображения.  
  5. КРАТКО оформите ответы на ватмане по следующему плану:
  • Причины (источники) загрязнения: …
  • Опасные последствия загрязнения для человечества: ….
  1. ФИНИШ. По завершению работы всей группой презентуйте получившийся плакат классу (часть участников может придерживать плакат, часть озвучивать причины загрязнения и последствия загрязнения.

Приложение №3





Предварительный просмотр:

Задание для группы «Атмосфера»

  1. Время на выполнение задания – 10 минут.
  2. САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте текст «Загрязнение атмосферы»
  3. ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ выделите в тексте причины загрязнения атмосферы и опасные последствия этого загрязнения для человечества, организуйте обмен мнениями. Придите к решению, которое устраивает всех участников.
  4. На ватман с помощью фломастера перенесите результат обсуждения группы.  Не забудьте дать НАЗВАНИЕ вашему будущему плакату, завершите его оформление, использовав изображения.  
  5. КРАТКО оформите ответы на ватмане по следующему плану:
  • Причины (источники) загрязнения: …
  • Опасные последствия загрязнения для человечества: ….
  1. ФИНИШ. По завершению работы всей группой презентуйте получившийся плакат классу (часть участников может придерживать плакат, часть озвучивать причины загрязнения и последствия загрязнения).

Задание для группы «Вода»

  1. Время на выполнение задания – 10 минут.
  2. САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте текст «Загрязнение воды»
  3. ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ выделите в тексте причины загрязнения воды и опасные последствия этого загрязнения для человечества, организуйте обмен мнениями. Придите к решению, которое устраивает всех участников.
  4. На ватман с помощью фломастера перенесите результат обсуждения группы.  Не забудьте дать название вашему будущему плакату, завершите его оформление, использовав изображения.  
  5. КРАТКО оформите ответы на ватмане по следующему плану:
  • Причины (источники) загрязнения: …
  • Опасные последствия загрязнения для человечества: ….
  1. ФИНИШ. По завершению работы всей группой презентуйте получившийся плакат классу (часть участников может придерживать плакат, часть озвучивать причины загрязнения и последствия загрязнения).

Задание для группы «Почва»

  1. Время на выполнение задания – 10 минут.
  2. САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте текст «Загрязнение почвы»
  3. ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ выделите в тексте причины загрязнения почвы и опасные последствия этого загрязнения для человечества, организуйте обмен мнениями. Придите к решению, которое устраивает всех участников.
  4. На ватман с помощью фломастера перенесите результат обсуждения группы.  Не забудьте дать название вашему будущему плакату, завершите его оформление, использовав изображения.  
  5. КРАТКО оформите ответы на ватмане по следующему плану:
  • Причины (источники) загрязнения: …
  1. Опасные последствия загрязнения для человечества: ….
  1. ФИНИШ. По завершению работы всей группой презентуйте получившийся плакат классу (часть участников может придерживать плакат, часть озвучивать причины загрязнения и последствия загрязнения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воздействие человека на природу»

Одна из ключевых тем при изучении раздела "Человек и природа". Способствует формированию представления у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества....

Презентация по теме "Воздействие человека на природу"

Презентация по теме "Воздействие человека на природу" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...

Воздействие человека на природу - Обществознание 7 кл.

Воздействие человека на природу - Обществознание 7 кл....

Презентация к уроку обществознания на тему: "Воздействие человека на природу"

Разработка урока по обществознинию на тему "Воздействие человека на природу" 7 класс...

Воздействие человека на природу 7 класс Обществознание

Воздействие человека на природу 7 класс Обществознание...

§15. Воздействие человека на природу (обществознание 7 класс, презентация)

Презентация урока обществознания в 7 классе по теме §15. Воздействие человека на природу...