Урок ОВС 10 классе. Зажигательное оружие.
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Бутаков Андрей Георгиевич

 Урок. Зажигательное оружие

10-й класс

Бутаков Андрей Георгиевич

преподаватель ОБЖ и начальной военной подготовки, категория высшая

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель урока:

·        Научить учащихся правильным и грамотным способам защиты себя, своих близких и   окружающих от последствий применения обычных видов вооружения.

·        Сформировать у учеников решительность в своих действиях при поступлении информации о применении противником зажигательного оружия.

·        Развивать у десятиклассников способность правильно мыслить в опасных ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль: «Современные обычные средства поражения».

Урок № 1. Зажигательное оружие

10-й класс 

Бутаков Андрей Георгиевич 

преподаватель ОБЖ и начальной военной подготовки, категория высшая

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель урока:

  • Научить учащихся правильным и грамотным способам защиты себя, своих близких и   окружающих от последствий применения обычных видов вооружения.
  • Сформировать у учеников решительность в своих действиях при поступлении информации о применении противником зажигательного оружия.
  • Развивать у десятиклассников способность правильно мыслить в опасных ситуациях.

Время: 40 минут.

Оборудование:

  • Кабинет, компьютер,  мультимедиа-проектор, экран.
  • Презентация по данной теме.

Ход урока

  1. Организационный момент

Объявление темы модуля

2. Основная часть

А) («погружение» в тему) Я вам предлагаю записать слово «оружие» в тетрадь и записать слова, которые у вас ассоциируются с данным словом.

(Повторяющиеся слова выписываются на доске.)

Б)  объявление темы урока и постановка целей урока

            В)  Зажигательными веществами называют такие вещества и смеси, которые оказывают поражающее действие в результате высокой температуры, создаваемой при их горении. Они имеют самую древнюю историю, но значительное развитие получили в XX веке.(запись в тетрадь)

Поражающие факторы

Основными поражающими факторами ЗО являются выделяемые при его применении тепловая энергия и токсичные для человека продукты горения.(запись в тетрадь)Указанные факторы проявляют себя на цели от нескольких секунд до нескольких минут во время применения ЗО. В дальнейшем действуют так называемые вторичные поражающие факторы, которые являются следствием возникающих пожаров. Время их действия может составлять от нескольких минут и часов до суток и недель.

Поражающее действие зажигательного оружия на людей проявляется в следующих видах:

  • ожоги кожи как при контакте горящих веществ с кожными покровами тела или обмундирования, так и в результате действия теплового излучения в зоне сплошного огня;
  • ожоги слизистой оболочки дыхательных путей с последующим развитием отёка и удушья при вдыхании сильно нагретого воздуха, дыма;
  • невозможность продолжения дыхания (кислородного голодания) из-за выгорания кислорода из воздуха в закрытых сооружениях (укрытиях) и гибели людей;
  • воздействие токсичных продуктов горения зажигательных веществ и горючих материалов (окиси и двуокиси углерода, дыма и других). При содержании в воздухе 1 % углерода — почти мгновенная смерть.(запись в тетрадь)

Кроме этого, зажигательное оружие может оказывать на человека и сильное морально-психологическое воздействие, понижая его способность к активному сопротивлению огню.

Сильно подвержены действию ЗО вооружения и военная техника, прежде всего за счет воспламенения и горения материалов, оплавления и потери прочности элементов их конструкции. Большую опасность для этих объектов представляет наличие емкостей с горючим (баков, канистр, цистерн и др.), которые могут воспламеняться и взрываться. Пожары на отдельных объектах военной техники, хотя и не могут быть такими крупными, как пожары в населенных пунктах и лесах, но за счет вспышек и взрывов горючего очень опасны для личного состава, находящегося в самой технике или около нее.

   К концу Первой мировой войны зажигательные бомбы составляли до 40 процентов от общего числа бомб, сброшенных немецкими бомбардировщиками на города Англии. В период второй мировой войны эта практика продолжалась: сбрасываемые в большом количестве зажигательные авиабомбы вызывали опустошительные пожары в городах и на промышленных объектах.

Зажигательное оружие подразделяется на 

  • зажигательные смеси (напалмы);
  • металлизированные зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (пирогель);
  • термит и термитные составы;
  • белый фосфор.

