Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».
статья по обж по теме

Крупнова Елена Александровна

Статья  «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».

Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.

Укрепление здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; это направление включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников (по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).

Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Что же относится к основным направлениям работы школы?

Профилактика и оздоровление:

  • Регулярное прохождение диспансеризации.
  • Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
  • Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
  • Сбалансированное питание.
  • Физкультурно-оздоровительная работа.

Образовательный процесс:

  • Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
  • Рациональное расписание.

Информационно-консультативная работа:

  • Дополнительные диагностические мероприятия.
  • Информационные стенды.
  • Консультации врачей-специалистов и психологов.

Участие в создании внутришкольной среды:

  • Самоуправление.
  • Проведение мониторинга.
  • Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.

Психотерапевтическая программа:

  • Психологические тренинги.
  • Индивидуальные консультации.
  • Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
  • Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.

Информационно-консультативная работа:

  • Тематические семинары и педагогические советы.
  • Курсы повышения квалификации.

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся.  В нашем учреждении  гармонично сосуществуют образовательный и воспитательный процесс.

Цели нашего образовательного учреждения:

  • формирование целостной системы, направленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья, развитие физической культуры участников образовательного процесса;
  • формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной  ценности;
  • забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление;

Задачи:

- создать  условия для сохранения и укрепления здоровья и развития физической культуры участников образовательного процесса;

- сократить уровень заболеваемости и травматизма;

- формировать навыки здорового образа жизни у участников образовательного процесса.

 Направления реализации целей:

  • дальнейшее развитие материально-технической базы в целях создания оптимальных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, а также безопасных условий образовательного процесса;
  • формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья и физической культуры, осознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия;
  • повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности;
  • создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально-нравственной установки на ценность здоровья как на национальную черту, как на личную ответственность перед самим собой, семьей, государством в индивидуальном и коллективном сознании;
  • профилактика злоупотребления психоактивными веществами, формирование здорового восприятия окружающего мира у обучающихся без деформирующих психику вредных пристрастий и зависимостей;
  • пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых оздоровительных мероприятий;
  • организация и проведение просветительской работы с семьей.

Основные мероприятия:

  1. Обеспечение безопасности образовательного процесса (установка видеонаблюдения)
  2. Приобретение комплектов школьной мебели с возможностью регулирования высоты в зависимости от роста учащихся.
  3. Косметический ремонт школы и ледового катка.
  4. Приобретение оборудования для занятий спортом.
  5. Проведение массовых спортивных мероприятий.
  6. Переподготовка и повышение квалификации педагогов, руководителей.
  7. Прохождение процедуры лицензирования медицинского кабинета

Ожидаемые результаты:

  • Создание безопасных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
  • овладение участниками образовательного процесса формами, методами и навыками ведения здорового образа жизни (курсовая подготовка учителей, обучение родителей и пр.)
  • создание и публикация методических пособий по  формированию установки на здоровье как высшую ценность;
  • снижение показателя количества детей с низким уровнем физического развития
  • проведение  мониторинга состояния здоровья обучающихся, включающего следующие параметры: риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов здоровья (соматического, биоэнергетического, психологического), степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья и другое.

Оценка эффективности мероприятий, осуществляется посредством:

  • мониторинга состояния здоровья участников образовательного процесса
  • результатами проверок контролирующих органов

Учитель ОБЖ  

ГБОУ Школа-интернат №576

 Василеостровского района

 г.Санкт-Петербурга.

Крупнова.Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Статья на тему «Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего компл...

Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"

В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....

ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...

Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-творцом и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В. Ф. Комиссаржевская...