Рабочая программа по ОБЖ 10класс
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс) по теме

В рабочей программе отражается учебный материал по основам безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr.10_kl.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

           «Согласовано»

Руководитель ШМО учителей физкультуры и ОБЖ

_______/В.И.Святченко/                  

Протокол №______      от

«_____»_________2013г.

      « Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Вейделевская СОШ»

_______/Н.А.Зарудняя /

«____»_____________2013г.

      «Утверждаю»

Директор МОУ «Вейделевская  СОШ»

__________/Г.Ф.Гордиенко/

Приказ №_______от

«____»______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Вишнивецкого Василия Ивановича

учителя первой квалификационной категории

ОБЖ

10 класс

Базовый уровень

2013-2014 учебный год

                                                     

                                              Пояснительная записка

                             

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 10 класса составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова  /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012г.).  Программа рассчитана на 35 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным и региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  - учебник для 10 класса (Смирнов А.Т..Мишин Б.И.. Васнев В.А. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение», 2010г.)  

  - журнал ОБЖ  

           

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным и региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Требования к уровню подготовки учащихся.

         Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

         В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

 По окончании 10 класса учащийся должен:

 Знать/понимать:

возможные чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения; правила безопасности при пожарах; правила поведения в криминогенных ситуациях; владеть навыками выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени, использования индивидуальных средств защиты; иметь представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, возникающих на территории России; о мерах принимаемых по защите населения; о правилах безопасного поведения при ЧС.

Уметь:

-формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

-формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности, в том числе и по вооруженной защите РФ.

- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решения и действовать, обеспечивая личную безопасность; перечислить последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время ЧС.

 -оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

 -пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

 -вести себя в  криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

 действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

- доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья.

        

Цели и задачи  программы обучения:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ).

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

        Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета  ОБЖ, перечень учебно-методических средств обучения.

        В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности» и «Безопасное колесо», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

 Предметные результаты освоения программы

        Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

•        усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанна выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ-

ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Требования к уровню подготовки учащихся.

         Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

         В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

 По окончании 10 класса учащийся должен:

 Знать/понимать:

возможные чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения; правила безопасности при пожарах; правила поведения в криминогенных ситуациях; владеть навыками выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени, использования индивидуальных средств защиты; иметь представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, возникающих на территории России; о мерах принимаемых по защите населения; о правилах безопасного поведения при ЧС.

Уметь:

-формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

-формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности, в том числе и по вооруженной защите РФ.

- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решения и действовать, обеспечивая личную безопасность; перечислить последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время ЧС.

 -оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

 -пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

 -вести себя в  криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

 действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

- доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья.

        

Содержание программы учебного предмета ОБЖ

Раздел I.   Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13час)

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 часов)

1.1.        Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода 1час

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера 1час

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.3.Уголовная ответственность несовершеннолетних 1час
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

1.4.Правила поведения в условиях  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1час

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1.5.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи 1час

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.6.Законы и другие нормативно-правовые акты Российской
Федерации по обеспечению безопасности 1час

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны (7 часов)

2.1.Гражданская оборона, основные понятия и определения,
задачи гражданской обороны 1час

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2.2.Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения 1час

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

2.3.Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени 1 час

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4.Организация  инженерной  защиты  населения  от  поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 1час

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

2.5.Средства индивидуальной защиты 1час

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

2.6.Организация  проведения  аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций 1час

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении 1час

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

Раздел II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 3 часов

3. 1Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности 1 час

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика 2 час

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4. Основы здорового образа жизни 7 часов

4.1.Здоровый образ жизни и его составляющие2час

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека 2 час

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3.Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека 1час

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.

4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье.

Профилактика вредных привычек 2 час

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека,

социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

Раздел III.   Основы военной службы 12 часов

5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники
нашего Отечества 6 часов

5.1.История создания Вооруженных Сил Российской Федерации2час

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в.

Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение Вооруженных Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

5.2. Организационная   структура   Вооруженных   Сил.   Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение 2час

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-морской флот, история создания, предназначение.

Отдельные рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

5.3.Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. 1час

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.

5.4.Другие войска, их состав и предназначение 1час
Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской
обороны, их состав и предназначение.

6.Боевые традиции Вооруженных Сил России 3часов

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества 1час

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

6.2.Памяти поколений — дни воинской славы России 1час

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3.Дружба,   войсковое  товарищество — основа  боевой  готовности частей и подразделений 1час

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

7.Символы воинской чести 3 часа

7.1.Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы 1час

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

7.2.Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе 1час

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

7.3.Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации 1час
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого

Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

                                             

Учебно-полевые сборы

8.Основы военной службы (практические занятия на базе
воинской части во внеурочное время) 35 часов

8.1.Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках 1 час

Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части. Ознакомление с историей части, ее боевым путем, подвигами воинов части в военное и мирное время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и распорядком дня, с требованиями к правилам безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.

