Конспект и рабочая карта к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Антиобщественное поведение и его опасность".
план-конспект урока по обж (5 класс)

Chepuhina Svetlana

Конспект  и рабочая карта к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Антиобщественное поведение и его опасность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Антиобщественное поведение и его опасность».

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие – расширить понятие о правилах безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
  2. Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
  3. Воспитательные – формирование навыков поведения в криминогенных ситуациях,  умения предвидеть и предупредить опасность, при необходимости уметь обратиться в соответствующие службы экстренной помощи, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности, формирование у учащихся оценочных суждений различных ситуаций, способности эмоционально и адекватно реагировать, готовности принимать правильное решение самостоятельно.

Тип урока: комбинированный.

Время урока: 40 минут.

Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в криминогенных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных  задач.

Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)

Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.

Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:

  • учащиеся должны усвоить основные правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях, навыки поведения в таких ситуациях;
  • сформировать представление о причинах возникновения криминогенных ситуаций, мерах личной безопасности при общении с незнакомыми людьми;
  • осознать опасность и последствия антиобщественного поведения.

Оборудование: 

Для учителя: план - конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Антиобщественное поведение и его опасность».

Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока, учебник.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2016.

Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. «Минутка безопасности» (вопросы ПДД)
  4. Изучение нового материала:
  • Антиобщественное поведение;
  • Криминогенные ситуации, причины их возникновения;
  •  «Портреты» преступников;
  • Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенных ситуаций.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Итоги  урока.
  3. Домашнее задание.

Эпиграф к уроку:

«Твоя безопасность в твоих руках».    

Ход урока:

Этап урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

Организационный момент (2 мин.)

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе.

Проверка домашнего задания

(5 мин.)

(2 мин.)

Учитель предлагает учащимся приступить к работе с РАБОЧИМИ КАРТАМИ (далее РК): выполнить задание №1 (по вариантам) – вставить пропущенные слова.

Учащиеся выполняют задание письменно в РК.

Учитель предлагает учащимся, сидящим за одной партой, по окончании работы, обменятся рабочими картами, проверить и оценить выполненное задание.

Учитель читает предлагаемые ответы на вопрос теста.

Учащиеся анализируют  выполнение работы друг друга. Выставляют оценки.

«Минутка безопасности»

(1 мин.)

Учитель задаёт вопрос по правилам дорожного движения: «Как поступить, если при переходе проезжей части, если ты уронил какую – либо вещь?»

Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный ответ: закончить переход и попросить взрослого пешехода помочь достать вещь.

Изучение нового материала

(19 мин.)


Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди,  относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но, увы, случается нередко, что встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и здоровью, вашему имуществу.

- Как  вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Правильно, тема нашего урока: «Антиобщественное поведение и его опасность».

- Попытайтесь назвать, что мы должны изучить на уроке?

  1. Учащиеся отвечают: о преступниках, о преступлениях, как не стать жертвой преступления, о правилах личной безопасности.
  2. Записывают тему урока.
  3. Учащиеся формулируют, что должны изучить:
  1. Что такое антиобщественное поведение, криминогенная ситуация?
  2. Правила поведения в криминогенных ситуациях.
  3. Меры личной безопасности при общении с незнакомцами.

С каждым годом учащаются случаи хулиганства на улицах, разбойных нападений, грабежей.

- Как можно назвать ситуации, о который я сказала?

Правильно, криминогенные ситуации.

Выполнение  задания № 2.1 РК.

Эти ситуации направлены против норм и правил, установленных в обществе и поэтому их можно назвать антиобщественными.

- Сделайте вывод: Антиобщественное поведение – это…..

Кто и зачем нарушают эти правила?

Ответы учащихся:  преступные, криминальные.

Записывают полученное определение в тетрадь.

Примерные ответы: Антиобщественное поведение – это поведение, направленное против норм и правил, установленных в обществе. Такое поведение характерно для преступников, которые преследуют различные цели: завладеть чужим имуществом, обмануть и т.д.

Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путём. К ним относятся воры, грабители, мошенники, хулиганы и насильники.

Предлагаю посетить музей МВД, посмотреть галерею «портретов» преступников.

Задание № 2.2. 

Учащиеся смотрят презентацию.

Это наиболее характерные портреты преступников, с которыми желательно избегать встреч в повседневной жизни.

Обратим внимание на ещё один тип опасного человека – это пьяный человек.

- Как вы думаете, пьяный человек – это преступник?

Пьяный человек может пристать к вам на улице, в транспорте и в общественном месте. Поступки пьяного бесконтрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей надо избегать.

Примерные ответы:

Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако, он опасен для остальных.

