Урок ПМП при остановке сердца
план-конспект урока по обж (11 класс) по теме

Стрельникова Ирина Николаевна

Урок "ПМП при остановке сердца" в 10 классе. При проведении урока используется презентация, реанимационный макет. Учащиеся знакомятся с понятиями "клинической смерти" и "реанмации", возможными причинами клинической смерти и ее признаками, правилами проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких, правилами сердечно-легочной реанимации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_pmp_pri_ostanovke_serdtsa.zip424.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Первая медицинская помощь при остановке сердца

        Цель: ознакомить учащихся с понятиями «клинической смерти» и «реанимации», возможными причинами клинической смерти и ее признаками, обучить правилам проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких, правилам сердечно-легочной реанимации

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, реанимационный макет «Максим»

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

        1. Рассказать о первой помощи при  травмах опорно-двигательного аппарата.

        2. Первая помощь при различных видах травм.

        3. Выполнение практических заданий.

        4. Выполнение тестовых заданий:

1. Используя приведенный перечень, буквами обозначьте порядок медицинской помощи при вывихе:

а). дать анальгетик

б). наложить тугую повязку или шину

в). пострадавшего усадить или уложить

г). приложить холод к поврежденной конечности

д). доставить  пострадавшего в больницу

е). вызвать «скорую помощь»

2.  Выбрать правильный ответ. Первая помощь при ушибе:

а). холод на область поврежденного сустава

б). транспортная иммобилизация

в). наложение согревающего компресса

г). применение обезболивающих

3. Выбрать правильный ответ. Признак вывиха:

а). деформация и отек конечности

б). сильная боль

в). обязательное наличие раны

г). резкое усиление боли при движении

д). покраснение или посинение конечности

4. Выбрать правильный ответ. Достоверный признак полного перелома костей:

а). боль

б). патологическая подвижность (движение конечности в необычном месте)

в). нарушение функции конечности

г). крепитация отломков (хруст при прощупывании в месте перелома)

5. К основным правилам иммобилизации не относится:

а). обезболивание

б). защита костных выступов

в). назначение симптоматических лекарств

г). фиксация двух соседних с переломом суставов

3. Изучение нового материала

        По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности?

        Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорки дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке, острое отравление, инфаркт миокарда.

        При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от 3 до 5 минут.

        Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех тканей и органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.

         Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

        Признаки клинической смерти:

  • Отсутствуют

- сознание

- самостоятельное дыхание

- реакция на боль

- пульс на сонной артерии

  • Зрачок широкий, не реагирует на свет

Проверка реакции зрачка на свет:

- прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать

- при наличии фонарика, осветить зрачок.

        При клинической смерти необходимы непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).

        Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.

        Обеспечение проходимости дыхательных путей:

- очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс

- запрокинуть голову, положить валик

- выдвинуть нижнюю челюсть

- расстегнуть одежду  больного, затрудняющую дыхание

        Способы искусственного дыхания:

- способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания.

- способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт.

- способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит  в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.

- способ Каллистова – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поворачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.

        Непрямой массаж сердца:

- пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности

- встают с правой стороны от него и кладут свои ладони одна на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мочевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего

- энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка опуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке (руки разогнуты в локтевых суставах, используя массу всего тела; после каждого надавливания руки не отрывать от груднойклетки)

- передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее

3-4 см.

        Недопустимо:

- проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии

- накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя

        Признаки восстановления сердечной деятельности:

- появление самостоятельного пульса на сонной артерии

- уменьшение синюшной окраски кожного покрова

- сужение зрачков

- повышение артериального давления

        Непрямой массаж сердца с искусственным дыханием:

        В этом случае помощь оказывают два или три человека.

- первый производит непрямой массаж сердца

- второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот»

- третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь

- во время вдувания воздуха  надавливать на грудную клетку нельзя

- попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

        Если сердечно-легочную реанимацию оказывает один человек, очередность манипуляций и их режим несколько изменяются – через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 сдавливаний груди. Каждое сдавливание нужно проводить после того, как грудная клетка вернется в прежнее положение.

4. Закрепление

        1. Выполнение практических заданий, использую макет-тренажер «Максим»: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца с искусственным дыханием.

5. Домашнее задание

        п. 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Урок  ОБЖ  в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца". Презентация и конспект урока....

Методическая разработка урока ОБЖ 11 класс по теме "Первая помощь при остановке сердца"

Методическая разработка урока ОБЖ 11 класс по теме "Первая помощь" состоит из плана урока и презентации к этому уроку. Цель урока:  научить учащихся оказывать первую помощь пр...

План конспект урока " Первая помощь при остановке сердца"

Преставлен план-конспект урока по ОЖЖ для 11 классов" Первая помощь при остановке сердца". Струтрура урока в соответствиис требованиями ФГОС. Также разаработана технологическая карта для это...

урок при остановке сердца и дыхания

сердечно легочная реанимация...

Конспект урока ОБЖ по теме "Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация"

Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно ре...