Рабочая программа учебного предмета «Основа безопасности жизнедеятельности» для 8 класса (базовый уровень)
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа учебного предмета  «Основа безопасности жизнедеятельности»  для 8 класса (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh-82016-17.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

города Магнитогорска

Согласовано

на заседании

научно-методического совета

Протокол № 1от «30»августа 2016г.

Утверждено

Директор МОУ «СШИ №2»

______________ И. И. Шакина

Приказ № 163-П от «1» сентября2016г.

                       

                                                                                                             

Рабочая программа учебного предмета

«Основа безопасности жизнедеятельности»

для 8 класса

(базовый уровень)

         Разработана:  Телевных Е.А.,

      учителем высшей категории

Магнитогорск, 2016г.


Содержание

 

1. Пояснительная записка:

1.1. нормативно-правовые документы;                                                                                                    

 1.2. общая характеристика предмета;                                                                                                    

 1.3. основные особенности  рабочей программы, в т.ч.  использования резервных часов;                            

1.4. цели и задачи учебного курса;                                                                                                          

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;                          

1.6.  учебно-тематический план;                                                                                                            

1.7.  методические рекомендации и технологические подходы;                                                          

1.8.  специфика отражения НРЭО и межпредметных связей;                                                                

2. Учебно-методическое обеспечение предмета

3.  Календарно-тематическое планирование

4. Характеристика контрольно-измерительных материалов.

                                                         

5.Приложение.    

 5.1. единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей:

5.2. нормы оценок;

5.3. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;

5.4. лист коррекции;

5.5. контрольно-измерительные материалы.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 8 класса составлена на основе Примерной учебной программы для средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности (МО и Н РФ, 2005г.), ориентируясь на программу под редакцией А.Т. Смирнова  «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.: Просвещение, 2010г.) с учетом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г.) и базисного учебного плана Челябинской области.   

  1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  7. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543
  8.  Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно - математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/
  11. Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (сайт МО и Н РФ, 2005г.)
  12. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»
  13. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
  14. Методическое письмо «Об особенностях преподавания ОБЖ в 2016-2017  учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 16.06.2015г.  № 03-02/4938.
  15. Об  утверждении  Положения  о  Всероссийском  физкультурно-спортивном комплексе

 «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540

  1. Основы  безопасности  жизнедеятельности.  Рабочие  программы.  Предметная линия учебников А. Т. Смирнова. 5–9 классы М.                                               Просвещение, 2013.        

12. Основы  безопасности  жизнедеятельности.  Рабочие  программы.  Предметная линия учебников А. Т. Смирнова. 10–11 классы. М. :   Просвещение, 2013. Программы  по  курсу  «Основы  безопасности  жизнедеятельности»  для  5-11 классов общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  А. Т. Смирнова,Б. О. Хренникова, М. В.Маслова; М., «Просвещение», 2007

  1. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС
  2. Приказ от 8.04.2015 №58-П "О Комплексе мер по реализации образовательного проекта развития технологического, естественно - математического и технического образования («ТЕМП») в МОУ «СШИ №2» на 2015-2017 годы".  
  3. Учебный план МОУ "СШИ №2" на 2016-2017 учебный год.
  4. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.
  5.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного и среднего образования, реализуемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
  6.  Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 5-11-х классов МОУ «СШИ №2»

1.2. Общая характеристика предмета.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

         Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" представляет собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах человеческой деятельности. Культура безопасности жизнедеятельности необходимо формировать с раннего детства и совершенствовать на протяжении всей жизни. Изучение основ безопасности жизнедеятельности - это  не только получение  знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях  природного, техногенного и социального характера, но и развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует воспитанию у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды, а также способствует формированию умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях,  использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при неотложных ситуациях. 

           Развитие общества и технический прогресс требуют более высокого уровня общей культуры всего населения в области безопасности жизнедеятельности, повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и поведение. Культура безопасности жизнедеятельности – это способ организации деятельности человека, представленный в системе   социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Предмет ОБЖ через собственную систему реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.

