Разработка урока ОБЖ: Опасные ситуации на улице. 5 класс
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме

Шуть Ирина Витальевна

 

По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила безопасного поведения во время гололеда, при встрече с собакой и в толпе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок: Опасные ситуации на улице. 5 класс

Учебные вопросы.

1. Правила безопасности во время гололеда.

2. Правила безопасности при встрече с собакой.

3. Правила безопасности в толпе.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила безопасного поведе-ния во время гололеда, при встрече с собакой и в толпе.

Основное содержание уроков.

     Постарайтесь изложить материал об опасности гололеда, подключив к обсуждению весь класс. Попросите учащихся ответить на вопрос: Что надо делать во время гололеда, чтобы избежать падения и травм?

     Акцентируйте внимание учащихся на том, что, падая во время гололеда можно получить травму. По этому надо не только быть внимательным, но и учиться падать. Смягчить падение можно, лишь активно управляя им. В этот момент нужно сжаться, напрячь мускулы и, коснувшись земли, обязательно перекатиться.

     Переходя к рассмотрению правил безопасности при встрече с собаками, укажите, что в последние годы стало популярным иметь собак, как охранников людей и жилья. Ввозят и разводят собак бойцовских, сторожевых пород, обладающих повышенной злобностью. Они могут стать опасными для людей. Так, в Англии после несчастного случая с питбультерьером (собака напала на ребенка и загрызла его), эту породу официально запретили. Серьезную опасность представляет появление в общественных местах собаки в сопровождении ребенка. Поэтому в некоторых населенных пунктах (в частности в Москве) приняты правила, запрещающие детям до 14 лет сопровождать собак. Что делать, если на вас напала собака?

     Предложите учащимся такую ситуационную задачу: Вы гуляете зимой рядом с парком, вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.

2. Убежать от нее.

3. Закричать, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой.

4. Упасть на землю.

5. Остановиться, повернувшись к собаке лицом в пол-оборота.

6. Подразнить собаку.

7. Громко позвать хозяина.

8. При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой.

9. Сохранять спокойствие.

10. Если собака вас укусила, надо промыть рану и обратиться к травмпункт по месту жи-тельства.

11. При покусах узнать, где живет хозяин собаки, сделаны ли ей прививки от бешенства.

(5,9,7,8,11,10)

     При рассмотрении опасностей, которые могут возникнуть во время пребывания на массовых мероприятиях с большим количеством людей, предложите учащимся решить следующую ситуационную задачу: Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

1. Кричать, звать родителей.

2. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.

3. Попытаться растолкать людей и найти родителей.

4. Наклониться и поднять сумку.

5. Искать своих родителей после окончания сутолоки.

6. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.

7. Стремиться покинуть толпу, используя столб, тумбу, памятник.

8. Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.

9. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.

(6, 2, 5, 8, 9)

     Как уцелеть в толпе? Если вы упали, следует немедленно защитить голову руками и встать! Это очень трудно, но может получиться: надо подтянуть к себе ноги, сгруппироваться и попытаться рывком встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас постоянно будут сбивать. Поэтому одной ногой надо упереться (полной подошвой) в землю и резко разогнуться, используя движение толпы. Если подняться невозможно, сгруппируйтесь, прижав колени к груди и защитив голову руками.

Находясь в толпе, старайтесь придерживаться следующих правил:

- избегать края толпы, уклоняться от стен, решеток, оград, витрин (особенно стеклянных!), набережной;

- избегать всего неподвижного на пути  столбов, тумб, деревьев, стен,  иначе вас могут просто раздавить;

- не цепляться ни за что руками  руки согните в локтях и прижмите к телу, а кисти рук сцепите в замок;

- продумать заранее на концерте, стадионе, как вы будете выходить - стремитесь не оказаться у сцены или раздевалки; если паника все же началась, оцените обстановку и попытайтесь принять верное решение.

Если толпа плотная, но неподвижная, то, чтобы выбраться, начните импровизировать, сохраняя самообладание: притворитесь, например, больным, сумасшедшим, сделайте вид, что вас тошнит и т.п.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Чем опасен гололед? Как лучше увеличить сцепление своей обуви со льдом? Как можно смягчить падение, поскользнувшись на льду? В каких случаях собака нападает на человека? Что необходимо предпринять, если вы увидели в подъезде оставленную без присмотра или бродячую собаку? Чем опасны толпа и паника? Что нужно учитывать, собираясь на стадион, в концертный зал или другие места массового скопления людей? Как следует вести себя в толпе, если возникла паника?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 3. Темы: 3.1; 3.2; 3.3.

Практические задания.

Наклейте на подошву ботинок перед выходом на прогулку зимой кусок наждачной бумаги, пластыря или изоляционной ленты. Придумайте свой вариант для лучшего сцепления ботинок. Потренируйтесь правильно падать. Сначала под руководством и в присутствии взрослых, затем - самостоятельно. Предположим, что Вы собираетесь с родителями на праздничное массовое мероприятие. Вспомните о возможности возникновения паники. Продумайте, как Вы будете вести себя в толпе. Приготовьте и оденьте такие вещи, которые не будут стеснять ваших движений. Попы-тайтесь представить себе, что вы упали, и несколько раз проделайте те приемы, которые помо-гут вам встать в толпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Разработка урока-игры по ОБЖ в 7 классе. Тема:"Безопасность человека в экстремальной ситуации"

Урок-игра для 7 класса. Тема урока: "Безопасность человека в экстремальной ситуации"...

Конспект урока ОБЖ "Опасность и безопасность" 2 класс

Конспект урока ОБЖ "Опасность и безопасность" 2 класс...