конспект открытого урока "Прими решение"
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс)

Шоноев Тимур Иванович

раздел "Гражданское общество" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_shema.docx84.21 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx208.37 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a2236146a46e11961499792eff282a34-l&n=13

Господствующее

направление ветра: западное        турбаза

        наше село


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра в 11 классе по теме «Гражданское общество и правовое государство» « Прими решение »

Слайд 3

З адание: «Определите место для свалки внутри земель сельского поселения. При этом необходимо учитывать следующие условия: • вам нравится ваш район, вы хотите в нем остаться жить; • желательно избегать строительства свалки на соседних территориях; • от свалки будет идти неприятный запах, дым, на ней разведутся крысы; • преимущественное направление ветра — западное, и иногда он дует с противоположной — восточной стороны; • Дорожный сервис, Пилорамы, Крестьянско-фермерское хозяйство — объекты частной собственности, земельные участки здесь стоят дороже чем в других микрорайонах. Дополнительные условия: • токсичные отходы могут загрязнить озеро — источник питьевой воды; • свалка не должна находиться рядом с турбазой — наиболее популярным местом отдыха в Сосново- Озёрском . • Свалка должна быть площадью не меньше указанной в проекте.



Предварительный просмотр:

Шоноев Тимур Иванович

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ №2»

Урок обществознания – деловая игра «Прими решение». 11 класс

Тема: «Гражданское общество – это пространство свободного выбора, ответственности и участия».

Цель. Развитие чувства ответственности за судьбу малой Родины, умений правильно распоряжаться её ресурсами.

Задачи:

  1. Расширить обществоведческое понятие  «гражданское общество», актуализируя осознанную потребность в теоретических знаниях о   гражданском обществе при разрешении конкретной практической ситуации.
  2. Учиться  обоснованно формировать определенную гражданскую позицию, отстаивать её, осуществлять определенную деятельность для её реализации, тем самым приобретая  опыт гражданского участия в решении социальных проблем
  3. Отрабатывать  навык самоорганизации, необходимый  для решения проблем повседневной жизни,  сформированность которого является показателем готовности граждан жить в гражданском обществе.
  4. Формировать  коммуникативные  качества  (умения эффективно общаться и сотрудничать, сопереживать,   понимать и принимать позицию другого)
  5. Способствовать формированию ключевых компетенций в проектно-аналитической деятельности.

Оборудование урока.

     1.Занятие проводится в компьютерном классе (интерактивная доска MIMIO, выход в Internet)

     2. Распределение мест таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность работать отдельными группами.

     3. Раздаточный материал (жетон с № земельного участка, инструкция

        с условиями создания и осуществления  проекта)

     4. Материалы по теме «Гражданское общество» в тетрадях учеников.

 

       

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Предоставление учащимся в начале урока выбрать любой жетон, который будет означать право собственности на земельный участок в СП, жителями которого являются все присутствующие.

На интерактивной  доске  появляется план сельского поселения,  и каждый собственник находит свой участок. Участки отличаются по качеству и площади   и, соответственно, по стоимости, это соответствует определенному цвету жетона. Учащиеся обозначают «свою собственность»  на плане.

К собственникам земельных участков обращается администрация села в лице мэра города.

Власти села не могут найти решение острейшей для города проблемы – утилизации  отходов и  мусора. От лица мэра перед горожанами  ставится задача   – продумать и определить место для сельской свалки в черте райцентра. Предполагается, что свалка будет располагаться на территории, отмеченной пунктирной линией на плане города, а мусор будут вывозить по дорогам, обозначенным темным цветом. К сожалению, городской совет имеет очень ограниченный бюджет и хочет избежать судебных процессов. Тем не менее мэр намерен хорошо вознаградить владельца(цев) участка(ов) за согласие разместить свалку в конкретном районе города.

Всем дается краткая инструкция с условиями создания и осуществления этого проекта. Для иллюстрации проектов участники игры могут использовать электронные ресурсы.  

На этом этапе учитель должен обеспечить особый эмоциональный фон для принятия социально значимого решения. Для этого на экран выводятся подготовленные материалы по городской экологии1. Учитель  напоминает  важность неравнодушного отношения к общезначимым проблемам, вспоминает о  большом потенциале  гражданской общности и инициативности.

  1. Этап самоорганизации участников игры и выработка ими совместного решения – проекта.

План села таков, что в нем практически нет свободных участков для оборудования свалки.     Учащимся, как жителям села,  надо самим найти решение проблемы,  поступившись  своими частными интересами во имя общезначимой задачи.  

Учитель не должен руководить процессом объединения в группы. Если постоянно не ставить учащихся в ситуацию необходимости самоорганизации, готовности к совместной деятельности, сотрудничеству, то они не будут иметь возможности приобрести это важнейшее гражданское умение. Вместо этого они будут руководствоваться стереотипным ожиданием того, что кто-то займется их организацией, а ещё лучше, решит для них их проблемы.