1.3 Основные особенности  рабочей программы.

Данная рабочая программа и поурочное планирование курса ОБЖ  отражает практику работы школы-интерната №2 для учащихся, больных сколиозом.

Согласно учебному плану и годовому учебно-календарному графику на текущий учебный год в 8 классе  устанавливается обязательное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» объемом 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса ОБЖ,  последовательность изучения тем в полном соответствии с программой А.Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности».

В школе-интернате №2 учитываются физиологические особенности развития учащихся по медицинским показаниям. Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках с  использованием двух классных досок для фронтальной и индивидуальной работы, проведением в течение урока физкультминутки для восстановления работоспособности детей, соблюдением индивидуальных поз-укладок учащихся на кушетках. 

1.4 Цели и задачи учебного курса   

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»  в основной школе направлен на достижение следующих целей:

     -  освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства.

     - воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России, ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества.

     - развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма;  потребности ведения здорового образа жизни;

     - овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной  и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

 Изучение программы  направлено на решение следующих задач:

  • формирование  у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
  • выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих целей:

  •   усвоение знаний:

      - об опасных и чрезвычайных ситуациях,

      - о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

      - о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

      - об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС,

      - о здоровом образе жизни,

      - об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

      - о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознано выполнять требования, предъявляемые к  гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений:

      - предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной  

        информации, получаемой из различных источников,

      - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающей

        обстановки и своих возможностей.

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне предусматривает формирование следующих ОУУН:

*умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную       деятельность;

*использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

*участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

*поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

*оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

*умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

*осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

*использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

*выделение характерных причинно- следственных связей

*творческое решение учебных и практических задач;

*сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным  основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

*использование для решения познавательных и коммуникативных задач, различных источников информации, включая энциклопедии, словари,  интернет – ресурсы  и другие базы данных;

*самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения,  черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

*соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; использование своих прав и выполнение

своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного  коллектива.

В результате  изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • основные положения - Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;        .
  • организацию  защиты  населения  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных
    и чрезвычайных ситуациях;

•        приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
  • перечислять   последовательность  действий   при   оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвы
    чайной ситуации;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

« оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

         

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  • доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
  • перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

  • невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ

Раздел I.   Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.        Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

2.        Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

3.        Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

4.        Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II.   Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

5.        Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их по
следствия

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

6.        Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Раздел III.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7.        Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необхо^ димое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

1.6. Учебно - тематический план 

раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов по программе А.Т. Смирнова

Количество часов по  рабочей программе

Форма контроля

Раздел

Тема

Раздел

Тема

I

Обеспечение личной безопасности в по вседневной жизни

11

10

тест

1

Пожарная безопасность

3

3

2

Безопасность на дорогах

3

3

3

Безопасность на водоемах

3

3

4

Экология и безопасность

2

2

II

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

12

12

тест

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

9

5

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

7

К.р.

III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

12

тест

7

Основы здорового образа жизни

8

8

К.р.

8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

4

тест

Всего часов

35

34

2 к.р.

4 теста

1.7. Методические рекомендации и технологические подходы.

 С целью реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-коммуникационные, тестовые.

 При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные, наглядные, практические.

А также используются формы обучения и контроля: лекция,  практикум, семинар, ИКТ-презентация, самостоятельные и контрольные  работы, тест.

Применение лекционно-семинарского метода и модульного обучения позволяют учителю изложить учебный материал и высвободить тем самым время для более эффективного повторения вопросов теории и решения задач на последующих уроках в пределах отведенного учебного времени. Такая форма организации занятий позволяет усилить практическую и прикладную направленность преподавания, активнее приобщать учащихся к работе с учебником и другими учебными книгами и пособиями, обеспечив в результате более высокий  уровень подготовки школьников;  

Информационно-коммуникационные  технологии  делают процесс обучения более интересным и современным. Одним из достоинств  применения ИКТ-технологий в обучении способствует повышению мотивации учения,  позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю позволяет регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности  и дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

