Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
методическая разработка по обж (11 класс) на тему

Семяшкин Владимир Алексеевич

Тема. Оказание первой помощи пострадавшим

Цель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран, приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин.

 Задачи.

1. Решить ситуационные задачи.

2. Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.

3. Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.

4. Научиться накладывать шины

Время выполнения 2 ч.

Оборудование.  Ситуационные задачи, учебник БЖД, закрутки, бинты, шины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_semyashkin_prakticheskaya_po_bzh.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшим

Цель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран, приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин.

 Задачи.

1. Решить ситуационные задачи.

2. Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.

3. Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.

4. Научиться накладывать шины

Время выполнения 2 ч.

Оборудование.  Ситуационные задачи, учебник БЖД, закрутки, бинты, шины.

Задание.

1.Решить ситуационные задачи.

2. Изучить материал учебника БЖД стр. 248-266. Ответить на контрольные вопросы письменно.

3. Работа в парах: наложить закрутку, наложить повязки на руку, голову, ногу, наложить шину при переломе голени.

Контрольные вопросы.

  1. Дайте формулировку кровотечению.
  2. Перечислите виды кровотечений.
  3. Что такое асептика?
  4. Что такое антисептика?
  5. Перечислите виды ран.
  6. Какие способы остановки кровотечений существуют?
  7. Назовите виды переломов, перечислите признаки переломов.
  8. Как оказать помощь при открытом переломе?
  9. Как оказать помощь при закрытом переломе?

Приложение №1

Ситуационные задачи;

Задача № 1

На твоих глазах грузовой машиной сбит пешеход. Он без сознания, лежит на спине. Его лицо в крови, правая нога неестественно подвернута, а во круг нее растекается лужа крови. Дыхание шумное, с характерным свистом на вздохе.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:

  1. наложить импровизированную шину на правую ногу.
  2. вытереть лицо от крови и подложить под голову подушку
  3. повернуть пострадавшего на живот
  4. отчистить ротовую полость от слизи и крови
  5. убедиться в наличии пульса на сонной артерии
  6. наложить стерильную повязку на кровоточащую рану
  7. оттащить пострадавшего с проезжей части на безопасное место
  8. вызвать скорую помощь
  9. оставить пострадавшего на месте и ждать прибытия скорой помощи
  10. наложить кровоостанавливающие жгуты

Правильные ответы: 5, 3, 4, 10, 1, 8, 9

Задача № 2

Во время ремонта телевизора произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал возле стола. Его рука продолжает крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо искажено судорогой.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:

  1. вызвать скорую помощь
  2. позвать кого-нибудь на помощь
  3. как можно скорее нанести про кардинальный удар и приступить к непрямому массажу сердца
  4. перебить провода ножом или топором одним ударом
  5. перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях
  6. подложить под голову подушку
  7. убедиться в наличии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на живот
  8. убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине и приступить к непрямому массажу сердца
  9. убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после про кардинального удара начать сердечно-легочную реанимацию
  10. убедить в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок

Правильные ответы: 5,7,2,1 или 5,9,2,1

Задача № 3

Во время ремонта телевизора произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал возле стола. Его рука продолжает крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо искажено судорогой.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:

  1. вызвать скорую помощь
  2. позвать кого-нибудь на помощь
  3. как можно скорее нанести про кардинальный удар и приступить к непрямому массажу сердца
  4. перебить провода ножом или топором одним ударом
  5. перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях
  6. подложить под голову подушку
  7. убедиться в наличии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на живот
  8. убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине и приступить к непрямому массажу сердца
  9. убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после про кардинального удара начать сердечно-легочную реанимацию
  10. убедить в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок

Правильные ответы: 5,7,2,1 или 5,9,2,1

Задача № 4

В походе туристу деревом придавило ноги. Он в таком состоянии находиться уже более 2-ух часов, но в сознании.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:

  1. поднять дерево и освободить ноги
  2. не поднимать дерево и не тревожить пострадавшего до прибытия спасательных служб, даже если на их ожидание потребуются сутки
  3. снять обувь и обложить ноги и обложить ноги ниже препятствия бутылками или фляжками с горячей водой (воду согреть на костре)
  4. обложить ноги бутылками и фляжками, заполненными ледяной родниковой водой
  5. туго забинтовать ноги до места повреждения
  6. предложить обильное теплое питье (например, чай из термоса)
  7. исключить прием, какой-либо жидкости
  8. дать 2-3 таблетки анальгина
  9. наложить защитные жгуты на бедра выше места сдавливания
  10. постоянно растирать и массировать ноги до освобождения пострадавшего
  11. наложить импровизированные шины от подмышек до пяток
  12. наложить импровизированные шины от паховой складки до пяток
  13. туго забинтовать до паховых складок
  14. переносить или перевозить пострадавшего только на носилках, даже при удовлетворительном самочувствии

Правильные ответы: 4,5,6,8,9,1,13,11,14

Приложение №2 «Доврачебная помощь»

Доврачебная помощь — комплекс простейших срочных мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании, проводимых на месте происшествия самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом, находящимся поблизости (взаимопомощь). Доврачебная помощь оказывается пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи и призвана:

  • спасти человеку жизнь;
  • не допустить ухудшения его состояния;
  • создать условия для его дальнейшего лечения и выздоровления.

Доврачебная помощь пострадавшим должна оказываться немедленно и профессионально. От этого зависят жизнь и последствия травм, ожогов, отравлений.
Доврачебная помощь пострадавшему не должна заменять помощи со стороны медицинского персонала и оказывается лишь до прибытия врача. Она должна ограничиваться строго определенными видами помощи (временная остановка кровотечения, перевязка раны, неподвижная повязка при переломах, искусственное дыхание и т. д.).

1.2. Прежде, чем оказывать доврачебную помощь пострадавшему, необходимо оценить ситуацию и определить:

  • что произошло;
  • что явилось причиной происшедшего;
  • количество пострадавших;
  • сохраняется ли опасность для вас и пострадавшего (пострадавших);
  • можно ли кого-нибудь привлечь для оказания помощи;
  • следует ли вызывать скорую помощь и как это сделать.

Оценивая ситуацию, особое внимание следует уделить вопросу, сохраняется ли опасность для вас и пострадавшего и насколько эта опасность велика. Важно выяснить, есть ли доступ к пострадавшему (пострадавшим) и что нужно сделать, если этот доступ затруднен. При оценке ситуации необходимо сохранять хладнокровие и здравый смысл, чтобы принятое решение не оказалось ошибкой. Во многих ситуациях быстрая и точная оценка может оказаться жизненно важной для пострадавшего. 
1.3.Если в ходе оценки ситуации установлено, что имеется опасность для вас и для пострадавшего, необходимо


Литература

1. Фефилова, Л. К. Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС [Текст] Учебно-методическое пособие / Л.К. Фефилова, Н. Ф.Королева. Кемерово, 2008. С. 128-134.

2. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д : Феникс, 2008. –  С. 248-266


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»

Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...

методические указания для проведения практического занятия по учебной дисциплине “Тактика”.

Материал подходит не каждой школе. Подойдёт, прежде всего, для работы в образовательных учреждениях, где присутствует кадетский компонент и занятия в полевых условиях....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине « БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Организация учебного процесса. Самостоятельная работа студентов. Контроль усвоения, рубежный и итоговый контроль знаний.Связь дисципл...

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» Специальность 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»

Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» предназначены для студентов специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрировани...

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремо...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

В методических указаниях описаны требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик», критерии оце...

Методические указания по организации самостоятельной работы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», основные понятия и ...