Методическая разработка урока ОБЖ 11 класс по теме "Первая помощь при остановке сердца"
методическая разработка по обж (11 класс) на тему

Герасимов Сергей Викторович

Методическая разработка урока ОБЖ 11 класс по теме "Первая помощь" состоит из плана урока и презентации к этому уроку. Цель урока:  научить учащихся оказывать первую помощь при остановке сердца. Используются следующие методы обучения: словесный. наглядный, методы проблемного обучения,практический, частично- поисковый. Формами работами учащихся являются: устная, работа с учебником и в тетради, сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися, групповая. На уроке используются следующие технологии: здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Полх-Майданская средняя школа», Вознесенского района,

Нижегородской области

План - конспект урока ОБЖ в 11 классе

«Первая помощь при остановке сердца»

                                                               Подготовил: Учитель ОБЖ Герасимов С.В.

                                                       

                                                   

с. Полховский Майдан

2018 год.

План-конспект урока ОБЖ в 11 класса

«Первая помощь при остановке сердца»

Глава 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Тема урока: «Первая помощь при остановке сердца». Слайд 1

Слайд 2

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: научить учащихся оказывать первую помощь при остановке сердца. 

Слайд  3, 4, 5

Задачи:   

Образовательные:

 дать представление о работе легких и сердца;

• познакомить учащихся с признаками клинической смерти и причинами

внезапной остановки сердца;

• научить учащихся правильному выполнению ИВЛ и непрямого массажа  

сердца;

Развивающие:

• прививать учащимся уверенность при оказании первой медицинской  

помощи;

• развивать умения и способности распознавать физическое состояние  

человека, с целью оказание медицинской помощи.

Воспитательные:

• воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и  

здоровью окружающих;

• стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту;

• воспитывать чувство товарищества и доброты.

Слайд 6

Методы обучения: словесный; наглядный; методы проблемного обучения; практический; частично-поисковый.

Формы работы: устная, работа с учебником и в тетради, сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися, групповая. 

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, ИКТ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Слайд 7

Вопросы для опроса:

1. Виды травм.                                                                                                                                                        

2. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
3. Первая помощь при травмах головы, грудной клетки, живота.
4. Первая помощь при травмах позвоночника, спины.

 III. Актуализация опорных знаний.

Повторим тему «Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

Вопросы к беседе:

Слайд 8

- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем её значение? (Это единая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами).

Слайд 9

- Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергию движения крови).

- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).

- Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет).

Учитель напоминает понятия: «сердце», «кровеносные сосуды», «сердечная недостаточность» и «инсульт».

- Вспомните, что такое пульс (Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий).

Слайд 10

- В каких местах лучше всего прощупывать пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье руки и сонной артерии).

           IV. Изучение новой темы.

 Слайд 11

1. Реанимация – восстановление или временная замена нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма (оживления организма).

2. Клиническая смерть – это промежуток времени от 3 до 5 минут, когда  после прекращения работы сердца и лёгких отсутствует кровообращения в организме, прекращается снабжения его тканей кислородом, но клетки тела ещё живут, сохраняется жизнеспособность всех тканей и органов, в том числе и высших отделов ЦНС.

Она является последней обратимой фазой умирания, вслед за которой наступает биологическая смерть.

Слайд 12

3. Признаки клинической смерти:

- отсутствие сознания,

- отсутствие дыхания (в течение 10—15 с нет отчетливых координационных дыхательных движений);                                                                                                                                 - отсутствие сердечной деятельности (отсутствие пульса на сонной артерии);  

 - расширенные зрачки, не реагирующие на свет.

Слайд 13

4. Причины клинической смерти:

- инфаркт миокарда;
- тяжелую механическую травму жизненно важных органов;
- действие электрического тока;
- острые отравления;
- удушье или утопление;
- общее замерзание;                                                                                                                                                        - различные виды шока.

При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
Слайд 14,15,16

5. Непрямой массаж сердца.                                                                                                                                   У больных или пострадавших, находящихся в состоянии клинической смерти, в результате резкого снижения мышечного тонуса грудная клетка приобретает повышенную подвижность. Поскольку сердце располагается между грудной клеткой и позвоночником, то при нажатии на передние отделы грудной клетки оно может быть сдавлено настолько, что кровь из его полостей будет выжиматься в сосуды. При прекращении сжатия сердце расправляется, и в его полости насасывается новая порция крови. Неоднократно повторяя такую манипуляцию, можно искусственно поддерживать кровообращение.                  

