РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 классов
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Гомбожапова Сэсэгма Базарнимаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Обществознание»  для обучающихся 11  классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_5337105307527036182.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»

ГБОУ "РБНЛИ № 1"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Санжиева Е.В.

Приказ №1 от «30» 082023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Цыбикова Д.Д.

Приказ №1 от «30» 08

2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ РБНЛИ№1

________________________

ШойнжоновБ.Б.

Приказ № 1 от «30» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Обществознание»

для обучающихся 11  классов

Улан-Удэ2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию (11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова, М. «Просвещение», 2014 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Цели и задачи :

Изучение обществоведения (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;

- интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

-освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Изучение курса позволяет заложить у обучающихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Реализация рабочей программы способствует:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и право­вой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению со­циальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосоз­нания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демокра­тическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изу­чения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования и самообразования;

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания (включая экономику и политику и социальную сферу) на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;
  • особенности социально - гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;
  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

В 11 классе на обществознание отводится 68 часов по 2 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществоведению» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения

Введение (1 час)

Глава I. Экономическая жизнь общества.(25 часов)

Роль экономики в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успехи в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Экономическая культура.

Повторение темы « Экономическая жизнь общества»

Контрольная работа по теме» Экономическая жизнь общества»

Глава II. Социальная сфера (16 часов)

Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.

Повторение темы «Социальная сфера»

Контрольная работа по теме « Социальная сфера»

Глава III. Политическая жизнь общества (20 часов)

Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.

Повторение по теме « Политическая жизнь общества»

Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества»

Заключение (2 часа)

Взгляд в будущее. Итоговый урок. Итоговая контрольная работа

Резерв времени (4часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII ВЕК»

Дата урока

Основное содержание по разделам

Вводные понятия

План

Факт

1

3.09

Введение

Глава 1. Экономическая жизнь общества (25 ч)

2-3

6,10.09

Роль экономики в жизни общества

Специализация производства

4

13.09

Экономика: наука и хозяйство

Экономическая теория

5-6

17,20.09

Экономический рост и развитие

Неравномерность экономического развития

7-8

24,27.09

Рыночные отношения в экономике

Социально ориентированная рыночная экономика

9-10

1,4.10

Фирма в экономике

Коммерческие организации

11-12

8,11.10

Правовые основы предпринимательской деятельности

Фермерское хозяйство

13-14

15,18.10

Слагаемые успехи в бизнесе

Маркетинговое исследование

15-16

22.10,

1.11

Экономика и государство

Экономическая безопасность. Налоговая политика

17-18

5,8.11

Финансы в экономике

Финансовый рынок

19-20

12,15.11

Занятость и безработица

Трудоустройство

21-22

19,22.11

Мировая экономика

Глобализация экономики

23-24

26,29.11

Экономическая культура

Экономические интересы, экономическая свобода

25

3.12

Повторение темы «Экономическая жизнь общества

26

6.12

Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества»

Глава 2. Социальная сфера (16 ч)

27-28

10,13.12

Социальная структура общества

Социальная дифференциация

29-30

17,20.12

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Социальные нормы, отклоняющееся (девиантное) поведение, социальный контроль

31-32

24.12

10.01

Нации и национальные отношения

Нация, ксенофобия, национальная дискриминация

33-34

14,17.01

Семья и быт

Семья как малая группа, семья как социальный институт, многопоколенная (расширенная) семья

35-36

21,24.01

Гендер – социальный пол

Гендер, гендерная идентичность, эмансипация

37-38

28,31.01

Молодежь в современном обществе

Молодежь, субкультура

39-40

4,7.02

Демографическая ситуация в современной России

Депопуляция, рождаемость. смертность

41

11.02

Повторение темы «Социальная сфера»

42

14.02

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

Глава 3. Политическая жизнь общества (20 ч)

43-44

18,21.02

Политика и власть

Политика, власть политическая

45-46

25,28.02

Политическая система

Политическая система, политический режим

47-48

4,11.03

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество, правовое государство, муниципальная коммуна

49-50

14,18.03

Демократические выборы

Выборы, заградительный барьер

51-52

4,8.04

Политические партии и партийные системы

Партия, электорат

53-54

11,15.04

Политическая элита и политическое лидерство

Политическая элита, политическое лидерство

55-56

18,22.04

Политическое сознание

Политическое сознание, политическая идеология

57-58

25,29.04

Политическое поведение

Политическое поведение, экстремизм

59-60

6,13.05

Политический процесс и культура политического участия

Политический процесс, политическое участие, политическая культура

61

16.05

Повторение по теме «Политическая жизнь общества»

62

20.05

Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества»

Заключение (2 ч)

63

23.05

Взгляд в будущее

Глобальные проблемы человечества, постиндустриальное (информационное общество)

64

27.05

Итоговый урок

65-68

Резерв времени

Система оценивания предметных результатов

В ходе оценивания качества усвоения обучающимися предметных результатов, на формирование которых направлена рабочая программа, используются следующие методы контроля: тестирование, сочинения, изложения, диктанты, рефераты, контрольные, проверочные работы, кейс-метод, портфолио и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающихся 8 класса 2019-2020 учебный год (учебник О.Б. Соболевой)

Рабочая программа для обучающихся 8 класса по предмету "Обществознание"  составлена еа основе:Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса, находящегося на индивидуальном обучении

Рабочая программапо учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса,находящегося на индивидуальном обучении...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3055273) учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3055273)  учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 7 класса...

Рабочая программа учебного предмета обществознание для обучающихся 6-9 классов.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном ...

Рабочая программа по обществознанию в 10-11классах

Аннотация к рабочей программеНазвание предмета в соответствии с учебным планомобществознаниеЦелевая аудитория10 классУчительЗайнитдинов Тимур Галиевич Программа Рабочая программа по учебному курс...