Использование инновационных образовательных технологий на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж (6 класс) по теме

Приведен сценарий урока в 6-ом классе, разработанный на примерах уроков по ознакомлению шестиклассников с методикой проектирования предстоящей деятельности при попадании в экстремальную ситуацию.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных образовательных технологий на уроках ОБЖ

Важнейшей задачей курса основ безопасности жизнедеятельности является формирование обучающимися умений и навыков для обеспечения личной,  общественной, а теперь – и национальной безопасности. Следовательно, при комплексной реализации дидактических задач обучения, воспитания и развития приоритетное значение приобретает  воспитательная задача.  Успешному достижению воспитательных целей способствует прежде всего такая инновационная технология, как технология сотрудничества, позволяющая проявлять демократизм, равенство и партнерство в отношениях учителя и ученика. Одним из ее элементов является использование ролевых игр в педагогическом процессе, в ходе которых обучающиеся становятся более ответственными, начинают с уважением относиться к чужому мнению.

При изучении курса ОБЖ у школьников формируются умения ориентироваться в опасных ситуациях, что непосредственно соотносится с такой  образовательной технологией, как проектирование, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате (например, действия в случае возникновения чрезвычайных или экстремальных ситуаций). С позиций личностно-ориентированного образования учебную проблему, предъявляемую ученику на уроках ОБЖ, можно рассматривать как жизненную проблему, при решении которой развиваются  определенные умения и навыки. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности  группы учащихся.

Проектировочная  деятельность может осуществляться наиболее эффективно в процессе изучения таких тем из курса ОБЖ, как «Первая помощь в автодорожном происшествии», «Действия в экстремальной ситуации в природной среде», «Действия в криминогенной ситуации». Владея обобщенным умением проектировать предстоящую деятельность, ученик может использовать его в дальнейшем при решении широкого круга задач.  

План-конспект урока по теме «Основные правила поведения в

экстремальной ситуации» (на примерах уроков ОБЖ,

проведенных в 6-х классах)

Цель урока:

1. Изучить правила поведения в экстремальной ситуации в природной среде

2. Привить учащимся первичные навыки проектирования предстоящей деятельности на примере разработки плана действий в условиях вынужденного автономного существования в природной среде

Задачи урока:

Развивающая:         подготовить учащихся к решению проблемных задач методом  

проектирования предстоящей деятельности; способствовать

формированию у них  коммуникативных умений

Образовательная: разобрать понятие «экстремальная ситуация» и совместно

сформировать правила поведения в ней

Воспитательная:        способствовать пониманию учащимися важности чувства

коллективизма  при решении проблемы выживания в

экстремальной ситуации в природной среде

Форма урока:Групповая

Методы обучения: Проблемного изложения, частично-поисковый

Организационные моменты

Класс делится на две команды по 7-8 человек в каждой, в зависимости от количества учащихся в данном классе (левый и правый ряды). Остальные учащиеся (средний ряд) выполняют роль экспертов или судей, в зависимости от решаемой задачи.

Урок проходит примерно так:

-«Здравствуйте! На прошлых уроках вы изучили правила безопасного поведения на природе, а теперь, учтя ваши пожелания, мы попробуем вместе разработать план действий в экстремальной ситуации и спроектировать предстоящие действия в вынужденной автономии после аварии транспортного средства. Хотите выполнять это задание в составе команд на конкурсной основе?»

(Как правило, - «Да!»)

- «Предлагаю назвать левую команду «теоретиками», правую – «практиками».

  «Теоретики» не соглашаются и после шумного обсуждения заявляют, что хотят называться «экстремалами».

-«Хотите, чтобы действия ваших  команд оценивались не только мною, но и выбранными вами судьями?»

-(Большинство - «Да!»).

 

«Но вначале давайте вспомним из программы 5 класса, что такое экстремальная ситуация».

Допускаю не более одного неверного ответа от каждой команды и открываю запись термина на доске (или на экране):

«Экстремальная ситуация – это ситуация, которая угрожает жизни человека, его здоровью, имуществу или природной среде».