  •      Уроки – лекции. Как правило, это один-два часа, в течение которых излагается весь теоретический материал. На основе фронтальной беседы с классом, привлечение учащихся к объяснению учитель выясняет, как усваиваются вопросы теории. Достижению более эффективного конечного результата способствуют, элементы первичного контроля (например, ответы на вопросы,  тесты и т. д.). На этих же уроках рассматриваются случаи применения вопросов теории к решению несложных упражнений. Образцы решений показывает учитель или наиболее подготовленный учителем учащийся. Учебный материал доступный, поэтому лекции можно применять в 8 классе.

Учащиеся при этом конспектируют лекцию.

Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на лекции. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки решения основных типов задач. Обсуждаются подходы к решению опорных (ключевых) задач их оформление, используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.

 Уроки – семинары. Семинары, посвященные повторению, углублению, обобщению пройденного материала. На подготовку дается две недели (сообщается тема, основные вопросы теории, по которым будет проведен опрос, указываются номера задач из учебника, приемами,  решения которых должны владеть учащиеся, дается набор нестандартных упражнений, где нужно проявить творчество при их решении). Распределяются индивидуальные, групповые задания.

  • Уроки- презентации. Уроки – презентации проводятся и при изучении и при закреплении учебного материала. Учащиеся приобретают навыки работы с большим объемом информации, умение выделить проблему и наметить пути ее решения, развивают смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность.

В качестве методической и информационной поддержки преподавания используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки. 

1.8.  Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.

«ОБЖ» имеет многоаспектные связи с такими предметами как  биология, история, география, химия, физика, физическая культура. Комплексный урок позволяет решить вопрос конкретного овладения навыками оказания первой медицинской помощи, выживания в природной среде, спасение, пожаротушения и многие другие практические проблемы.

Использование межпредметных связей позволяет давать разностороннюю оценку явлений, формировать целостное представление  учащихся об окружающем мире, научить их ориентироваться в разнообразных ситуациях. Решение межпредметных заданий позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам, а также применению полученных знаний и умений в реальном мире.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся не только общеучебных, но и специфических умений и навыков: использование для познания окружающего мира.

Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

 Элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в изучении других предметах, что способствует формированию у  учащихся целостной картины окружающего мира, а также обеспечить непрерывность образования и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся.

Применении межпредметных связей на уроках ОБЖ.

1. Связь с математикой необходима при решении задач. Это не только умение делать математические расчеты, анализировать графики зависимости физических величин, но главное учитель развивает логику мышления учащихся при анализе формул. В 8-х  классах задачи на определение высоты объекта и определение ширины объекта (принцип подобия треугольника). При изучении « Правил безопасного поведения на дороге» дети вычисляют длину тормозного пути транспортного средства в зависимости от условий окружающей среды.

2. Знания учащихся, полученные на уроках химии, учитель использует при прохождении темы  «Аварийно химические опасные вещества», «Химические факторы загрязнения окружающей среды». « Обеспечение химической защиты населения». « Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

3. При изучении тем  «Биологическое действие радиации», «Звуковые волны», «Механические волны», «Оружие массового поражения – характеристика и способы защиты» учитель опирается на знания, которые дети усвоили на уроках физики.

4. Говоря о предмете ОБЖ, нельзя забывать о таких предметах, как биология и экология. Воспитание детей к бережному отношению к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих.  Безопасность на водоемах. Безопасность на дорогах. Умение различать съедобные и несъедобные растения, определять лекарственные растения и многое другое.

5. Невозможно на уроках ОБЖ обойтись без основы медицинских знаний.  Общие понятия о здоровье как  основной ценности человека. Оказание первой медицинской помощи: при  отравлениях химическими веществами, при травмах, переломах, утоплении.

6. Чрезвычайные ситуации природного происхождения – изучение данной темы это продолжение изучения тем «Цунами», «Землетрясения», «Геологические явления», «Метеорологические явления» в курсе географии. Знания о механической энергии (рек, ветра), об атмосферном давлении и способах его измерения; о способах теплопередачи и образовании ветра.