8.2.Размещение и быт военнослужащих 2 часа

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. Распределение служебного времени и повседневный порядок.

Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

8.3.Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда 3 часа
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.

8.4.Организация караульной службы,  обязанности часового 3 часа
Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового

 8.5.Строевая подготовка 3часа

Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

8.6. Огневая подготовка 13часов

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.

8.7.Тактическая подготовка 5 часов

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

8.8.Физическая подготовка 5 часов

Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей. Подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.

                                           

Формы и средства контроля

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «5» получает учащийся,  набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их  результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата

 используется зачѐт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

         4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

         

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Учебник 10 класса (Смирнов А.Т. Мишин Б.И. Васнев В.А. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение», 2010 г.).

Дополнительная литература УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:

- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

- Ягодинский В. Н. « Школьнику о вреде алкоголя и никотина», М. Просвещение, 1996.                                                               

- Латчук В. Н., Марков В.В., Фролов М. П. «Основы безопасности жизнедеятельности», дидактические материалы, М., Дрофа,2001.                                                    

-журнал ОБЖ


 

Сайты

Название сайта

                                                     Электронный адрес

Департаментобразования,культуры и молодѐжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru/

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net/

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru/

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/

«Мой компас» (безопасность ребѐнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Безопасности Жизнедеятельности

                                     

Поурочное  планирование по ОБЖ

10 класс

№п\п

Модуль тема. раздел

Наименование модуля , темы, раздела

Практич. занятие

Кол-во часов

Сроки проведения

ИКТ

план

факт

М-1

Основы безопасности личности общества и государства

13

Р-1

Основы комплексной безопасности

13

Тема 1

Опасные и ЧС , возникающие в повседневной жизни , и правила безопасности

6

З-1

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

1

З-2

Правила поведения в условиях криминогенного характера

1

З-3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

З-4

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера

1

З-5

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) ,ее структура и задачи

1

З-6

Законы и другие нормативно – правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1

Тема 2

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

7

З-7

ГО , основные понятия и определения , задачи  гражданской обороны

1

З-8

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

З-9

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

1

З-10

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

1

З-11

Средства индивидуальной защиты

1

З-12

Организация проведения аварийно – спасательных работ в зоне ЧС

1

З-13

Организация ГО  в общеобразовательном учреждении

1

М -2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой мед. помощи

7

Тема 3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3

З - 14

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

З-15 ,16

Основные инфекционные заболевания , их классификация и профилактика

2

Тема 4

Основы здорового образа жизни

4

З-17

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

З-18

Биологические ритмы и  их влияние на работоспособность человека

1

З-19

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

З-20

Вредные привычки, их влияние на здоровье, Профилактика вредных привычек

1

М-3

Обеспечение военной безопасности государства

15

Р-6

Основы военной службы

15

Тема- 5

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

9

З – 21,22

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

2

З-23,24,2526

Организационная структура ВС. Виды ВС рода войск. История их создания и предназначение

4

З-27,28

Функции и основные задачи современных ВС РФ , их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны . Реформа ВС

2

З-29

Другие войска, их состав и предназначение

1

Тема-6

Боевые традиции Вооруженных Сил России

3

З-30

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

1

З-31

Памяти поколений – дни воинской  славы России

1

З -32

Дружба , войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

Тема 7

Символы воинской чести

3

З-33

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

1

З-34

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

З-35

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Итоговое занятие

1

Всего часов

35

                                           

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материального обучения

Дидактическое описание

количество

В

наличии

%

1

Персональный компьютер

Для демонстрации домашних заданий и проектной деятельности

1

100%

2

Принтер

Для печати учебных материалов на обычной бумаге

1

100%

3

Сетевой фильтр

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и переферийного оборудования

1

100%

4

Экран настенный

предназначен для проецирования изображения с проекторов

1

100%

5

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

предназначен для использования учителем в процессе составления рабочих программ

1

100%

6

Примерная программа основного общего образования

предназначен для использования учителем в процессе составления рабочих программ

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...

рабочая программа по алгебре 10класс по учебнику С.М. Никольского 3ч/н

Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих в 10 классе по учебнику С.М. Никольского по трехчасовой программе, базовый уровень....

Рабочая программа курса ОБЖ 10класс

Общая характеристика учебного предмета.Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у обучаемых  правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвыча...

Рабочая программа по математике 10класс (базовый уровень)

Рабочая программа по математике 10 класс (базовый уровень) составлена на основе учебника алгебра 10 класс С.М. Никольский и геометрия10-11 Л.С. Атанасян...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...

Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.

календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...

рабочая программа по литературе 10класс

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по литерату...