Рбочая программа «Здоровый образ жизни и безопасность»
рабочая программа по обж (5 класс) по теме

 

                                                            Пояснительная записка.

Разработанная программа составлена на основе:

-общешкольной программы «Содействия здоровью»

- примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

-примерной программы по валеологии основного общего образования.

-санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;

- Конвенции о правах ребенка;

- закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;

- закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;

(утверждены постановлением  Главного Государственного врача  РФ от 29.12.2010 г №189

-учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного компонента ОУ)

-годового учебного  календарного графика    на текущий год,

-образовательной  программы МБОУ гимназии №5,

-плана воспитательной работы классного руководителя.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2014-2015 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №5 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Здоровый образ жизни и безопасность»

5-8 класс

34 часа

                                                            Пояснительная записка.

Разработанная программа составлена на основе:

-общешкольной программы «Содействия здоровью»

- примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

-примерной программы по валеологии основного общего образования.

-санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;

- Конвенции о правах ребенка;

- закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;

- закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;

(утверждены постановлением  Главного Государственного врача  РФ от 29.12.2010 г №189

-учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного компонента ОУ)

-годового учебного  календарного графика    на текущий год,

-образовательной  программы МБОУ гимназии №5,

-плана воспитательной работы классного руководителя.

Цель: формирование у обучающихся  понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи:

-отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;

-создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;

-организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ через классные часы и родительские собрания.,

-формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;

-осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;

Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Система, образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников.

  Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:

 1. Чрезмерная занятость;

 2. Высокие учебные нагрузки;

3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.

Исходя из этого, разработана  программа для оптимального использования здоровъесберегающей деятельности в процессе образования в МБОУ гимназии №5.

Программа для классного руководителя в работе по направлению «Здоровье»

Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы классным руководителем  раскрываются возможности  в применении здоровъесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни школьников.

Понятие здорового образа  рассматривается как норма жизни семьи .Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей  ребёнка и его родителей, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Концепция укрепления здоровья детей, использование системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе.

Глобальная проблема нашего времени - это охрана физического и психического здоровья детей.

Для решения этой проблемы в классе используются следующие  формы работы:

-Тематические классные часы по предупреждению различных заболеваний;

-Родительские собрания по ЗОЖ;

-Общешкольные Дни Здоровья;

-Экскурсии.

Учет состояния детей:

-анализ медицинских карт;

-определение группы здоровья;

-учет посещаемости занятий;

-контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

-организация посещения учащимися спортивных секций, кружков, спорткомплексов.

-дни здоровья;

Урочная и внеурочная работа:

-классные часы общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис и т д.

  Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии  программы по укреплению здоровья детей.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет  оценка психологической ситуации в семье, классе, для этого классным руководителем составляются карты индивидуального сопровождения.

Понятие здоровъесберегающей деятельности  включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классе проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений учителей с детьми, с родителями, родителей с учителями.

 Программа для учащихся 5-8 класса.

Исполнитель классный руководитель.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

-здоровьесберегающие медицинские технологии;

-здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

-здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

-здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

Основные направления программы:

-Работа с учащимися.

Классные часы, Дни здоровья, беседы со школьным медиком, организация дежурства в классе.

-Работа с родителями.

Родительские собрания, беседы со школьным медиком ,анкетирование.

-Работа с детьми и родителями

Проведение совместных мероприятий :Дней здоровья, походы итд.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы будут:

-пропаганда здорового образа жизни;

- снижение вредных привычек у подростков и родителей. •        апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;

-увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;

-разработка  школьной программы  по здоровьесбережению;

-разработать рекомендации для родителей, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.

Исполнитель. Классный руководитель.

Класс

Тема

сроки

5 класс

Правила дорожного движения.                                          

сентябрь

Что вы знаете о здоровом образе жизни? /анкета/

сентябрь

Осенний кросс.

октябрь

Как с ребёнком приготовить домашнее задание./родительское собрание/

октябрь

Профилактика заболеваний .Грипп, Гепатит.

ноябрь

 Твой режим дня.