7.  Информатика помогает учащиеся создавать электронные презентации, проекты, буклеты, осуществлять поиск информации в Интернете.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

НРЭО в рамках учебного предмета «ОБЖ»

п/п

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Время

1.

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Причины, последствия.

10мин.

4

Причины дорожно - транспортных происшествий.

Права, обязанности, Ответственность граждан.

10мин.

5

Организация движения, обязанности пешеходов, пассажиров, велосипед-в

Государственная программа

безопасности движения

5мин.

2.

12

Аварии на радиационно-опасных объектах

Особенности ЧС техногенного характера

10мин.

13

Аварии на химически – опасных объектах

Возможные виды ЧС техногенного характера в Магнитогорске. Действия учащихся в случае ЧС.

10мин.

14

Пожары и взрывы на объектах экономики

Возможные виды ЧС техногенного характера в Магнитогорске. Действия учащихся в случае ЧС.

5мин.

3

16

Обеспечение радиационной безопасности населения

Способы защиты населения

10мин.

17

Обеспечение химической защиты населения

. Способы защиты населения

10мин.

20

Организация оповещения и эвакуация населения в условиях ЧС, возможных в г.Магнитогорске.

Способы оповещения, порядок эвакуации населения города

5мин.

4

23

Общее понятие о здоровье человека

Основные параметры и характеристики здоровья

15мин

24

Индивидуальное здоровье человека

Физическая духовная и социальная сущность здоровья

15мин.

28

Вредные привычки их влияние на здоровье

Характер влияния вредных привычек на здоровье

15мин.

5

29

Профилактика вредных привычек

Меры профилактики вредных привычек

15мин.

31

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

Виды первой медицинской помощи

10мин.

32

Первая помощь при отравлении химически опасными веществами

Способы оказания первой помощи при отравлении

15мин.

Итого

160мин.

2.Учебно-методическое обеспечение предмета

   Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38)

   

Учебник

Литература для      учителя

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.  

Основы безопасности жизнедеятельности.  8 кл.

-М., Просвещение, 2011 г.

1. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для 5-11 классов.- М., Просвещение,

2008 г.

2.ОБЖ тесты: И .К. Топорова  ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.

3.Календарно-тематическое планирование                                                                                   

        1. Программа. «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы». А.Т.Смирнова / М.: Просвещение, 2010 г.

        2. Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ М.: Просвещение 2011 г.

        3. Количество часов по программе: 34

        4. Количество часов регионального компонента: 2ч.40мин.(160мин.)

        5. Формы контроля:  тестирование  -4, контрольная работа -2

дата

№  урока

        Тема  урока

   Тип,

форма

 урока

  Содержание  учебного

          материала

          Знания

           Умения

 Формы

контроля

НРЭО

Методич.

обеспечен.

Домашнее

  задание

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

(10 часов)

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины, последствия

Комби-

ниров

Характеристика пожаров. Причины, последствия.

Типы и особенности пожаров, причины возникновения.

Классифицировать пожары, объяснять причины.

Устный опрос

Презентация

Учебник, глава 1

П 1.1

2

Профилактика пожвров, организация защиты населения.

Комби-

ниров.

Характеристика пожаров. Причины, последствия.

Типы и особенности пожаров, причины возникновения.

Классифицировать пожары, объяснять причины.

Устный опрос

Презентация

П 1.2

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

беседа.

Меры профилактики пожаров, государственная

противопожарная служба

Способы и меры избегания пожаров, противопожарной Служба

Соблюдать меры пожарной безопасности

Решение ситуаций

НРЭО

10мин.

Проблемные ситуации.

П 1.3

4

Причины дорожно --- транспортных происшествий.

Лекция

Закон «О пожарной безопасности», права, обязанности, Ответственность граждан.