 - «Теперь каждая команда должна выбрать одного судью из тех учащихся, которые сидят в среднем ряду».

Шумные «экстремалы» выкрикивают несколько разных имен. Даю слово «практикам». Встает Коля, явный лидер: «Мы выбираем Мишу». Потеряв в перепалке еще несколько секунд, «экстремалы» называют своего судью. Это -Таня.

 - «Вы уже поняли, как важно наличие в группе командира. Из-за неуместных споров по принятию какого-то решения в экстремальной  ситуации можно потерять не только секунды или минуты, но и жизни. Таня и Миша, прошу выйти к столу, взять по пять листов бумаги. На каждом из них крупным шрифтом записано одно из 10 правил поведения в экстремальной ситуации, выработанных специалистами-спасателями. Прочитайте правила про себя, не показывая их командам. Если команда даст верный вариант правила, покажете классу соответствующий листок.

Можете консультироваться друг с другом, если в чем-то сомневаетесь. Вам, Сережа, Павлик и Ася (оставшиеся учащиеся из среднего ряда) – не менее ответственная задача: в качестве независимых экспертов объективно оценить действия команд. Вы можете пользоваться учебником, разумеется, без подсказок в левую или правую сторону».

- «Задача первая: минута на размышление, после чего команды  в течение трех минут по очереди должны называть по одному правилу».

     После первого неудачного ответа в команде «экстремалов», выбравших капитаном Борю, возникли разногласия.

- «Экстремалы»! Если вы уже договорились, что вами будет руководить Боря, то имейте в виду, что ответы будут приниматься только от него. А вы более уверенней убеждайте его принять ваш вариант ответа. Командиру же надо сдерживать свои эмоции. В экстремальной ситуации нельзя конфликтовать – проиграет вся группа».

     Получив по пять вариантов ответов от каждой команды и отметив правильные из них,  судьи прикрепляют к доске листы с правилами (или открывают правила на экране):

- умей предвидеть опасность;

- умей контролировать свое поведение;

- будь самостоятельным;

- умей думать и придумывать;

- быстро принимай решения;

- будь настойчивым и упрямым, когда это потребуется;

- умей подчиниться, если это нужно;

- не отчаивайся, если нет больше сил бороться за жизнь;

- ищи другие пути, прежде чем сдаться;

- … и даже тогда не сдавайся.  

- «Если в трудной ситуации, которая может возникнуть в вашей дальнейшей жизни, вы вспомните хотя бы несколько из перечисленных правил, вам будет гораздо легче выйти из нее».

- «Задача вторая – проблемная»

- «После аварии транспортного средства оказалось, что у двоих повреждены ноги, один сломал руку, у двух девочек незначительные травмы, но они в психологическом шоке. Местность труднопроходимая, незнакомая. Время дня: для «экстремалов» - утро, для «практиков» - вечер. Вам надо разработать: 1) варианты моделей деятельности (ждать помощи на месте или выбираться самостоятельно); 2)проект предстоящей деятельности после выбора решения. Через 10 минут мы вместе послушаем первую, затем вторую команды. Наши судьи и эксперты помогут нам правильно оценить ваши действия».

 

  «Экстремалы» первыми называют первые действия после аварии (вывести раненых из транспортного средства, успокоить их и оказать первую помощь).  

  Судья Таня: «Что может добавить капитан «практиков» Коля?»

Коля: «А как же они оказывали помощь раненым, если не захватили из транспортного средства аптечку? Мы еще успели взять и еду, и кое-какое снаряжение».

- «Коля, изложи, пожалуйста, ваши варианты моделей деятельности».

- «Мы оценили обстановку и пришли к единому мнению: на ночь глядя, никуда не идти. Ужин и завтрак у нас есть, и вариант только один – до наступления темноты соорудить временное укрытие и разжечь костер. Затем – попытаться определить свое местонахождение и разработать проект дальнейших действий на ближайшие два-три дня».