Техника непрямого массажа сердца:                                                                                             - пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности.

- оказывающий помощь встаёт с левой стороны от него и кладёт свои ладони одну на другую (пальцы должны быть приподняты, большие пальцы смотреть в разные стороны) на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мечевидного отростка;                                                                                                  

- энергичными толчками рук, разогнутых в локтевых суставах, используя массу своего тела, нажимают на грудину с периодичностью 50-60 раз в минуту, после каждого толчка снижают давления рук, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке (ладони не должны отрываться от грудины пострадавшего);

- передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3-6 см;

- при проведении непрямого массажа у ребёнка можно использовать одну руку, а у новорождённого – один большой палец.

 Слайд17                                                                                                                         Признаками восстановления сердечной деятельности:                                       - появление самостоятельного пульса на сонных или лучевых артериях;                 - уменьшение синюшной окраски кожных покровов, сужение зрачков и повышение артериального давления.

Слайд 18

6. Искусственная вентиляция лёгких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос».

- Пострадавшего быстро укладывают на спину таким образом, чтобы голова оказалась запрокинутой кзади (подбородок должен находиться на одной линии с шеей);

- Необходимо убедиться в проходимости верхних дыхательных путей. Обычно при запрокидывании головы кзади рот произвольно открывается. Если челюсти больного крепко сжаты, то их следует осторожно раздвинуть каким-нибудь плоским предметом (черенок ложки и пр.) и проложить между зубами в виде распорки валик из бинта или ваты (или любой другой нетравмирующей ткани). После этого пальцем, обернутым платком, марлей или другой тонкой тканью, быстро обследуют полость рта, которую освобождают от рвотных масс, слизи, крови, песка, съемных зубных протезов.

- Необходимо расстегнуть одежду больного, затрудняющую дыхание и кровообращение.                                                                                                                               - Оказывающий помощь становится с любой стороны от больного. Рот и нос больного прикрывают чистым платком или салфеткой. После этого делает один-два глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав очередной вдох, плотно прижимает свои губы к губам пострадавшего и, сжав пальцами крылья носа, делает энергичный выдох, с периодичностью 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания, при этом грудная клетка больного расширяется (вдох). Выдох пострадавшего осуществляется пассивно.

- Способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт.

Слайд 19

7. Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких:                                                                                                                                                если помощь оказывает один человек, очередность манипуляций -  через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 надавливаний на груди с интервалом в 1 с;

- если помощь оказывают два человека, то один из них делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: после каждых 5 надавливаний на грудину с интервалом в 1 с 1 вдувание в лёгкие.

Слайд 20

          V. Обобщение.                                                                                                                                               - Что такое реанимация?                                                                                                                               - Назовите правила непрямого массажа сердца.                                                                      - Назовите правила искусственной вентиляции легких.

Слайд 21

         VI. Домашнее задание - § - 2.4

         VII. Список литературы.

1. Рабочая программа по ОБЖ, 10 – 11 класс, для учителей общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А.Т. Смирнова – М.: «Просвещение», 2014.

2. Смирнов. А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 10 кл,учеб. Для общеобразоват. организаций/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2014

 3. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, 10 – 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014                                                                                               4. Смирнов. А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, методические рекомендации, 5 -11 класс – М.: «Просвещение», 2010.                                              5. Смирнов А. Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности, текстовый контроль, 10 – 11 класс – М.:» Просвещение», 2010.                                                                                                                                                                      6. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс, поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, авт.- сост. В.А. Шканёв. – Волгоград. Учитель.                            

7. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. Методическое пособие. Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.   8. Андреева И.Г. Современные аспекты поддержания здоровья школьников. Педагогика. – 2003.                                                                                                                        

9. Анализ современного урока. Практическое пособие, автор С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, 2006 год.

 10. ОБЖ. Основы безопасности жизни. Научно – методический и информационный журнал. № 9, 2011год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

Методическая разработка урока 6 класс Тема: Тепловой и солнечный удар. Обморожение и переохлаждение. Первая медицинская помощь.

Цель:  -  познакомить с методами предотвращения обморожения  и переохлаждения, солнечно и теплового удара;- научить оказывать первую помощь при данных травмах.Оборудование:...

Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Урок  ОБЖ  в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца". Презентация и конспект урока....