Знание закона

Выработать потребность соблюдать закон

Ответ на вопросы

НРЭО

10мин

Текст закона

Глава 2

П. 2.1

5

Организация движения, обязанности пешеходов, пассажиров, велосипедов

Лекция с элем. Беседы

Статистика. Причины ДТП. Государственная программа

безопасности движения

Причины ДТП. Основные положения программы.

Сознательно соблюдать ПДД

Решение задач

НРЭО

5мин

Текст Программы

П 2.2

6

Состояние ДТП в городе, наиболее опасные участки дорог.

Беседа

Участники дорожного движения, их обязанности, правила безопасности

Организация и правила дорожного движения

Безопасного поведения на дорогах

Решение задач

Правила дорожного движения

П 2.3

7

Безопасное поведение на водоемах. Оказание помощи утопающим.

Лекция. Беседа

Состояние ДТП, опасные участки дорог, безопасная дорога в школу.

Статистика ДТП, способов избегания опасности на дороге.

Предвидеть и избегать опасностей на дорогах.

Оказывать помощь

Ответы на вопросы

Схемы дорог города

Глава з

П 3.1 - 3.3

8

Безопасный отдых на водоемах Магнитогорска

Комби-

нирв.

Правила поведения на водоемах и оказания помощи утопающим.

Особенности водоемов и правила безопасного поведения

Организовать безопасный отдых на воде

Решение ситуаций

Правила поведение на воде.

Глава 4

9

Экология и безопасность

Комби-

ниров.

Особеннгсти водоемов в окрестностях города.

Особенности

водоемов и возможных опасностей.

Сохранять здоровье при экологическом неблагополучии

Ответ на вопросы.

Схемы. Таблицы

П 4.1 - 4.2

10

Контрольный тест по темам 1-4

Лекция, беседа

Загрязнение окружающей среды, правила безопасного поведения.

Экологическая обстановка, правила повнедения

Выполнять тест

Опрос

Тестовый материал

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

( 5 часов)

11

Классификация ЧС техногенного характера, возможных на Южном Урале.

Комби-

ниров.

Чрезвычайные ситуации, возможные на предприятиях Южного Урала

Учебный  материал

Классифицировать ЧС техногенного характера

Устный опрос

Учебный фильм

Учебник

Глава 5

П 5.1

12

Аварии на радиационно-опасных объектах

Комби-

ниров.

Радиационные аварии и их возможные последствия

Особенности ЧС техногенного характера

Идентифицировать радиац.  аварии

Устный опрос

НРЭО

10мин

Учебный фильм

П  5.2

13

Аварии на химически – опасных объектах

Комби-

ниров.

Аварии на химических объектах их последствия

Характер данных аварий, последствия

Идентифицировать химические аварии

комбинированный

НРЭО

10мин

Учебный фильм

П 5.4

14

Пожары и взрывы на объектах экономики

Комби-

ниров

Пожары и взрывы на предприятиях, возможные последствия

Характер данных аварий, последствия

Идентифицировать данные ЧС

Устный опрос

НРЭО

5мин

Учебный фильм

П 5.6

15

Аварии на гидротехнических сооружениях

Комби-

ниров

Гидротехнические аварии, их последствия

Характер данных аварий, последствия

Идентифицировать данные ЧС

Тестирование

Тестовый материал

П 5.8

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

( 7 час )

16

Обеспечение радиационной безопасности населения

Лекция с

элемент

беседы

Меры радиационной безопасности населения

Способы защиты населения при радиационных авариях

Правильно действовать при радиационных  авариях

Решение задач

НРЭО

10мин

Плакаты

Учебник

Глава 5

П 5.3

17

Обеспечение химической защиты населения

Комби-

ниров.

Меры и способы химической защиты населения

Способы защиты населения при химических авариях

Правильно действовать при химических авариях

Решение задач

НРЭО

10мин

Тестовый

Материал

П 5.5

18

Защита населения от последствий аварий на пожароопасных объектах

Лекция с элемент беседы

Меры и способы защиты населения от пожаров и взрывов на производстве

Способы защиты от последствий пожаров и врывов

Правильно действовать при пожарах и взрывах

Решение задач

Учебный фильм

П 5.7

19

Защита населения от последствий гидродинамических аварий

Лекция, беседа.

