Общие сведения о пожаре и взрыве
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме

Мальцева Светлана Михайловна

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл is_tema_uroka.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 211

с углубленным изучением французского языка имени Пьера де Кубертена

Центрального  района Санкт - Петербурга

191186, Санкт - Петербург, ул. Гороховая, 20                     тел./факс tel/fax315-98-96

        

Урок

по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс

Тема: «Общие сведения о пожаре и взрыве»

Выполнил:

Мальцева С.М.

учитель ОБЖ

Санкт-Петербург

2012 г.

Тема: Общие сведения о пожаре и взрыве

(урок в 8–м классе)

    По программе В.Н. Латчука

Цель:                 актуализировать знания о пожарах и взрывах.

Задачи:

  1. образовательные: дать понятие пожара и взрыва
  2. развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать культуру безопасного поведения обучающихся во время экстремальной ситуации; развивать навыки по определению потенциально опасных при пожарах и взрывах мест;
  3. воспитательные: развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС; воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.

Оборудование: мультимедиа, презентация ( приложение 1), тест, инструктивная карта, инструктивные карты.

План урока:

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

III. Сообщение темы и цели урока

IV. Изучение нового материала

V. Первичное закрепление знаний

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание


Ход урока

  1. Организационный момент – 3 мин.

         Определяетcя готовность учащихся к работе: проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. На столе учителя список отсутствующих на уроке, составленный предварительно на перемене дежурными по классу. Также в обязанности дежурного на перемене входит подготовить класс к уроку.

        Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Приятно вас видеть снова на уроке! Садитесь!

  1.  Повторение пройденного материала – 10 мин.

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.)

  1. Какие объекты экономики относятся к взрывопожароопасным?
  2. Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрывопожароопасном объекте?
  3.  Перечислите виды аварий на пожаро и взрывоопасных объектах.
  4. На какие категории подразделяют пожаро и взрывоопасные производства?
  5. К каким последствиям может привести крупная авария на взрывопожароопасном объекте?

III.Сообщение темы и цели урока – 1 мин.

Тема сегодняшнего урока: «Общие сведения о пожаре и взрыве».

Цель урока: Получить представление о взрыве, пожаре, процессе горения

Итогом нашего урока будет проверочная тестовая работа, поэтому внимательно прослушайте материал урока, и сделайте необходимые записи в учебной  карте  (Приложение № 2), которая поможет справиться с тестом.

IV.Изучение нового материала – 18 мин.

(Слайд 3) Пожары и взрывы являются самыми распространенными чрезвычайными событиями в современном индустриальном обществе.

Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями происходят пожары и взрывы на пожаро- и взрывоопасных объектах.

(Слайд 4) Взрыв – это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающихся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, способная привести и приводящая к техногенной и чрезвычайной ситуации.

(Слайд 5) Характерные особенности взрыва:

- большая скорость химического превращения;

- большое количество газообразных продуктов;

- сильный звуковой эффект (грохот, громкий звук. Шум, сильный хлопок);

- мощное дробящее действие

(Слайд 6) В зависимости от среды, в которой происходит взрывы, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.

(Слайд 7) Различают три зоны действия взрыва.

Зона 1 – зона действия детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.

Зона 2 Зона действия продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.

Зона 3 – зона действия воздушной волны – включает в себя три подзоны: а-сильных разрушений, б-средних разрушений, в- слабых разрушений. На внешней границе зоны 3 ударная волна вырождается в звуковую, слышимую еще на значительных расстояниях.

(Слайд 8) Действие взрыва на здания сооружения, оборудование.

Небольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.

Разрушения различают -  полные, сильные, средние и слабые.

(Слайд 9) Полные разрушения. В зданиях и сооружениях обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции.

Восстановление не возможно.

Сильные разрушения. В зданиях и сооружениях имеются значительные деформации несущих конструкций, разрушена большая часть перекрытий и стен. Восстановление возможно, но нецелесообразно, так как практически сводится к новому строительству.

Средние разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов Возможны трещины в наружных стенах. Возможно восстановление.

Слабые разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, окна и двери. Оборудование имеет значительные деформации.

(Слайд10)  Пожаром  называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что

(Слайд11) горение — это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому, чтобы протекал процесс горения, необходимы следующие условия: (Слайд12)

  1. наличие горючего вещества (кроме горючих веществ, применяемых в

производственных процессах, и горючих материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий, значительное количество горючих веществ и горючих материалов содержится в конструкциях зданий);

  1. наличие окислителя (обычно окислителем при горении веществ бывает

кислород воздуха; кроме него окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул: селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы: фтор, бром, хлор);

  1. наличие источника воспламенения (открытый огонь свечи, спички,

зажигалки, костра или искры).

