Психологические основы выживания в природных условиях.
презентация к уроку по обж (6 класс) на тему

Воротынцева Ирина Васильевна

Технологическая карта урока  ОБЖ, 6кл.в соответствии с ФГОС на тему "Психологические основы выживания в природных условиях".

учебник ОБЖ под редакцией В.Н. Латчука. Разработка содержит призентацию к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Глава 1. Экстремальные ситуации в природных условиях

Урок 3

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь , письменные принадлежности, мультимедийный проектор

Разработчик урока: Воротынцева Ирина Васильевна, учитель ОБЖ Ікат.,  Яблоновский филиал МБОУ СОШ №1 с. Новосысоевка

Тема урока

Психологические основы выживания  в природных условиях

Дата урока

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Способствовать  формированию у учащихся представлений о психологических основах выживания в природных условиях.

Образовательные ресурсы

  • А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов Учебник Основы Безопасности Жизнедеятельности-М.: Дрофа, 2016
  • Презентация «Психологические основы выживания  в природных условиях»

План урока

1.Что помогает человеку выжить в трудных природных условиях?

2. Внимание.

3.Ощущение и восприятие

4. Память и мышление.

5.Воображение.

6. Для чего развивать психические процессы?

Личностно значимая проблема

Умение управлять собой - значит выжить.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично - поисковый, практический

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять значение психических процессов для жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, развивать психические процессы

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Выражают устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Организационная структура урока

Этапы урока

Время  (мин)

Обучающие

 и развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы контроля

  1. Мотивация к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Использует  приём «Картинная галерея».

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

 По картинкам определяют психические процессы.

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

  1. Актуализация знаний

7

беседа

Организует беседу по вопросам:

- Что такое психические познавательные процессы?

-Зачем человеку быть внимательным, наблюдательным?

- Как вы понимаете термин «мышление»?

- Зачем человеку уметь управлять собой, своими мыслями, чувствами?

Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё собственное мнение.

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы

  1. Изучение нового материала

25

  1. Презентация

«Психологические основы выживания  в природных условиях».

  1. Приложение № 1 на стр.192 (учебник)
  2. Работа с терминами.
  3. Анализ ситуации (Робинзон Крузо)

1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Даёт задание: найти отличия, по истечении времени останавливает работу.

Наблюдает за деятельностью учащихся, определяет победителя.

3.Организует работу по изучению новых терминов (Внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).

4. Организует работу над текстом и последующую беседу по вопросам:

- Что помогло Робинзону Крузо выжить ?

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Каждый учащийся  в паре записывает в тетрадь найденные отличия.

В паре поочерёдно зачитывают отличия, вычёркивают повторяющиеся в записях. Определяют победителя, у которого записано больше отличий.

3. Работают с текстом учебника, словарём, определяют смысл понятий.

4. Работают с текстом учебника

1. Индивидуальная работа

2.   Работа в парах.

3. Групповая работа

4. Индивидуальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: определяют последовательностьпромежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

2.Задание в тетради

IV.  Первичное осмысление и закрепление изученного.

6

Задание в Приложении №1

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Познавательные: Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируется в учебнике.

Проверка выполнения задания

  1. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Важно ли человеку уметь управлять собой, своими мыслями, чувствами?

- Какую пользу приносит человеку внимательность?

- Необходимо ли развивать человеку психические процессы?

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний о психических процессах  для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§3, зад. 6; 14

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические основы выживания в природных условиях. Маслов А.Г, В.В. Марков, В.Н. Латчук , М.И. Кузнецов Основы безопасности жизнедеятельности, учебник 6 кл.-М.: Дрофа, 2016 Учитель ОБЖ: Воротынцева И.В. Яблоновский филиал МБОУ СОШ №1 с. Новосысоевка

Слайд 2

Картинная галерея Назовите психические познавательные процессы Воображение, наблюдательность, память, внимание, ощущение, мышление, восприятие

Слайд 3

Вопрос: Как вы думаете, что помогает нам в трудных природных условиях? Правильный ответ: Умение управлять собой

Слайд 4

Внимание – способность, концентрировать своё сознание на тех предметах и явлениях, которые сейчас важны. Проверьте себя, внимательны ли вы? Найдите на рисунке двух женщин.