Меры и способы защиты от гидродинамических аварий

Способы и меры защиты от последствий данных аварий

Правильно действовать при авариях

Решение задач

Карточки с задачами

П 5.9

20

Организация оповещения и эвакуация населения в условиях ЧС, возможных в г.Магнитогорске.

Лекция

Способы оповещения, порядок эвакуации населения города

Способы оповещения, порядок эвакуации

Правильно действовать при эвакуации населения

Опрос

НРЭО

5мин

Схема эвакуации

Глава 6

П 6.1- 6.2

21

Мероприятия по инженерной защите населения

Лекция

беседа

Мероприятия по инженерной защите

Способы инженерной защиты населения

Применять приобретенные знания

Опрос

Плакат

П 6.3

22

Контрольная работа по разделу № 2

Контро-

льный.

Учебный материал раздела

Учебный материал

Применять приобретенные знания

Работа с текстом

П 6.3

Основы здорового образа жизни (8 час)

23

Общее понятие о здоровье человека

Лекция

Здоровье человека, его качественные характеристики

Основные параметры и характеристики здоровья

Определять состояние и уровень здоровья

Опрос

НРЭО

15мин

Учебник

Учебник

Глава 7

24

Индивидуальное здоровье человека

Лекция с элемент беседы.

Параметры и характеристики

индивидуального здоровья

Физическая духовная и социальная сущность здоровья

Определять состояние своего здоровья

Решение проблемных ситуаций.

НРЭО

15мин

Опор-

ный конспек

П  7.2

25

Репродуктивное здоровье. Здоровье человека и общества

Лекция

Понятие репродуктивного здоровья. Здоровье человека и общества.

Способы поддержания репродуктивного здоровья

Сохранять репродуктивное здоровье

Опрос

Учебник

П 7.3

26

Здоровый образ жизни

Лекция

беседа

Понятие о здоровом образе жизни

Составляющие здорового образа жизни

Вести здоровый образ жизни

Решение проблемных ситуаций.

Учебник

П 7.3

27

Профилактика основных неинфекционных заболеваний

Лекция с

Элемент

Беседы

Неинфекционные заболевания, их профилактика

Основных заболеваний и способов профилактики

Избегать неинфекц.

Заболеваний

Тест

(выборочно)

Тестовый материал

П 7.4

28

Вредные привычки их влияние на здоровье

Комбини-

ров.

Вредные привычки. Влияние на здоровье

Характер влияния вредных привычек на здоровье

Воздерживаться от вредных привычек

Опрос

НРЭО

15мин

Учебник

П 7.5

29

Профилактика вредных привычек

Беседа

Меры профилактики вредных привычек

Способы профилактики

Активно противостоять вредным привычкам

Решение проблемных

ситуаций

НРЭО

15мин

Учебник

П 7.6

30

Контрольная работа по разделу № 3

контроль

Материал раздела

Учебный материал

Применять учебный материал

Решение задач

Учебный фильм

Текст работы

П 7.7

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи  (4 час )

31

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

Лекция

Беседа

Необходимость и виды первой медицинской помощи

Виды первой медицинской помощи

Определять необходимую помощь

Опрос

НРЭО

10мин

Плакат

Учебник

Глава 8

32

Первая помощь при отравлении химически опасными веществами

Лекция

Помощь при отравлении химически опасными веществами

Способы оказания первой помощи при отравлении

Оказывать первую помощь при отравлении

Решение задач

НРЭО

15мин

Плакат

П 8.2

33

Первая помощь при травмах

Лекция

беседа

Виды травм и способы помощи

Правила оказания помощи при травмах

Оказывать помощь при травмах

Опрос

Аптечка

Плакат

П 8.3

34

Контрольный тест по разделу № 4

Контроль

Материал раздела

Учебный материал

Применять учебный материал

Тестирование

Тесты

 

                       

4. Характеристика контрольно-измерительных материалов

       Контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня .

  Для составления  контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе М.: Просвещение, 2006 г.
  • АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти  и учебного года.

         Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

         

5.Приложение.

5.1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению

письменных работ и проверке тетрадей

Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

  • Говорить или писать на тему конкретно, точно;
  • Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  • Излагать материал логично и последовательно;
  • Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Для речевой культуры учащихся важно умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.

Работа учителя по осуществлению  единых требований к  письменной речи учащегося.

Основными видами письменных работ являются:  текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические работы,  итоговые контрольные работы.

Количество и назначение ученических тетрадей:

  Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ по ОБЖ должны иметь 1-у общую тетрадь из 12-18 листов.

Требования к оформлению и ведению тетрадей:

-используются стандартные  общие тетради или тетради из 12-18 листов;

-писать аккуратным, разборчивым почерком.

-на обложке делается запись:      

Тетрадь

для  ________________работ

по ОБЖ

ученика (цы)_______класса

МОУ «СШИ №2»

фамилия______________________

имя_______________

-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 04.09.09)

-записать  тему урока.

- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, контрольная,  тест).

-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.

-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы 2 клеточки.

-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, чертежи.

-делать записи синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать  в тетрадях красной пастой.

Порядок проверки письменных работ учителем:

-контрольные работы по возможности проверяются к следующему уроку;

 Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в классный журнал. 

-за самостоятельные обучающие  работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;

-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

      Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа.

5.2. Нормы оценок. 

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти  и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма  проверки знаний.

         Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

         Оценка устных ответов учащихся.

       Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

       Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

       Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

        Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

        Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

       При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов  

Оценка письменных контрольных работ.

        Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

        Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

        Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

        Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

        Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

         Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

        Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

        Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

         Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

          Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

          Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

   Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему,  так и глубине.

5.3  Дополнительная литература

Литература для      учителя

1. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для 5-11 классов.- М., Просвещение,

2008 г.

2.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова  ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.

5.4. Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3478683/

Учебные видеофильмы:

 «Улица полна неожиданностей…»

 «Оружие Геноцида (осознание)»

 «Травматизм (правила оказания первой помощи)»

« Право на жизнь (наркотик-знак беды)»

 «Алкоголь. Признать виновным!»

 «ВИЧ - знать, чтобы жить»

5.5. лист коррекции

Лист коррекции по ОБЖ в 8а,8б, классе

 четверть 2012-2013 учебный год

Учитель: Телевных.Е.А.

Уроки, которые требуют коррекции

Уроки, содержащие коррекцию

Форма коррекции

дата

№ урока

тема урока

причина коррекции

дата

тема урока

Зам. директора по УВР: __________________/Л.Н. Постникова/

5.6. контрольно-измерительные материалы.

Тестыдля проверки уровня теоретических знаний

по предмету: «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8 класс)

 (разработано ТГ учителей ОБЖ школ города Магнитогорска)

1. Как называется сигнал оповещения населения о чрезвычайной ситуации:

1.1. «Химическая тревога».

1.2. «Воздушная тревога»

  1.3. «Внимание всем!»

2. Укажите действия населения по сигналу оповещения «Внимание всем!»:

2.1. Укрыться в ближайшем убежище.

2.2. Надеть средства индивидуальной защиты, покинуть помещение.

2.3. Включить радио (телевизор), прослушать информацию штаба ГОЧС.

3. Соотнесите название стихийного явления «Буря» и скорость ветра (в км/час):

3.1. 40;

3.2. 90;

3.3. 140.

4. Начальником гражданской обороны объекта образования является:

4.1. Учитель ОБЖ.

4.2. Заместитель директора школы.

4.3. Директор школы.

5. Назовите известный Вам параметр, характеризующий качество природной окружающей среды:

5.1. Допустимая концентрация.

5.2. Предельно допустимая концентрация.

5.3. Предельно допустимый выброс.

6. Причиной опасной ситуации на дороге является:

6.1. Несовершенные правила дорожного движения.

6.2. Движущийся транспорт и обгоняющий автомобиль.

6.3. Посторонний шум в двигателе.