декабрь

Профилактика заболеваний. Клещевой энцефалит

март

День здоровья. /Весёлые старты/

май

6 класс

Правила дорожного движения

сентябрь

Осенний кросс.

октябрь

Моё здоровье /анкета/

ноябрь

Вред и польза компьютера.

февраль

Профилактика заболеваний .ОРЗ.

март

Твоё здоровье в твоих,руках,,/,жвачка,чипсы,газировка/

апрель

Вредные привычки, как и почему они появляются, можно ли этого избежать? /родительское собрание/

апрель

День здоровья /Весёлые старты/

май

7 класс

Правила дорожного движения

сентябрь

Осенний кросс.

октябрь

Анкета «В здоровом теле - здоровый дух»

октябрь

Профилактика заболеваний .Грипп.

ноябрь

Инструктаж по технике безопасности.

декабрь

Сквернословие и здоровье.

февраль

Компьютер и здоровье ребёнка./родительское собрание/

март

День здоровья./поход/

май

8 класс

Правила дорожного движения. Охрана безопасности жизни.

сентябрь

Осенний кросс.

октябрь

Профилактика заболеваний .Грипп.

ноябрь

Питание и здоровье.

декабрь

Суицид.

Здоровые дети в здоровой семье./родительское собрание/

Влияние вредных  привычек на организм человека.

Возрастные особенности подростка./беседа с медиком/

День здоровья./экскурсия/

Содержание программы:

Правила дорожного движения / 4 часа/

Классный час проводится в 5-8 классах с учётом возрастных особенностей, направлен на изучение правил дорожного движения и сохранение  безопасности жизни.

Осенний кросс /4 часа/

Проводится как общешкольное мероприятие участвует  две команды от класса.

День здоровья./4 часа/

Общешкольное мероприятие, проводится совместно с родителями.

5-6 класс «Весёлые старты»

7 класс Поход за пределы города.

8 класс Экскурсия по городу/набережная национальный парк, старый город/

Тематические классные часы. /17 часов/

5-6 класс  Направлены на изучение ЗОЖ, организации режима дня ,профилактики распространённых заболеваний. Изучение вреда и пользы компьютера.

7 -8 класс Инструктажи по технике безопасности, правильное питание,  поведение и здоровье.

Как сохранить своё  здоровье и жизнь, какие бывают вредные привычки.

Родительские собрания /4 часа/

5-6 класс. Анкетирование. Как организовать режим дня школьника, правильное питание. выполнение домашнего задания.

Какие вредные привычки могут возникать у ребёнка и как их избежать.

7-8 класс  Здоровые дети в здоровой семье/ компьютер, вредные привычки, конфликты/.Анкетирование и анализ анкет

Беседа с медиком школы 1 / час/

Направлена на возрастные изменения подростка.

Используемые методики:

1.        Методика Лутошкина А.Н. по изучению уровня развития детского коллектива.

Цель:  выявить межличностные отношения в группе, коллективе.

2.        Методика Жедуновой Л.Г. «Психологическая атмосфера в коллективе».

Цель:  изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Литература:

1.        Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.

2.        Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

3.         Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

4.         Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

5.        Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

6.        Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.

7.        Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

8.        Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

9.        Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

10.        Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.  

11.        Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002

14.        Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

15.        Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

16.        Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997

.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровый Образ Жизни" для реализации в воспитательной работе школ, гимназий, лицеев

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воз...

Конкурсная программа "Здоровый образ жизни" для 8 кл.

Эту программу лучше всего проводить в конце учебного года, как повторение и закрепление изученного материала, не только теоретического, но и практических навыков оказания первой доврачебной помощи, сп...

План профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения

План   профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения....

Развитие логического мышления, внимания, умения ориентироваться на местности, привитие учащимся навыков здорового образа жизни и безопасного отдыха.

Данная работа рассчитана на творческих людей, которые стараються увлечь детей во время организованного отдыха (оздоровительные пришкольные площадки, детские лагеря отдыха). Предложенные план-схемы стр...

§7.8_8кл_Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности....

Программа воспитания школьников в 6 классе "Здоровый образ жизни и безопасность"

Программа воспитания школьников в 6 классе «Здоровый образ жизни и безопасность» призвана сформировать у учащихся культуру здорового образа жизни, обучить правилам безопасности в различных...