- «Боря, а на каком варианте действий остановились ваша команда?»

- «У нас много раненых и хотя мы второпях не подумали о еде, мы тоже остаемся и ждем помощи. Что-то похожее на проект предстоящей деятельности у нас уже есть. Во-первых, мы распределили обязанности между членами команды. Девочки, занявшись делом, уже не хнычут и готовы помочь в постройке шалашей.

Они будут помогать Саше и Артему, а руководить буду я. Сергей и Максим собирают материал для костра, а Валера, у которого, как и у меня, сломана нога, по возможности, будет поддерживать огонь».

- «Проект должен быть целенаправлен на долговременное выживание. Вместо «я не хочу умирать» надо ставить цель «я должен выжить».  

В книге известного военного врача-путешественника А.Г.Воловича  «Человек в экстремальных условиях природной среды» рассказывается о летчике, самолет которого потерпел аварию в Андах. Будучи тяжело раненным, без пищи, он сумел преодолеть снежные горы и выйти к людям. Много раз он собирался перестать сопротивляться судьбе, но мысль о жене и детях, которым не заплатили бы

страховку, если бы он пропал без вести, придавала ему новые силы. «Мы должны выжить – вот цель вашего проекта».  

Команды сообща, по очереди, озвучивают новые направления проекта:

поиск воды и пищи, охота и рыбная ловля, приготовление пищи, подготовка средств сигнализации. «Экстремал» Гриша, недовольный тем, что не прислушались к его мнению, демонстративно пересаживается на средний ряд.

- «Когда дирижабль «Италия», летевший к Северному полюсу под командой генерала Умберто Нобиле,  потерпел аварию, два офицера, несмотря на возражения командира, покинули лагерь на льду океана и отправились к Большой Земле. Больше никто их не видел. Гриша, понял намек? А команде, и в первую очередь капитану, желательно с относиться к чужому мнению с уважением.

Вы правильно спроектировали свои действия, но в жизни приходится не только проектировать, но и действовать. Люди гибнут от зноя и жажды в трех шагах от спасительного водоисточника, замерзают, не сумев построить укрытие от снега, погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертвами ядовитых насекомых и животных, не зная, как оказать доврачебную самопомощь. На последующих уроках мы будем изучать все вопросы, которые вы догадались упомянуть сегодня в ваших пока еще примитивных проектах».  

- «Пока наши судьи и эксперты оценивают ваши ответы, вот вам третья задача: придумайте как можно больше имен существительных из букв слова «местонахождение». Каждая команда пусть напишет слова на листочке и через три минуты передаст Тане и Мише».

 

- «Итак, чему мы сегодня учились?»

Ответы разные: «выживанию», «проектированию», «составлению плана действий».

- «Правильный ответ: «проектированию предстоящих действий при попадании в экстремальную ситуацию после аварии транспортного средства».

- «Что вам понравилось?»

 - «Сама игра, в которой участвовали мы все».

- «Что не понравилось?»

- «Жаль, что учимся проектировать свои действия теоретически, а ведь мы  -«экстремалы».

- «Что ж. Думаю, летом и у «экстремалов», и у «практиков» будет возможность реализовать в детском оздоровительном лагере хотя бы часть сегодняшнего проекта на «выживание».

- «Что осталось сделать?»

- «Задание на дом!» «Оценки!»

- «Запишите: подготовиться к ответам на вопросы и задания к параграфу 4.1.    Оценки будут выставляться с учетом сегодняшней работы, а работали вы все хорошо. Для любителей русского языка и просто любознательных – придумать как можно больше слов из слова «местонахождение». Пользуясь словарем, я нашел больше 130. Найдете больше ста – бонус на следующий урок.

Урок окончен. Благодарю за сотрудничество. До свиданья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках иностранного языка...

Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...

Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

Использование инновационных образовательных технологий на уроках биологии

Внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способ...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики"

Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики" в сботника материалов научно-практической ...