Учащиеся   сами объединяются в группы: сначала это «группы интересов»,  в  которых вместе владельцы участков одинаковой стоимости. Интуитивно они собираются в группы  владельцев участков, одинаково окрашенных на плане (они владеют собственностью в определенном по уровню комфорта микрорайоне  села и, следовательно, имеют совпадающие интересы).  Возникает вначале заманчивое желание удовлетворить  групповые интересы  за счет других групп.  Затем, в  процессе обсуждения,  начинаются  контакты между группами – оказывается, много общего у людей разного материального уровня, когда в повестке дня стоят   вопросы, затрагивающие каждого и всех.   Постепенно к концу этапа сформировалось  три группы разных собственников, которые представили три проекта.

  1. Заседание ТОСов - этап представления  проектов инициативными группами с целью привлечения общественного мнения и сельских властей (в лице главы села) для решения общей проблемы.

Проекты решения проблемы утилизации  отходов и  мусора, оборудования городской свалки были разными, но их объединяло следующее:

   

  • готовность своими силами решать общие задачи
  • учет интересов всех участников
  • природосохранная составляющая
  • преобладание общественных интересов над личными и частными
  1. Этап рефлексии.

Ученикам было предложено проанализировать свою деятельность во время игры и её результаты, ответив на следующие вопросы:

  • Какие эффективные способы решения общезначимых проблем вы сегодня опробовали?
  • Насколько они реально применимы в современной жизни?
  • Пополнили ли вы содержание понятия «гражданское общество» сегодняшней практической игрой?
  • Что, на ваш взгляд,  получилось и что не получилось?

Литература для урока:

  1. Обществознание. 11 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др. под ред.  Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Росс. академия образован.. изд-во «Просвещение», - 5 изд.- М.: Просвещение, 2011
  2. Двигалева А.А. Обществознание. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2008
  3. Юдовская А.Я.Становление гражданского общества: исторические истоки. по обществознанию.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Обществознание. 10 - 11 классы: уроки учительского мастерства /сост. Т.А.Корнева. – Волгоград. Учитель, 2006.
  5. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений: под ред. Л.В.Полякова. М.: Просвещение, 2008
  6. Обществознание. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по обществознанию для 8 – 9 классов  общеобразовательной школы. – СПб.: Издательство «Союз», 2007.
  7. СИВИКА. Учебник по обществознанию для 10-11 классов. Книга для ученика. РАЗДЕЛ «Гражданское общество» Материалы для пилотирования. СПб, 2005.

Задание: «Определите место для свалки внутри земель сельского поселения.

При этом необходимо учитывать следующие условия: 
• вам нравится ваш район, вы хотите в нем остаться жить;
• желательно избегать строительства свалки на соседних территориях;
• от свалки будет идти неприятный запах, дым, на ней разведутся крысы;
• преимущественное направление ветра
западное,  и иногда он дует с противоположной — восточной стороны;
• Дорожный сервис, Пилорамы, Крестьянско-фермерское хозяйство  
объекты частной собственности, земельные участки здесь стоят дороже городской земли.
 
Дополнительные условия: 
• загрязненные воды могут попасть в озеро;
• токсичные отходы могут загрязнить озеро — источник питьевой воды;
• свалка не должна находиться рядом с турбазой — наиболее популярным местом отдыха в Сосново-Озёрском.  

• Свалка должна быть площадью не меньше указанной в проекте.

 Собственники земельных участков должны объединяться по цвету жетонов, т. е. по принципу общности интересов тех, кто живет (владеет собственностью) в определенном районе города и, следовательно, имеет совпадающие интересы.

Каждое объединение усаживается за «круглый стол»  переговоров и вырабатывает свое решение по вопросу, какой именно участок земли, в пределах указанной территории, предлагается отвести под городскую свалку.  

На следующем этапе   заседание совета ТОСов, на котором каждая группа за 5 мин должна представить свое окончательное решение, оформленное письменно в виде обращения и подкрепленное документами и плакатами.

 Цель  — привлечь на свою сторону общественное мнение (Лариса Доржиевна, Эржена Баировна) и  сельскую власть (в лице учителя)

Вопросы для рефлексии:

  1. Какие эффективные способы решения общезначимых проблем вы сегодня опробовали?
  2.  Насколько они реально применимы в современной жизни? От чего это зависит?
  3. Пополнили ли вы содержание понятия «гражданское общество» сегодняшней практической игрой?

          Что, на ваш взгляд,  получилось и что не получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 8 класса "Решение квадратных уравнений различными способами" с применением ИКТ

систематизация, обобщение полученных ранее знаний, а также ознакомление с новыми способами решения квадратных уравнений...

конспект открытого урока по алгебре для 8 класса "Решение линейных уравнений" с применением ИКТ

материал урока можно применять как на закреплении изученного материала в 8 классе, а так же в 9 классе на итоговом повторении...

«Решение систем линейных уравнений» в 7 классе,конспект открытого урока

Урок обобщения и систематизации знаний с применением элементов технологии критического мышления....

Конспект открытого урока "Решение систем уравнений графическим способом в OpenOffice org.Calc".

Урок закрепления изученного материала и объяснения нового....

Конспект открытого урока" : «Решение задач с помощью уравнений » " 5 класс

В конспекте представлен урок ,целью которого является:"Повторение ранее изученного материала, формирование навыков решения задач с помощью уравнений. формирование умений составления таблиц для р...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...