тест на тему "Социальная сфера"
тест по обществознанию

Благих Андрей Михайлович

тест по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_obshchestv.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Социальная сфера».

1 вариант

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

название

признаки

Сословный

Люди наследуют права и обязанности, перемещение из одной социальной группы в другую затруднены

...

Наибольшее значение имеет место, занимаемое человеком в системе хозяйства и его отношение к собственности

2.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Основные тенденции развития межэтнических отношений

тенденции развития

характеристики

Дифференциация

Стремление нарoдов к coxранению национальной самостоятельности

...

Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

Социальный институт, семья,  государство, бизнес, образование.

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:

1) общество                   2) структура              3) уровень         4) стратификация               5) государство                             6) мобильность        7) общность                           8) положение                             9) развитие

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Наличие существенных психологических ________(А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число

________(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин — пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ________(Г) «домашней

хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________(Е) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)исследование          2)различие                      3)труд                     4)общение                5)учение                      6)стереотип                7)роль                      8)статус                   9)группа

7. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

8. Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) составление семейного бюджета

2) обработка огорода на дачном участке

3) организация семейного отдыха

4) содействие членам семьи в продвижении по службе

5) распределение домашнего труда

6) первичный социальный контроль

9. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Разновидностью этноса является народность.

2) Появление наций предшествовало возникновению государства.

3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4) Различают этническое и гражданское понимание нации.

5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

10. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1)Для молодежи характерна собственная субкультура.

2)Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

3)Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4)В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5)Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

12. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

13. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

14. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

15. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

16. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

17. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная стратификация общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тест по теме «Социальная сфера».

2 вариант

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

вид социальных отношений

содержание

Социальное взаимодействие

Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга

Социальный ...

Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

элементы социального контроля

характеристики

Социальные нормы

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества

Социальные ...

Общественная реакция на поведение человека или группы

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс, трудовой коллектив, родительская семья, агент социализации, СМИ.

4. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Семья, родство, материнство, отцовство, брак.

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)санкция         2)группы                    3)интеграция     4)идеал        5)контроль                    6)эталон

7)правило        8)управление            9)стабильность

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ___________ (А). Это явление получило название социальной ___________ (Б). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ___________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ___________ (Г). ___________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные__________(Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 1) миграция                    2) мобильность                    3) горизонтальная      4) институт            5) статус                                

6) вертикальная        7) группа                   8) стратификация              9) маргинализация

7. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) нуклеарная                   2) партнёрская                           3) традиционная

4) многопоколенная        5) демократическая                   6) моногамная

8. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

9. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.

2)Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение.

3)Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.

4)Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.

5)Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.

10. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1)Молодежь отличается от других групп социальной активностью.

2)Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.

3)В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.

4)К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.

5)Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.

11. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

12. В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.

Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче.

Укажите две характеризующие его черты (признаки).

13. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

14. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

15. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

16. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

17. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы на тест по теме «Социальная сфера».

1 вариант

1. классовый.

2. интеграция.

3. санкция.

4. социальный институт.

5. 4 1 2 7 8 3

6. 2 1 6 7 8 3

7. 156.

8. 125.

9. 145.

10. 125.

11.

 1)Социальная стратификация это разделение общества по социальным классам.

2) К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии».

3)Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.

12.

1)указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию глобализации, сближения наций, межнациональной интеграции;

2)другие примеры проявления данной тенденции, допустим:

—примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

—примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

13.

1) социальное явление: социальный контроль;

2) два элемента:

– социальные нормы;

– социальные санкции;

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

14.

1)семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»

2)школа (образование) дает необходимые знания;

3)средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Могут быть приведены и другие примеры.

15.

1)критерии, например:

—возраст;

—род занятий (профессия);

—величина дохода;

2)соответствующие примеры (например, молодежь, труженики сельского хозяйства, средний класс)

16.

1. Этнические группы в структуре общества. / Нации – особая разновидности этнической группы.

2. Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3. Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

в) нация;

4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5. Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

1) Этнические группы в структуре общества. / Нации – особая разновидности этнической группы.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

в) нация.

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

17. 1. Понятие социальной стратификации.

2. Основания социальной стратификации:

а) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические типы стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) социальные классы.

4. Теории социальной стратификации.

5. Средний класс в современном западном обществе.

6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо со-

циальными группами.

Ответы на тест по теме «Социальная сфера».

2 вариант

1. конфликт.

2.

3. агент социализации.

4. семья.

5. 3 6 2 5 9 7 1

6. 5 2 3 1 6 4

7. 34.

8. 235.

9. 15.

10. 245.

11.

 1 Каналы социальной мобильности пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие.

2)  Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации.

3) В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.

12.

1)Описываемое в задании явление - социальная мобильность, одна из ее форм - миграция.

2)Приведены характерные черты, например: приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как:

-групповую (охватывает множество людей);

-территориальную (географическую) (люди меняют местожительства);

-горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

13.

1) социальное явление: социальный контроль;

2) два элемента:

− социальные нормы;

− социальные санкции;

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

14.

—традиции — гостеприимство

—обычая — празднование юбилея

—церемонии — коронация

15.

1)модель ситуации, допустим:

—К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.

 2)три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и

—К. выписали премию;

—К. вручили грамоту;

—К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.

16.

1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:

а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):

а) имитация (дети копируют поведение взрослых);

б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);

в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).

4. Агенты (институты) социализации:

а) агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);

б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.

5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.

17.

1. Понятие «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов — основная цель и функция социального контроля;

6) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.

4. Гибкость социального контроля — необходимое условие изменений в социальной системе.

5. Девиантное и делинквентное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера

Тестовые задания к разделу Социальная сфера......

Тест по теме "Сфера и шар""

Тест по геометрии для 11 класса...

тест по Экономической сфере

Тест по обществознанию для 8 класса....

Диагностический тест по теме: "Сфера духовной культуры".

Диагностичекий тест по теме: "Сфера духовной культуры" в формате ГИА для учащихся 9 класса. 2 варианта с ответами....

Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления".

Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления" для учащихся 9-х классов в формате ГИА. 2 варианта с ответами....

Тесты по политической сфере

Тесты проверяют знания учащихся по темам: "Государство и его признаки", " Формы национально-государственного устройства", политические режимы, избирательное право...

Проверочный тест по социальной сфере

тест взят с сайта "РЕШУ ЕГЭ"...