Вопрос классу: как вы думаете, какое из этих видов наиболее смертоносное, опасное для человека? Почему? Свой ответ аргументируйте.

  1. Напалм считается наиболее эффективной огневой смесью. Основу его составляет бензин

          (90 - 97 %) и порошок-загуститель (3 - 10 %). Он отличается хорошей    воспламеняемостью и повышенной прилипаемостью даже к влажным поверхностям, способен создавать высокотемпературный очаг (1000 - 1200 градусов) с длительностью горения 5 - 10 мин. Поскольку напалм легче воды, он плавает на ее поверхности, сохраняя при этом способность гореть. При горении образуется черный ядовитый дым. Напалмовые бомбы широко применялись американскими войсками во время войны во Вьетнаме. Ими выжигались населенные пункты, поля и леса.

  1. Пирогель состоит из нефтепродуктов с добавкой порошкообразного магния (алюминия), жидкого асфальта и тяжелых масел. Высокая температура горения позволяет ему прожигать тонкий слой металла. Примером пирогеля может быть металлизированная зажигательная смесь “Электрон” (сплав 96 % магния, 3 % алюминия и 1 % других элементов). Эта смесь воспламеняется при 600 градусах и горит ослепительно белым или голубоватым пламенем, достигая температуры 2800 градусов. Применяется для изготовления авиационных зажигательных бомб.

  1. Термитные составы — спрессованные порошкообразные смеси железа и алюминия с добавлением бариевой селитры, серы и связывающих веществ (лак, масло). Горят без доступа воздуха, температура горения достигает 3000 градусов. При такой температуре растрескиваются бетон и кирпич, горят железо и сталь.

  1. Белый фосфор — полупрозрачное, ядовитое твердое вещество, похожее на воск. Он способен самовоспламеняться, соединяясь с кислородом воздуха. Температура горения достигает 900 - 1200 градусов.Используется в основном как воспламенитель напалма и дымообразующее средство.Вызывает ожоги и отравления.

Зажигательное оружие может быть в виде авиационных бомб, кассет, артиллерийских зажигательных боеприпасов, огнеметов, различных зажигательных гранат. Зажигательные средства вызывают очень тяжелые ожоги, прогары. В процессе их горения быстро накаляется воздух, что вызывает у вдыхающих его людей ожоги верхних дыхательных путей.

Вопрос классу: как вы считаете, мы можем защитить себя от воздействия зажигательного оружия?

Зажигательные вещества, попавшие на средства индивидуальной защиты или верхнюю одежду, надо быстро сбросить, или накрыть рукавом, полой одежды, дерном, чтобы прекратилось горение. Нельзя сбивать горящую смесь голой рукой, стряхивать ее на бегу!

Если на человека попала огневая смесь, на него набрасывают накидку, куртку, брезент, мешковину. Можно погрузиться в горящей одежде в воду или сбивать огонь катанием по земле.

Для защиты от зажигательных смесей осуществляются строительство защитных сооружений и их противопожарное оснащение, готовятся средства пожаротушения.

Информация:

Согласно «Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие» принятой в 1980м году ООН, протоколу 3 «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия статье 2:

  • запрещено использование зажигательного оружия против гражданского населения;
  • запрещено использование доставляемого по воздуху зажигательного оружия против военных объектов в районах сосредоточения гражданского населения и регулируется использование других видов зажигательного оружия в таких местах;
  • запрещено превращать леса в объект нападения при помощи зажигательного оружия, кроме случаев использования лесов для укрытия военных объектов или комбатантов.

Протокол 3 не относит следующие виды оружия к зажигательному:

  • Оружие, зажигательный эффект которого является случайным, например осветительные заряды, трассеры, дымовые и сигнальные системы
  • Боеприпасы, предназначенные для комбинированного поражения взрывом или осколками с добавочным зажигательным действием, такие как снаряженные ВВ снаряды и бомбы; при использовании против военных объектов, таких как бронемашины, самолеты, установки, сооружения.

  1. Заключительная часть

         На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с обычными средствами поражения, которые стоят на вооружении нашей армии, но я хотел бы, чтобы вы в дальнейшей своей жизни не только не применяли это оружие, даже в учебных целях, но и никогда не увидели его применения.

  1. Рефлексия

        Синквейн: (предлагается написать слово ОРУЖИЕ, на второй строчке два прилагательных к этому слову, на третьей строчке три глагола, на четвёртой строчке предложение или фраза, отражающая суть первых трёх строчек и на пятой строчке правили защиты от зажигательного оружия).

