Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы
план-конспект по обществознанию

Бельских Алина Владимировна

Тема: «День памяти жертв Холокоста»

Цель: познакомить детей с Холокостом – явлением бесчеловечным и невиданным по своей жестокости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Picture 16Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы

Тема: «День памяти жертв Холокоста»

Цель: познакомить детей с Холокостом – явлением бесчеловечным и невиданным по своей жестокости.

Задачи:

образовательные:

  • на примере Холокоста сформировать представление о характере бесчеловечной политики нацистов;
  • пробуждать у детей интерес к истории Холокоста;
  • повышать информационную грамотность детей;

развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
  • развивать внимание;
  • развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста;

воспитательные:

  • воспитывать у детей стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;
  • воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий, расы, другой культуры;

Оборудование: телевизор, презентация «День памяти жертв Холокоста».

Ход беседы:

Педагог:

Молитвою начать должны мы этот день,

Чтоб память жертв нацистских мы почтили,

Пусть души их поднимутся всё выше,

Чтоб они точно знали – мы их не забыли.

Когда мир узнает про Холокост,

Немеет сердце, холодеют руки,

И просит Господа с рыданием душа,

Пусть никогда не повторятся эти муки! (Слайд 2)

Вот уже многие годы отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

1 ноября 2005 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН был утвержден Международный день памяти жертв Холокоста(Слайд 3). Вся мировая общественность отмечает его 27 января (Слайд 4). Во многих странах проходят траурные церемонии (Слайд 5).

Ребята, как вы думаете, почему именно 27 января – День памяти жертв Холокоста?

(Предположения детей)

Педагог: Дата 27 января была выбрана не случайно. Именно в этот день в 1945 году советские войска освободили концентрационный лагерь «Освенцим» - крупнейший фашистский концлагерь, который расположен на территории Польши (Слайд 6). За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) было уничтожено 6 миллионов человек (Слайд 7). Ребята, кто из вас знает, что обозначает слово «ХОЛОКОСТ»?

(Предположения детей)

Педагог: Холокост – это общечеловеческая трагедия. В переводе с греческого языка означает «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 годы, а также представителей других национальностей, которые подвергались дискриминации (ограничению прав и свобод человека), зверствам и жестоким убийствам.

Холокост – это символ газовых камер (Слайд 8), печей (Слайд 9), сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

Ребята, посмотрите на эту фотографию. «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать великими музыкантами, писателями, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?» (Слайд 10).

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен?

После прихода к власти в январе 1933 года Гитлер проводит в Германии последовательную политику государственного антисемитизма (враждебное отношение к евреям). Согласно этой политике австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же – недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, цыгане, евреи и представители многих других национальностей подлежали полному уничтожению. Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, были евреи. По планам нацистов этот народ надо было уничтожить, нацисты объявили евреев главным врагом. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь.

Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей или как их тогда называли «фабрики смерти». Они были созданы фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками». Концлагерь «Бухенвальд» - один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии. «Бухенвальд» имел 138 концентрационных лагерей – филиалов. Заключенных эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе «Бухенвальда». «Бухенвальд» был мужским лагерем, вместо имен у узников был номер. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли (Слайд 11).

Концлагерь «Майданек» был создан в августе – сентябре 1941 года, был поделен на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки. Через концлагерь «Майданек» прошло более миллиона узников. В лагере было уничтожено 360 тысяч человек (Слайд 12).

Концлагерь «Дахау» был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Концлагерь стал первым «опытным полигоном». Многие узники «Дахау» принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях. Во время войны «Дахау» приобрел зловещую известность, как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключенными. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них 70 тысяч погибло (Слайд 13).

Концлагерь «Саласпилс» находился на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а часть захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали (Слайд 14).

В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау) комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши. Около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, располагался рядом с железной дорогой. Лагерь в Освенциме был самым большим концентрационным лагерем для поляков и узников других национальностей, которых гитлеровский фашизм обрекал на постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней. С 1942 года лагерь стал крупнейшим центром истребления европейских евреев. Большинство евреев погибло в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Наряду с казнями и газовыми камерами, эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие лекарственные препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях. Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста (Слайд 15).

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты подбрасывали в воздух и ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Самое массовое убийство произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая под землёй и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и сбрасывали их в овраг. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города (Слайд 16).

В 1945 году немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления – преступлениями против человечества(Слайд 17).

Знание уроков Холокоста необходимо. Мы не просто должны помнить ужас тех лет, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах, погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

Вопросы:

1. Когда и где был утвержден «Международный день памяти жертв Холокоста»?

2. Почему выбрана дата 27 января?

3. Что такое Холокост?

4. Какие события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен?

5. Для чего нацистами использовались концентрационные лагеря?

6. Почему Освенцим стал одним из главных символов Холокоста?

7. Кто стал жертвами Холокоста?

8. Почему знание уроков Холокоста необходимо для каждого из нас?

Picture 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогодней сказки для детей старшего дошкольного возраста "Все дети рады встречать Олимпиаду".

Новогодняя сказка, посвящённая зимней Олимпиаде - 2014 в Сочи. Некоторые стихотворные строчки (о спорте, леопарде, белом медведе) позаимствованы в интернете. Если убрать роль деда Мороза и некоторые е...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода»(для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста) Разделы работыСодержание работыЛексический материалСу...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...

Конспект НОД по ФЭМП "Золотая Рыбка в гостях у ребят» для детей старшего дошкольного возраста для детей с ОВЗ

Цель:  выявить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников с ОВЗ....