Отсюда следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из перечисленных условий.

Возможность возникновения пожаров в зданиях и сооружениях и в особенности распространения огня в них зависит от того, из каких деталей, конструкций и материалов они выполнены, каковы их размеры и планировка

(Слайд13) Классификация веществ и материалов по группам возгораемости

Негорючее вещество (материал, конструкция) — неспособное гореть.

(Слайд14) Трудногорючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть под воздействием источника зажигания, но неспособное самостоятельно гореть после его удаления.

Горючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть после удаления источника зажигания:

а) трудновоспламеняющееся — способное воспламеняться только под воздействием мощного источника зажигания;

б) легковоспламеняющееся — способное воспламеняться от кратковременного воздействия источников зажигания с низкой энергией (пламени, искры).


V. Первичное закрепление знаний – 7 мин.

         Чтобы закрепить полученные на уроке знания, проведем тестирование и выберем на пять вопросов правильные ответы из предложенных вариантов.

Тест

Найдите ошибку в приведенных примерах.

1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:

а) большой скоростью химического превращения;

б) большим количеством газообразных продуктов;

в) резким повышением температуры;

г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);  

д) мощным дробящим действием.

2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:

а) мелкие;

б) слабые;

в) средние;

г) крупные;

д) сильные;

е) полные.

3. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;

б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.

4. Процесс горения  протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.

(Слайд16) (Взаимопроверка по окончанию выполнения теста).

Подведение итогов урока – 5 мин.

Сегодня  вы получили общие сведения о таких грозных  ЧС как пожары и взрывы. На основе изученного составьте четыре предложения.

Каждое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

“Я считаю, что пожары и взрывы”….
“Потому что …”.
“Я могу это доказать это на примере …” 
“Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…”.

Кто желает зачитать свои рассуждения?

Домашнее задание: гл.2 &2.2,2.3

Опираясь на полученные знания, составить кроссворд “Пожары и взрывы”

Подобрать материал о пожарах и взрывах на объектах Санкт-Петербурга.

(Слайд17) Безопасных вам ситуаций! Спасибо за урок!


Приложение 2 

Учебная карта

Общие сведения о пожарах и взрывах

  1. Дайте определение понятию:

Взрыв -  это ….

  1. Дополните схему:

Характерные особенности взрыва

Рис. 1. Характерные особенности взрыва

  1. Заполните таблицу:

Таблица 1

Номер зоны

Наименование зоны

Характеристика зоны действия

Интенсивное дробящее действие, конструкции разлетаются на отдельные фрагменты.

Зона действия продуктов взрыва

III

  1. Дополните:

Разрушения подразделяют на: ………

Пожар – это ….

Горение - это …

  1. Заполните схему:

        Условия процесса горения

Рис. 2 Условия процесса горения

  1. Допишите предложения:
  1. “Я считаю, что пожары и взрывы”….
  2. “Потому что …”.
  3. “Я могу это доказать это на примере”…..
  4. “Исходя из этого, я делаю вывод о том, что”….

Приложение 3

Тест

Пожары и взрывы

Найдите ошибку в приведенных примерах.

1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:

а) большой скоростью химического превращения;

б) большим количеством газообразных продуктов;

в) резким повышением температуры;

г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);  

д) мощным дробящим действием.

2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:

а) мелкие; б) слабые; в) средние; г) крупные; д) сильные; е) полные.

3. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;

б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.

4. Процесс горения  протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожары и взрывы

Данная презентация включает исследование пожаров и взрывов на пожаро- взрывоопасных объектах, также общие сведения о пожарах и взрывах, причинах их возникновения и поражающих факторах....

презентация к уроку Общие сведения о пожаре и взрыве

Презентация к уроку в 8 классе Общие сведения о пожаре и взрыве...

презентация к уроку Общие сведения о пожаре и взрыве

Презентация к уроку в 8 классе Общие сведения о пожаре и взрыве...

конспекрт урока "Общие сведения о пожаре"

Этот материал можно использовать для подготовки к уроку по теме "Пожары и взрывы" в 8 классе....

Презентация - Тесты к обобщающему уроку ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы".

Данная презентация является хорошим методическим материалом при подготовке и проведении обобщающего урока ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы". Желаю успехов!...

Тест по ОБЖ для 8класса по теме "Пожары и взрывы"

Тест по ОБЖ для 8класса по теме "Пожары и взрывы"...

8 класс Общие сведения о взрыве и пожаре

Презентация "Взрывы и пожары"...