     (за лучший синквейн оценка)

  1. Домашнее задание:

используя Интернет или другую литературу, подготовьте сообщение об использовании воюющими сторонами во время конфликтов зажигательного оружия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бутаков Андрей Георгиевич учитель ОБЖ категория высшая

Слайд 2

Тема модуля: Основные виды оружия и их поражающие факторы

Слайд 3

« погружение» в тему Я вам предлагаю записать слово «ОРУЖИЕ» в тетрадь и записать слова, которые у вас ассоциируются с данным словом.

Слайд 4

Тема урока: Зажигательное оружие

Слайд 5

Цели урока: Научить учащихся правильным и грамотным способам защиты себя, своих близких и окружающих от последствий применения обычных видов вооружения. Сформировать у учеников решительность в своих действиях при поступлении информации о применении противником зажигательного оружия. Развивать у десятиклассников способность правильно мыслить в опасных ситуациях.

Слайд 6

Зажигательными веществами называют такие вещества и смеси, которые оказывают поражающее действие в результате высокой температуры, создаваемой при их горении. Они имеют самую древнюю историю, но значительное развитие получили в XX веке.

Слайд 7

Основными поражающими факторами ЗО являются выделяемые при его применении тепловая энергия и токсичные для человека продукты горения

Слайд 8

Поражающее действие зажигательного оружия на людей проявляется в следующих видах: ожоги кожи как при контакте горящих веществ с кожными покровами тела или обмундирования, так и в результате действия теплового излучения в зоне сплошного огня; ожоги слизистой оболочки дыхательных путей с последующим развитием отёка и удушья при вдыхании сильно нагретого воздуха, дыма; невозможность продолжения дыхания (кислородного голодания) из-за выгорания кислорода из воздуха в закрытых сооружениях (укрытиях) и гибели людей; воздействие токсичных продуктов горения зажигательных веществ и горючих материалов (окиси и двуокиси углерода, дыма и других). При содержании в воздухе 1 % углерода — почти мгновенная смерть.

Слайд 9

Зажигательное оружие подразделяется на: зажигательные смеси (напалмы); металлизированные зажигательные смеси на основе нефтепродуктов ( пирогель ); термит и термитные составы; белый фосфор.

Слайд 10

ВИДЫ ЗАЖИГАТЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Напалм считается наиболее эффективной огневой смесью. Основу его составляет бензин Пирогель состоит из нефтепродуктов с добавкой порошкообразного магния (алюминия), жидкого асфальта и тяжелых масел . Термитные составы — спрессованные порошкообразные смеси железа и алюминия с добавлением бариевой селитры, серы и связывающих веществ (лак, масло ). Белый фосфор — полупрозрачное, ядовитое твердое вещество, похожее на воск.

Слайд 11

Вопрос классу: Как вы думаете, какое из этих видов наиболее смертоносное, опасное для человека? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Слайд 12

Вопрос классу: Как вы считаете, мы можем защитить себя и окружающих от воздействия зажигательного оружия?

Слайд 13

Рефлексия ( синквейн ) предлагается написать: На первой строчке слово ОРУЖИЕ , на второй строчке два прилагательных к этому слову, на третьей строчке три глагола, на четвёртой строчке предложение или фраза, отражающая суть первых трёх строчек; на пятой строчке правила защиты от зажигательного оружия).

Слайд 14

Домашнее задание: используя Интернет или другую литературу, подготовьте сообщение об использовании воюющими сторонами во время военных конфликтов или войн зажигательного оружия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку 10 класс тема Химическое оружие

Презентация содержит подробную информацию от истории создания химического оружия...

урок - презентация для 10 класса"Ядерное оружие"

презентация по теме ядерное оружие...

Урок-дискуссия "Слово - энергетическое оружие

:Познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным пр...

Урок-презентация на тему:"Оружие ВС РФ"

В презентации показаны образцы стрелкового вооружения вооруженных сил Российской Федерации и приведены их характеристики....

Методическая разработка урока по теме «Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва».

Данная методическая разработка адресована преподавателям  Основ безопасности жизнедеятельности для обучающихся 1 курса учреждений среднего профессионального образования (для учащихся 10 класса)Пр...