«Методы проблемного подхода в обучении ОБЖ»
статья по обж на тему

Чувалева Татьяна Николаевна

Материал подготовлен для выступления на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_po_obzh.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ «УСАДОВСКАЯ СОШ»)

Выступление на ШМО

учителей естественно  - математического  цикла

«Методы проблемного подхода в обучении ОБЖ»

                   

Чувалева Татьяна Николаевна
учитель  ОБЖ1кв.категория

 

2018 год


     

Изменившееся качество жизни требует от современного выпускника школы не столько умений выполнять указания, сколько умений решать проблемы жизни самостоятельно.
Требуется человек, который:
- начинает воспринимать себя по-иному;
- более полно принимает себя и свои чувства;
- становится более уверенным в себе и автономен;
- ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
- становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
- начинает принимать и понимать других людей.
     Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.
     Таким образом, изменился социальный заказ школе (от человека знающего к человеку умеющему).
     Если перед современной школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
     Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Если учитель овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка современного учителя особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
     По мнению польского ученого В. Оконя, сущность проблемного обучения заключается в создании перед обучающимися проблемной ситуации и поиску способов ее решения, либо при непосредственном участии учителя, либо самостоятельно. В ходе решения проблемы обучающиеся не только овладевают мыслительными приемами (анализом, синтезом, обобщением и др.), но главное, что знания они получают не в готовом виде, а добывают сами. Доказано, что никакой другой материал так прочно не усваивается, как тот, с которым самостоятельно работал ученик.
      Технология проблемного обучения направлена на то, чтобы научить учащихся применять знания для решения поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, т.е. формировать цели и программы развития познавательной самостоятельности и творческих способностей.
      Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
     Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, «проблема» – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
     Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.
            Обучение учащихся приемам умственной деятельности – это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нетипичных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга – она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть метод обучения.
     Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической, учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.
     Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.
     Цель проблемного обучения - не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельной деятельности ученика и развития его творческих способностей.
      В основе организации цели процесса проблемного обучения стоит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
     При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, чтобы в необходимых случаях при объяснении содержания наиболее сложных понятий систематически создавать проблемные ситуации, сообщать учащимся факторы и организовывать их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развиваются внимание, воля, творческое воображение.
      Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.
      Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
     Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить это явление, факт, не может достичь цели известным ему способом, поэтому он пытается искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблемы.
     Педагогической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема – поиск способов ее решения – решение проблемы.
     Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: возникновение проблемной ситуации; осознание сущности затруднения и постановка проблемы; нахождение способа решения проблемы путем догадки или

выдвижения предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.
     Функции проблемного обучения: усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; формирование диалектико-материалистического мышления учащихся; воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественное отображение действительности).
     Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.
     Можно выделить наиболее характерные типы проблемных ситуаций.
     Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
     Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
      Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа.
     Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
     Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:
1) можно использовать алгоритм решения ранее поставленных проблем при создании новых ситуационных задач;
2) решение встречавшихся ранее проблем, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний, укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически все проблемы разрешимы – для этого надо иметь больший запас знаний;
3) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке, обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;
4) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися самостоятельного решения.
      Проблемный метод обучения можно использовать на следующих формах учебных занятий:
1.На основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа); структурированные дискуссии (групповая работа); проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).
2.На основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная и групповая работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа).
3.Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки: урок-аукцион; урок-пресс-конференция; урок-защита диссертации; урок-суд; учебный мозговой штурм; урок-интервью и т.д.
     Структурными элементами проблемного урока можно выделить: актуализация прежних знаний учащихся; усвоение новых знаний и способов действия; формирование умений и навыков.
     Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов

поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснования гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.
     Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.
     Как показывает практика, проблемное обучение можно успешно использовать в преподавании ОБЖ. Следует отметить, что не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает истинную проблемную ситуацию. Так, например, вопросы типа: «Как называется шкала оценки силы ветра?», «Когда впервые было применено ядерное оружие в военных целях?» - с психолого-дидактической точки зрения не являются проблемными, т.к. ответ на них можно получить из справочной литературы без какого-либо участия мыслительного процесса. Проблемная задача обязательно должна вызывать умственную активность. Учитывая, что содержание проблемного обучения представляет систему учебных задач различного уровня сложности, то следует дифференцированно подходить к их решению. Рассмотрим некоторые примеры проблемного обучения на уроках ОБЖ.
     Так, в 6 классе на уроке по теме «Аптечка. Природные лекарственные средства» после выяснения состава медицинской аптечки перед учащимися может быть сформулирована проблема: что делать, если аптечки в экстремальной ситуации не оказалось рядом? Эта проблемная задача позволяет учителю не только перейти к изучению природных лекарственных средств, но и мотивировать ребят к теоретическому исследованию данного вопроса. Работая с гербариями растений и справочной литературой, шестиклассники изучают морфологические особенности представителей лекарственной флоры, их лечебные свойства и применение. При этом внимание учащихся следует акцентировать на лекарственных растениях, произрастающих в данной местности.
     Проблемное изложение материала можно использовать и в 7 классе при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера. Например, на уроке по теме «Землетрясения, причины их возникновения» учитель начинает объяснение нового материала с того, что приводит примеры крупнейших землетрясений ХХ-ХХI вв., дает определение стихийного бедствия, а затем ставит перед учащимися проблемную задачу: «Каков механизм возникновения землетрясений?». В результате создается ситуация познавательного затруднения. После чего учитель не просто «излагает материал», а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные причины возникновения землетрясений. На таких примерах учащиеся учатся логике рассуждений при решении проблем, их анализу, глубже усваивают учебный материал.
      Проблему, обозначенную на уроке учителем, учащиеся могут решать и самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. Так, при изучении темы «Загрязнение атмосферы» в 8 классе обучающимся можно предложить следующую проблему: «Каково состояние атмосферного воздуха в школе?». Ее решение предполагает выполнение не только теоретических, но и практических исследований, которые потребует новых знаний и овладения новыми умениями.
      И, наконец, высший уровень проблемного обучения – проблему ставят и решают сами ученики. Как правило, он применяется только в старших классах, когда обучающиеся уже имеют достойную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им поставить проблему и решить ее. В этом случае задача учителя ОБЖ состоит в том, чтобы нацелить ребят на постановку проблемы и стимулировать их познавательную активность. Этот уровень проблемного обучения может быть успешно реализован на уроках ОБЖ и в 9 классе, где ряд тем предполагает самостоятельную постановку и решение проблемы. Например, «Как защитить организм от переутомления?», «Сколько лет жить человеку?». Следует отметить, что подобные проблемные задачи носят метапредметный характер и требуют творческой переработки учебной информации, полученной при изучении биологии, химии и др.
     

Исходя из вышеизложенных фактов, можно сделать вывод, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как формирует гармонически развитую личность. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску, а следовательно, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
     Применение на уроках ОБЖ проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению данного предмета, а с другой – работать с группами обучающихся, которые имеют различный уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.

Используемая литература:
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории /М.И. Махмутов – М.:Педагогика, 1975. – 368 с.
4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.– М.: Рус.яз.,1985
6. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин – М. Педагогика, 1980. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Использование современных педагогических технологий при реализации проблемного подхода к обучению»

Поиски ответов гн только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

За время работы учителем я поняла, что каждый ребенок – одаренная личность. И моя задача – помочь моим ученикам раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, создать для них такие условия, ...

Выступление на методическом объединении на тему: «Проблемный подход к обучению школьников в свете внедрения ФГОС»

Статья отражает принципы технологии проблемного обучения. Даёт рекомендации ( из опыта работы) по подготовке , проведению  проблемно- диалогических уроков и их анализу....

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Проблемный подход в обучении математике

Проблемный подход в обучении способствует развитию интеллектуальных способностей учеников, т.к. включает их в самостоятельную поисковую деятельность, создает внутренние условия для усвоения ими знаний...

Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии...