РП обществознание 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Литовка Юлия Николаевна

РП 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litovka_yu.n._obshchestvoznanie_10_b.docx47.42 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

г.о. Коломна

                                                                                                 Утверждаю:

                                                      Директор МБОУ СОШ №14____________

                                                                                Е.В. Филимонов

                                                                                                             31.08.2022.

                                                                         

                       

Рабочая программа

по обществознанию

для 10Б класса.

                                                                                            Составитель:

                                                                             Литовка Ю. Н.,

учитель высшей квалификационной категории

2022-2023учебный год

            Рабочие программы по обществознанию (профильный уровень) для 10-11 классов созданы на основе примерной программы среднего общего (полного) образования по обществознанию, авторской программы 10-11 классы (допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2017 год) авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Для реализации программ используются учебно-методические комплекты:

- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 класс\ под

редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2018 г.

- Учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2018 г.

- Дидактические материалы по обществознанию 10-11класс. Боголюбов Л.Н., М.Просвещение. 2018г.

- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 11 класс\ под

редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова, М.: Просвещение, 2017 г.

- Учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание. 11класс. – М.: Просвещение, 2017 г.

- Дидактические материалы по обществознанию 10-11класс. Боголюбов Л.Н., М.Просвещение. 2017г.

 

  1. Содержание учебного курса.

         Рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса гуманитарного профиля, рассчитана на 68 учебных часа. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

           

                  Раздел 1 «Общество» (8ч.)

          Что такое общество (1ч) Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Науки об обществе

         Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. (1ч) Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Природные бедствия. Общество и культура, феномен «второй природы». Культура материальная и духовная.

        Общество как сложная динамичная система.(1ч) Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Важнейшие институты общества.  

        Динамика общественного развития (1ч) Многовариантность общественного развития. Проблема общественного прогресса.

      Типология обществ. (1ч) Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества.

      Современное информационное пространство. (1ч) Глобализация.

      Целостность и противоречивость современного мира. (1ч) Глобальные проблемы современного мира. Глобальная угроза международного терроризма. понятие, признаки, методы противодействия.

       Повторение раздела 1 (1ч)Подготовка к контрольной работе.   

        Раздел 2 «Человек» (9ч.)

           Социальная сущность человека. (1ч) Человек в системе социальных связей . Биологическое и социальное в человеке.

          Личность. (1ч)  Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация Познание человеком самого себя.  Цель и смысл жизни человека.  

         Деятельность - способ существования людей (1ч). Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности.

        Виды деятельности. (1ч) Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

       Познавательная и коммуникативная деятельности. (1ч) Познание и знание Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме.

      Научное познание (1ч): понятие, структура, особенности. Науки о человеке.

      Истина. (1ч) Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины.

    Свобода и необходимость в деятельности человека. (1ч) Единство свободы и ответственности личности. Что такое свободное общество.

         Повторение раздела 2(1ч). Подготовка к контрольной работе.

        Раздел 3 «Духовный мир личности» (13ч.)

       Понятие «духовная культура»  (1ч) Культурные ценности и нормы. Традиции и новаторство Институты культуры. Культура и духовная жизнь общества

         Многообразие культур (1ч) Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культура. Массовая культура. Особенности, формирование массовой культуры

         Диалог культур. (1ч) Субкультура. Контркультура. Проблемы современной отечественной культуры.

         Человек как духовное существо (1ч) Духовность. Духовные ориентиры личности, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм.

          Мировоззрение и его роль в жизни человека. (1ч) Структура, типы, формирование мировоззрения.

         Мораль(1ч) Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Категории, принципы, нормы морали. .Нравственность.. Становление нравственного в человеке. Этика ненасил

         Наука(1ч). Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки.. Школа как способ приобщения к основам науки.

         Образование (1ч) Основная задача и исторические формы образования. Образование как система. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

           Религия (1ч) Особенности религии и религиозного сознания. Религия как общественный институт. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

          Проблема поддержания межрелигиозного мира. (1ч) Религия и религиозные организации в современной России.

        Искусство и духовная жизнь (1ч)  Функции искусства. Структура искусства. Виды искусства.Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

        СМИ и массовая культура. (1ч)

        Повторение раздела 3 (1ч)Подготовка к контрольной работе.   

       

     Раздел 4 «Система права» (11 ч.)

        Современные подходы к пониманию права. (1ч) Нормативный подход к праву. Естественно – правовой подход. От идеи к юридической реальности.. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Правопонимание.

        Право в системе социальных норм. (1ч) Основные признаки права.  Право и мораль.

        Система права. (1ч) Нормы, институты, отрасли права.

        Источники права. (1ч) Что такое «источник права». Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов.

        Иерархия норм права в РФ. (1ч) Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в РФ.

        Правоотношения и правонарушения (1ч) Признаки правонарушений. Виды правонарушений.

        Юридическая ответственность. (1ч) Понятие, признаки, виды юридической ответственности.

        Система судебной защиты прав человека. (1ч)Понятие «судебная защита». Конституционные, обычные, арбитражные суды. Развитие права в современной России.

        Предпосылки правомерного поведения(1ч) Правосознание. Структура, уровни правосознания

       Правовая культура. (1ч) Функции, особенности, формирование правовой культуры.Правомерное поведение. Виды правомерного поведения.

       Повторение раздела 4(1ч). Подготовка к контрольной работе.

     Раздел 5 «Отрасли права в РФ » (20ч.)

       Гражданин РФ (1ч) Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ.

       Воинская обязанность . Права и обязанности налогоплательщика.(1ч) Альтернативная служба.

        Гражданское право (1ч) Гражданские правоотношения: субъекты, объекты, содержание, структура. Юридические лица.

        Имущественные и неимущественные права (1ч) Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав.

       Правовые основы предпринимательской деятельности. (1ч) Предпринимательство. Предпринимательские правоотношения. Субъекты предпринимательской деятельности. Как открыть своё дело.

       Организационно – правовые формы предпринимательства. (1ч) Индивидуальное предпринимательство. Товарищество. ООО. АО.

       Правовое регулирование занятости и трудоустройства. (1ч) Трудовые правоотношения. Работник, работодатель. Порядок приёма на работу.

       Занятость и социальная защита населения. (1ч) социальное обеспечение. Профессиональное образование.

       Семейное право (1ч) Правовая связь членов семьи. Вступление в брак. Расторжение брака Права и обязанности супругов.

        Права и обязанности детей и родителей. (1ч) Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

        Экологическое право. (1ч) Экологические отношения. Охрана окружающей среды. Право человека на благоприятную окружающую среду.

         Экологические правонарушения. (1ч) способы защиты экологических прав. Экологическая доктрина РФ.

         Гражданский процесс. (1ч) Процессуальное право.Принципы, участники, этапы гражданского процесса. Правосопособнсть и дееспособность. Арбитражный процесс.

           Уголовный процесс. (1ч)  Участники, этапы уголовного процесса.      

           Административная юрисдикция. (1ч) Субъекты административной ответственности, участники административного процесса. Административные наказания.

          Конституционное судопроизводство. (1ч) конституционный суд. Судьи конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства.стадии конституционного судопроизводства.

            Международная защита прав человека. (1ч)международные документы. Деятельность ООН по защите прав человека.европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

            Международные правонарушения. (1ч) деятельность международного уголовного суда. Перспективы развития механизма международной защиты прав человека.

            Правовые основы антитеррористической политики РФ. (1ч) Правовая база противодействия терроризму. Деятельность государственных органов.Роль СМИ и гражданского общества.

          Повторение раздела 5 (1ч)Подготовка к контрольной работе.   

        Итоговое повторение (7ч.)

        Человек в 21 веке. Глобальные вызовы современности. Человек в мире информации. Ценности современного общества.

         Повторение разделов 1,2.

         Повторение разделов 3,4.

         Повторение разделов 5,6.

        Повторение раздела 7.

   Итоговая контрольная работа.

   Анализ итоговой контрольной работы. Итоговое повторение.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «обществознание».

Планируемые  результаты  освоения программы по обществознанию в 10 классе

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладению различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Обучающиеся получат возможность научиться

- умению выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использованию элементов причинно – следственного анализа;

- исследованию несложных реальных связей и зависимостей;

- определению сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиску и извлечению нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- переводить информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкреплять изученных положений конкретными примерами;

- оценивать своих учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- представлению об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знанию ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- умениям и ценностным установам, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

Обучающийся получит возможность научиться

- пониманию побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

- знанию определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знанию новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  Основной инструментарий для оценивания результатов.

        Текущий контроль осуществляется посредством:

  • взаимопроверки
  • самоконтроля ( по словарям, справочным пособиям);
  • различных видов индивидуальных заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
  • работ, связанных с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
  • тестирования
  • написания эссе; составления кластера, синквейна
  • составления презентаций;

          Промежуточная аттестация учащихся  по предмету осуществляется преимущественно по результатам контрольных работ, учитываются также отметки за ТУЗ, индивидуальные устные ответы, индивидуальные дополнительные задания. Количество контрольных работ: 6 .Тематика контрольных работ соответствует названиям разделов. Завершающая работа – итоговая. Подготовка к контрольным работам осуществляется на повторительно – обобщающих уроках, которыми завершается изучение каждого раздела.

       

                    3. Календарно – тематическое планирование.

          Календарно – тематическое планирование курса «Обществознание»

№ п/п

Разделы, темы уроков

Кол-во часов

Дата планир.

Дата провед.

Раздел 1 «Общество»

8

1

Что такое общество

1

2

Взаимосвязь общества и природы

1

3

Общество как сложная динамичная система

1

4

Динамика общественного развития

1

5

Типология обществ

1

6

Современное информационное пространство

1

7

Целостность и противоречивость современного мира.

1

8

Повт.-обобщ. урок по разд.1 «Общество»

1

Раздел 2 «Человек»

9

9

К/р по разд.1. Социальная сущность человека

1

10

Анализ к/р. Личность

1

11

Деятельность – способ существования людей.

1

12

Виды деятельности

1

13

Познавательная и коммуникативная деятельность.

1

14

Научное познание

1

15

Истина

1

16

Свобода и необходимость в деятельности человека.

1

17

. Повт.- обобщ.урок по разделу 2 «Человек»

1

Раздел 3 «Духовный мир личности»

13

18

К/р по разд.2. Понятие «духовная культура»

1

19

Анализ к/р. Многообразие культур

1

20

Диалог культур

1

21

Человек как духовное существо

1

22

Мировоззрение

1

23

Мораль

1

24

Наука

1

25

Образование

1

26

Религия

1

27

Проблема поддержания межрелигиозного мира

1

28

Искусство и духовная жизнь

1

29

СМИ и массовая культура

1

30

Повт. - обобщ. урок по разд.3 «Общество как мир культуры»

1

Раздел 4 «Система права»

11

31

К/р по разд.3. Современные подходы к пониманию права

1

32

Анализ к/р. Право в системе социальных норм

1

33

Система права

1

34

Источники права

1

35

Иерархия норм права

1

36

Правоотношения и правонарушение

1

37

Юридическая ответственность

1

38

Система судебной защиты прав человека

1

39

Предпосылки правомерного поведения

1

40

Правовая культура

1

41

Повт.-обобщающий урок по разд.4 «Система права»

1

Раздел 5 «Отрасли права в РФ»

20

42

К/р по разд.4 Гражданин РФ

1

43

Анализ к/р. Воинская обязанность

1

44

Гражданское право

1

45

Имущественные и неимущественные права

1

46

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

47

Организационно – правовые формы предпринимательства

1

48

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

49

Занятость и социальная защита населения

1

50

Семейное право

1

51

Права и обязанности родителей и детей

1

52

Экологическое право

1

53

Экологические правонарушения

1

54

Гражданский процесс

1

55

Уголовный процесс

1

56

Административная юрисдикция

1

57

Конституционное судопроизводство

1

58

Международная защита прав человека

1

59

Международные правонарушения

1

60

Правовые основы антитеррористической политики РФ

1

61

Повт.- обобщающий урок по разд. 5 «Отрасли права»

1

Итоговое повторение

7

62

Контр. работа по1 разд.7.  Человек в 21 веке

1

63

Анализ контр. работы. Итоговое повторение.

1

64-68

Итоговое повторение

5

Учебно – методический комплект

1)  Программа: Обществознание, 10-11 класс. (сост. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.)-М, Просвещение, 2017

2) Учебник: Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова. Обществознание. 10 класс. – М.,Просвещение,2018

3) О.А. Котова, Т. Е. Лискова. Обществознание.10 класс. Рабочая тетрадь. – М,Просвещение, 2018

4) Т. П. Бегенеева Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. –М, ВАКО, 2017

5) Единый государственный экзамен 2019. Обществознание. Универсальные материалы для полготовки учащихся/ФИПИ. Авторы – составители Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Е. Т. Е. Лискова – М, Интеллект –Центр, 2019

6) Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ/ФИПИ. Авторы: Е. Л. Рутковская, А. Ю. Лабезникова, Е. С. Королькова – М, Русское слово, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс

Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...