Пожарная безопасность
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме

вылиток жанна сергеевна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._pozharnaya_bzopasnost_konspekt_uroka.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

ОБЖ

на тему: «Пожарная безопасность».

5 класс

2013 – 2014 учебный год.

«ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Тема урока:         «Пожарная безопасность».

Цели урока: 

Образовательная - формировать у учащихся представление о правилах поведения в случае возникновения пожара, отработать последовательность действий при пожаре;

Воспитательная - воспитывать ответственное отношение за личную безопасность и безопасность окружающих.

Развивающая - развивать представление о пожарной безопасности.

Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ.  

Межпредметные связи: история, природоведение.

Материально техническое оснащение.

- оборудование кабинета ОБЖ.

Основные термины и понятия: пожар; пожарная охрана.

Тип урока: комбинированный.

План УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (2-3 МИН.)
  2. ПОВТОРЕНИЕ (8-10 МИН.)
  3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15-20 МИН.)
  4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (5-7 МИН.)
  5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (8-10 МИН)
  6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2-3 МИН.)

Ход урока.

1. Организационное начало.

1.1. Взаимное приветствие.

1.2. Отметка отсутствующих.

1.3. Организация внимания класса.

2. Повторение пройденного материала.

- Ребята какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель)

-Давайте вспомним основные понятия и определения.

2.1. Фронтальный опрос.

Вопрос 1. Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства?  (ПАССАЖИР)

Вопрос 2. Как называют человека, который управляет каким – либо транспортным средством? (ВОДИТЕЛЬ)

Вопрос 3. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (ПЕШЕХОД)

Вопрос 4. Как называют устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)

Вопрос 5. Кого перевозит общественный транспорт? (ПАССАЖИРОВ)

Вопрос 6. Кто должен двигаться по загородной дороге навстречу транспортным средствам? (ПЕШЕХОД)

Вопрос 7. На нем можно ездить, не имея водительского удостоверения, но соблюдая правила дорожного движения. (ВЕЛОСИПЕД)

Вопрос 8. К нему нужно обратиться в первую очередь  в случае возникновения пожара в общественном транспорте. (ВОДИТЕЛЬ)

2.2. Анализ усвоения.

- Молодцы! вы неплохо знаете, изученный материал но затруднялись ответить на некоторые вопросы.

3. Объяснение нового материала.

- Скажите, а только ли на транспортном средстве может возникнуть пожар? ( нет, пожар может возникнуть а квартире, в школе…)

- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (Будем изучать пожары)

- Сегодня мы с вами не только узнаем, что  называется пожаром, но и познакомимся  с основными причинами возникновения пожаров, и с правилами пожарной безопасности, с первичными средствами пожаротушения. Научимся правильно действовать в случае обнаружения пожара и  эвакуироваться из данного кабинета школы.

 Тема нашего урока: «Пожарная безопасность».

 Запишите тему урока в тетради.

(Слайд 1)  Огонь в мифах и легендах.

Мифы древних греков гласят, что огонь людям подарил титан Прометей. Он похитил огонь у богов Олимпа. Люди покорили огонь и научились управ­лять им.

(Слайд 2) Огонь в жизни древнего человека

-Огонь имел огромное значение в жизни древнего человека.

Огнем человек защищался от нападений животных на охоте!

Огнем человек научился согреваться, разводя костры!

Позже с помощью огня начали обрабатывать пищу термически, то есть варить и жарить!

(Слайд 3) Огонь на службе у людей

- Скажите, ребята, а зачем нужен огонь современному человеку?

- В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение  автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать  электроэнергию.

(Слайд 4) Огонь может быть не только другом

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая  необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

-Давайте прочитаем и запишем определение пожара.

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.

(Слайд 5) Пожар в городских квартирах

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.

- Как вы думаете, почему? В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни.

(Слайд 6) Причины пожаров.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

- Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого происходит каждый шестой пожар.

(Слайд 7) Игры детей с огнем.

В начале лета начинается обильное цветение тополя.

Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом.

Дети ради забавы поджигают тополиный пух.

Часто такие игры заканчиваются пожаром.

(Слайд 8) Пиротехнические изделия.

Опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями — хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковозгораемые предметы, может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный окурок.

(Слайд 9) Правила пожарной безопасности

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Вот основные из них:

  1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
  2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
  3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
  4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
  5. Не оставляйте без присмотра включенные  электронагревательные приборы;
  6. Не оставляйте без присмотра  включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
  7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
  8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

(Слайд 10) Пожарная охрана.

- Ребята, в Российской Федерации создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами, — пожарная охрана.

В случае необходимости вы можете вызвать пожарную охрану - по телефону 01 или 112.

(Слайд 11-12) Правила поведения при пожаре.

  • Не дожидаясь прибытия пожарных, попытайтесь потушить возгорание огнетушителем и подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью). Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушите мокрой тканью, песком, землёй из цветочных горшков. Не открывайте окна и двери, чтобы не усилить приток воздуха к очагу пожара.
  • Нельзя тушить водой включённые в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода, необходимо отключить электроэнергию.
  • Если ликвидировать очаг возгорания своими силами невозможно, необходимо немедленно покинуть квартиру, прикрыв за собой дверь.
  • В задымлённом помещении необходимо передвигаться на четвереньках (внизу меньше дыма) и дышать через влажную ткань (мокрое одеяло, пальто). Покинув квартиру, организуйте встречу пожарных, укажите им очаг пожара.

(Слайд 13) Пожар в квартире.

Немедленно вызови пожарных, позвонив по телефо­ну 01 или по единому номеру 112

Сообщи диспетчеру следующие данные: причину вызова, свой точный адрес, фамилию и номер телефона, с которого ты звонишь.

Запиши фамилию или номер дежурного, принявшего вызов.

4. Практическая работа.

(Слайд 14-17)

- А сейчас мы с вами, чтобы лучше запомнить правила действия при пожаре, немного поиграем.

Я вам буду показывать слайды, на которых изображено место возможного пожара а вы будете предлагать возможный план ваших действий при пожаре.

- Молодцы, ребята. Вы знаете как действовать при обнаружении пожара.

(Слайд 18)

Игра «Вызови пожарную команду»

- У меня для вас есть два телефона. Сейчас мы разделимся по парам.

В каждой паре один участник будет играть роль диспетчера, а другой роль очевидца пожара и мы попробуем правильно вызвать пожарную команду.

А для того чтобы мы делали меньше ошибок, найдите в учебнике на странице 54 и прочитайте  правила вызова пожарной охраны.

- Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.

- Итак, мы научились вызывать пожарную команду. 

5. Закрепление материала.

(Слайд 19) Проверь себя

-А теперь давайте проверим себя, как мы усвоили  материал урока.

  1. Назовите основные причины пожаров.
  2. Чем нельзя тушить включённые электроприборы и легко­воспламеняющиеся жидкости? Объясните почему.
  3. Как защитить органы дыхания в задымлённом помеще­нии?
  4. Почему нельзя пользоваться лифтом, покидая здание при пожаре?

(Слайд 20) Практикум.

-Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара.

1. При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошёл дым. Опишите порядок действий.

2. Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного сверху окурка начали гореть различные вещи. Опиши­те порядок действий.

3.Вы с улицы вошли в подъезд и ощутили сильный запах дыма. Опишите порядок действий.

4. В лесу началась гореть сухая трава, образовался пожар. Ваши действия?

5. От горящей конфорки газовой плиты загорелось полотенце?

6. Заключительная часть.

- Сегодня мы с вами отработали наши действия по тушению небольшого очага возгорания.

- Дома  прочитайте в учебнике страницы 50-57, выучите определение пожара и правила пожарной безопасности. Составьте план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.

-А что мы делаем, если слышим, что в школе  сработала сигнализация. (Эвакуируемся).

- Сейчас прозвенит звонок с урока, давайте представим, что это сигнал пожарной сигнализации и проведем организованную эвакуацию из кабинета ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»

Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...

Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»

Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней уб...

Классный час на тему: «День пожарной охраны в России» + инструктаж обучающихся по пожарной безопасности

Инструктаж обучающихся по пожарной безопасности  ·         Проверить, знают ли дети телефон пожарной охраны;·...

ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...