7. Где и когда был впервые сбит автомобилем пешеход?

7.1. В Петербурге в 1901 г.

7.2. В Англии в 1896 г.

7.3. В Мюнхене в 1898 г.

8. Что является треугольником огня?

8.1. Количество горючего вещества, брошенный окурок, паника.

8.2. Ядовитый дым, плохая видимость, электроток.

8.3. Источник тепла, горючее вещество, кислород.

9. При задымлении жилого помещения необходимо:

9.1. Открыть окна и двери.

9.2. Прикрыть рот и нос влажным полотенцем или носовым платком и двигаться к выходу.

9.3. Прикрыть рот и нос влажным полотенцем или носовым платком, и ползком вдоль стены двигаться к выходу.

10. Укажите верную последовательность действий при нанесении прекардиального удара:

10.1. Нанести удар по грудине, уточнить место нанесения удара: 2–3 см выше мечевидного отростка, убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток.

10.2. Уточнить место нанесения удара: 2–3 см выше мечевидного отростка, нанести удар по грудине, убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток.

10.3. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток, уточнить место нанесения удара: 2–3 см выше мечевидного отростка, нанести удар по грудине.

11. Приведите доказательства существования военной опасности, затрагивающей национальные интересы России:

11.1. Массовые миграции отдельных категорий граждан.

11.2. Наличие в отдельных районах мира очагов военных конфликтов.

11.3. Всплеск терроризма в мире.

12. На какое время накладывается кровоостанавливающий жгут зимой.

12.1. Не более одного часа;

12.2. Не более двух часов

12.3. Не более трех часов.

13. Назовите одну из возможных причин возникновения цунами антропогенного происхождения.

13.1. Подводные ядерные взрывы;

13.2. Надводные ядерные взрывы;

13.3. Человек и его техническая деятельность.

14. Как выходить из зоны химического заражения, учитывая направление ветра?:

14.1. По направлению ветра;

14.2. Перпендикулярно направлению ветра;

14.3. Против ветра.

15. Область пониженного давления в атмосфере это:

15.1. Антициклон;

15.2. Циклон;

15.3. Ураган.

16. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты Вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить?

16.1. 2 % раствором борной кислоты;

16.2. 2% раствором уксусной или лимонной кислоты;

16.3. 2%-м мыльным раствором.

17. Двигательная активность-это:

17.1. Сумма движений выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности;

17.2. Активная физическая работа;

17.3. Движения, выполняемые человеком в процессе какой-либо работы.

18. Из перечисленных ниже признаков выберете указывающие на наркотическое отравление:

18.1. Повышение умственной способности;

18.2. Сужение зрачков и ослабление их реакции на свет;

18.3. Покраснение кожи.

19. Болезнь, возникающая при воздействии на организм ионизирующих излучений в дозах, превышающих предельно допустимые, называется:

19.1. Кома;

19.2. Гемофилия;

19.3. Лучевая болезнь;

20. По принятой в Российской Федерации 12 – балльной шкале опасными для зданий и сооружений считают землетрясения с интенсивностью в…

20.1. 5 баллов;

20.2. 6 баллов;

20.3. 7 баллов.

21. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 21 м/с:

21.1. Шторм;

21.2. Вьюга;

21.3. Торнадо.

22. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой) – это:

22.1. Подтопление;

22.2. Затопление;

22.3. Затор.

23. С какой периодичностью возникают выдающиеся наводнения?

23.1. 20 - 25 лет;

23.2. 50 – 100 лет;

23.3. 100 -200 лет.

24. Какие качества человека наиболее полно гарантируют безопасность человека при встрече с преступником?

24.1. Милосердие;

24.2. Доверчивость;

24.3. Осмотрительность.

25. В каком ряду можно ехать по дороге на велосипеде?

25.1. В любом ряду;

25.2. Не дальше одного метра от тротуара;

25.3. Не дальше второго ряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « Краеведение»  для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История»  для 5 - 9  класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11  класса. базовый уровень,  Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...