Образовательная программа элективного курса «Азбука безопасности на дорогах»
рабочая программа по обж (5 класс) по теме

Автаев Алексей Серафимович

Образовательная программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"для 5 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnogo_kursa_azbuka_bezopasnosti_na_dorogakh.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

«Согласовано»        

Руководитель ШМО  

_____________/____________/                                                                                              от «__»__________2013  


«Утверждаю»    

Директор МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»    

____________/Колдырина Н.И_/

от «__»__________2013г.        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

        

 

 

                                   

                                                                                                                                                                 

Образовательная программа педагога

Автаева Алексея Серафимовича

 элективного курса «Азбука безопасности на дорогах»

для 5 класса

Общее количество часов по плану: 34 часов

Количество часов в неделю: 1 час

2013 - 2014  учебный год

Пояснительная записка

Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения  жизни и  здоровья детей. Сегодня, в век  стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребёнок знакомится со сложной техникой,  когда  он становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость   сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста. Среда обитания ребёнка перенасыщена риском и опасностями дорожных  происшествий. Практически с порога  дома он становится участником ДД. Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:- проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению ПДД.

Для  создания условий по организации   процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе  образования детей, с учётом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах со среднего школьного возраста, построив свою работу в 2 этапа.

1 этап- Изучение азов начальной азбуки.

2 этап- Совершенствование знаний , умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях ( соревнования, конкурсы, игровая деятельность).

Программа элективного курса «Азбука безопасности на дороге»  разработана на основе  программы «ПДД и основы безопасного  поведения на улице. Для учащихся 3-6 классов.»

По форме реализации – групповые и индивидуальные  занятия.

Знания , полученные в рамках элективного курса будут реализованы в дальнейшей жизни.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-обучение школьников ПДД;

-обеспечение гармоничного эстетического  и физического воспитания, развитие творческих способностей.

-формирование общечеловеческих  нравственных ценностных ориентаций

 -привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП.

Каждая тема, включённая  в программу содержит теоретическую и практическую часть

В теоретическую часть  включены необходимые сведения из ПДД.

Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами, сюжетно-ролевыми играми.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Ожидаемые результаты:

-знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;

-знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков;

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу;

- знать значение сигналов светофора, регулировщиков;

-знать правила безопасного поведения на дорогах;

-самостоятельно определять места для безопасного  перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта

 Содержание программы

3. Правила дорожного движения.

4. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

5 Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

6. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

7. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

8. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями.

9. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

10. Правила движения велосипедиста. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

11. Перевозка людей и груза на велосипеде. Технические требования к велосипеду.

12. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами.

12. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

12. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания.

13.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

14. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

15. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

16. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).

17. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

Учебно- тематический план

Темы занятий.        

Общее

кол- во

часов        

Теория        

Практика

Дата план.

Дата факт.

1

Вводное занятие.

1

1

2

Инструктаж по  технике безопасности на занятиях .        

2

1

1

3

Правила дорожного движения

10

5

5

4

Основные понятия и термины ПДД        

2

1

1

5

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

2

1

1

6

Где и как переходить улицу?        

2

1

1

7

Элементы улиц и дорог.        

1

1

8

Регулируемый перекрёсток        

1

1

9

Нерегулируемый перекрёсток

1

1

10

Правила движения велосипедистов.

1

1

11

Перевозка людей и груза на велосипеде.  

1

1

12

Движение группы пешеходов и велосипедистов        

1

1

13

Первая медицинская помощь.

2

1

1

14

Ожоги, обморожения.

1

1

15

Виды кровотечений.        

2

1

1

16

Транспортировка пострадавших        

2

1

1

17

Переломы. Виды переломов

2

1

1

Всего

34

21

13

Литература

Для учителя:

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» / Информационно—методическое издание для преподавателей.

Зимняя И.А. Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по Правилам дорожного движения. М: Просвещение, 2007.

Методическое пособие для педагогов и сотрудников пропаганды БДД по обучению школьников умению и навыкам безопасного поведения на дороге. Пермь: 2008 .

Программа курса  и учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности».

М: Просвещение, 2009.

Первая медицинская помощь при ДТП. Пермь: 2007.

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./ --- М.: Просвещение, 2008 .

Медицинская подготовка учащихся. Учебник для ОУ. М.: Просвещение, 2009.

Интернет --- ресурсы и  сайт Республики Мордовия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"

Данная программа содержит пояснительную записку, описание содержание занятий, учебно-тематическое планирование и используемую литературу....

Программа элективного курса "Азбука исследователя" для 9 класса

Программа элективного курса "Азбука исследователя" позволяет организовать исследовательскую деятельность девятиклассников не только по химии, но и по смежным областям накки....

Программа элективного курса "Азбука потребителя"

Предлагаемый элективный курс может рассматриваться как спецкурс, где углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, напри­мер «Экономика», «Обществознание», «Право», и как прикладной элек­тив...

Программа элективного курса "Азбука экономики"

Программа элективного курса "Азбука экономики"...

Рабочая программа по курсу "Азбука безопасности", школа VIII вида, 6 класс, ФГОС

Рабочая программа по курсу "Азбука безопасности", школа VIII вида, 6 класс, ФГОС...

Рабочая программа элективного курса «Азбука здоровья»

Программа элективного курса «Азбука здоровья» составлена на основе программы Лопуги Е. В. «Культура здоровья» М., 2006г. Одна из главных забот, особенно характерная для юношеского возраста, — забота ...

рабочая программа элективного курса "Азбука гражданина"

Цель программы обучения: сформировать у учащихся целостное представления о конституционном праве как отдельной отрасли права, познакомиться с его историей, источниками, нормами.Задачи программы обучен...