Слайд 5

Запомните: чтобы научиться правильно ощущать, воспринимать мир вокруг себя, анализировать, хорошо усваивать и уметь рассказать то, что необходимо, решить любую жизненную проблему, придумать что-то новое, надо быть внимательным.

Слайд 6

Ощущения – это впечатления, которые мы получаем об отдельных свойствах предметов и явлений при помощи наших органов чувств: глаз, ушей, пальцев, кожи, языка. Восприятие - целостное впечатление о том или ином предмете, человеке, ситуации, явлении. Задание : Найди в тексте учебника на стр.20 результаты психологических опытов, прочти и проанализируй.

Слайд 7

Запомните: чем больше человек будет знать, тем увереннее будет чувствовать себя в любой, даже чрезвычайной ситуации

Слайд 8

Память - способность запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать следы впечатлений. Упражнение «Фотограф» 1 учащийся отворачивается от ребят, которые участвуют в испытании. 5-6 человек принимают какие- нибудь позы. По команде учителя «Стоп» ф иксируют своё положение, и каждый участник запоминает его. Тренируемый, стоящий до этого спиной, поворачивается к ним лицом и в течение 10 сек. запоминает позы ребят. Затем отворачивается, а ребята в течении 10 сек. выстраиваются в шеренгу у него за спиной. Тренируемый поворачивается и в течении 10 сек. расставляет группу в «сфотографированном положении». Остальные ученики выступают в роли судей.

Слайд 9

Продолжи предложение: Непроизвольная память ---- Произвольная память -------- Совет : если затрудняетесь, обратитесь за помощью к учебнику на стр. 22

Слайд 10

Запомни: выживание в экстремальной ситуации в условиях автономного существования в природе сильно зависит от уровня развития мышления.

Слайд 11

Назовите психический процесс Ответ: Воображение переходящее в страх

Слайд 12

Запомните: чрезмерное увлечение воображением картин возможного несчастья равносильно тому, что мы сами планируем себе такие ситуации и это может превратиться в действительность. Ведь при этом снижаются острота ощущений и восприятия, внимательность и наблюдательность, хуже становится память и способность думать. Это приводит к развитию чувства страха и как следствие стресса, сильного напряжения, снижающего возможность удачно действовать для своего спасения.

Слайд 13

Подумайте: какое самое важное условие для выживания человека? Ответ: Желание выжить! Установка на выживание включает три элемента: Осознание ( Я отдаю себе отчёт в том, что я один в незнакомом месте…) Оценка («Я не растеряюсь, не испугаюсь, со мной всё будет хорошо!») Поведение («Я вспомню всё, чему меня учили. Я ничего не боюсь, буду внимательным, наблюдательным… У меня всё получится!»)

Слайд 14

«Рефлексивный экран» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… у меня получилось … теперь я могу… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Выскажи одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 16

Используемая литература: Баленко С.В. Школа выживания –М.: Школа выживания, 1992 Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк, 1995 Матвеев В.С. Загадки и резервы психики. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990 Маслов А.Г, В.В. Марков, В.Н. Латчук , М.И. Кузнецов Основы безопасности жизнедеятельности, учебник 6 кл.-М.: Дрофа, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ АВАРИИ"

познакомить обучающихся с приёмами выживания в природных условиях после аварии...

"Основы выживания в природных условиях" открытое занятие

Тема занятия: «Выживание в природных условиях»Продолжительность занятия: 25 минут.Цель занятия: Ознакомление с правилами поведения в экстремальной ситуацииЗадачи:Обучающая: Научить практически и...

Разработка урока ОБЖ: Психологические основы выживания в природных условиях. 6 класс

Урок позволяет учащимся получить представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен ...

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....

Урок- проект по теме: «Остаться в живых» Способы выживания в природных условиях 6 класс ОБЖ

Организация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством  применения проектной технологии, направленной на решение творческих, социально-значимых проблем. Данный урок -проек...

Урок ОБЖ 6 класс по теме"Психологические основы выживания в природных условиях"

Урок разработан в соответствии с требованиями к современному образованию...

Сценарий. Игра–викторина: « Выживание в природных условиях»

1.     В занимательной форме проверить уровень знаний учащихся по заданной теме. Согласно планируемым результатам обучения воспитанники должны:- знать типичные причины ситуации авт...