Физкультминутка

(1 мин.)

Ребята сейчас прервемся на физкультминутку.

Упражнение для глаз: Закройте глаза и напишите глазами  свое имя.

Упражнение для дыхания 3 раза.

Молодцы! Закончили упражнения, садимся.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений

Мы с вами рассмотрели характеристики людей, которые пытаются добиться своей цели преступным путем. Что бы избежать криминогенных ситуации и встреч с подобными людьми нужно соблюдать правила личной безопасности.

- А что значит соблюдать правила личной безопасности?

Задание №2.3. Записать в тетрадь определение:  

Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми.

Чтобы обеспечить личную безопасность, необходимо выработать умение отказываться от нежелательного общения. Необходимо соблюдать ряд общеизвестных правил личной безопасности.

-Назовите эти правила.

Примерный ответ:

Соблюдать правила личной безопасности – это значит вести себя так, чтобы с тобой не случилось беды, неприятности.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Примерный ответ:

не разговаривать с незнакомцами, не принимать от них подарки, не гулять поздно вечером, не садится в чужую машину без родителей и т.д.

Учитель предлагает учащимся сделать выводы по изученной теме.

Примерный ответ:

Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путём.

Что бы избежать криминогенных ситуации и встреч с подобными людьми нужно соблюдать правила личной безопасности.

       Чтобы обеспечить личную безопасность, необходимо выработать умение отказываться от нежелательного общения.

Необходимо соблюдать  правила личной безопасности.

Закрепление нового материала

(7 мин.)

Учитель предлагает выполнить

задания  № 3.1-3.5 в РК (выбор задания по желанию, за каждое выполненное задание по 1 баллу)

Учащиеся выполняют задания в РК.

Рефлексия

(1 мин.)

Учитель использует технику «рефлексивная мишень».

Задание №4.

Ученик ставит метки в РК в сектора,  соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

Итоги урока

(1 мин.)

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

Домашнее задание

(1 мин.)

Составьте список своих действий в любой из описанных ниже ситуаций:

  1. на улице к вам обращается незнакомый человек с просьбой помочь ему найти дом, клуб, магазин;
  2. в общественном транспорте к вам начал приставать пьяный человек;
  3. на улице вам предлагают принять участие в беспроигрышной лотерее;
  4. в общественном транспорте к вам пристала «попрошайка»;
  5. в салоне автобуса под сиденьем вы обнаружили бесхозную сумку;
  6. идёте к подъезду своего дома и видите, что незнакомый человек наблюдает за вами.

Делают записи в дневнике

Эпиграф к уроку:

«Твоя безопасность в твоих руках»

РАБОЧАЯ КАРТА

Тема: Антиобщественное поведение и его опасность.

  1. Проверка домашнего задания. Вставьте пропущенные в тексте слова:

1 вариант

«Правилами безопасного поведения на воде запрещается:

  • нырять и прыгать в воду в ________________  ____________________;
  • заплывать за _______________;
  • выплывать на судовой ход и приближаться к судам;
  • устраивать в воде игры, связанные с _____________________;
  • далеко заплывать на ____________________  ______________________ или

_______________________ ».        

2 вариант

«Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен __________________   ____________________ лёд;
  • на участках, запорошенных снегом, лёд _________________ и ________________;
  • в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее _________________ лёд».  

  1. Изучение новой темы.

2.1. Закончите фразу: “Криминогенная ситуация – это…” Запишите определение в тетрадь.

а) это ситуации уголовного характера, которые относятся к преступлениям.

б) преступление

в) преступная обстановка

  1. Просмотр презентации. Наиболее характерные «портреты» преступников:
  • Вор – это преступник, занимающийся воровством.
  • Грабитель – это преступник, который занимается грабежом, открытым похищением чужого имущества.
  • Мошенник – это преступник, который занимается хищением чужого имущества путём обмана или злоупотреблением доверия.
  • Хулиган – это человек, который умышленно совершает действия, грубо нарушающие общественный порядок, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
  • Насильник – это преступник, заставляющий человека что-то делать против его воли, оказывающий принудительное воздействие на кого-то, нарушающий чужую неприкосновенность.

  1. Запиши определение в тетрадь.   Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми.

  1. Закрепление.  
  1. В каких сказках герои попадают в ситуации криминогенного характера?

 

                 “Гуси – лебеди”2017

                 “Красная шапочка”

                 “Колобок”

                 “Волк и семеро козлят”

                 “Три поросенка”

                 “Золушка”

                 “Репка”

  1. Ситуационная задача: Ты идешь из школы. Вдруг около тебя останавливается дорогой автомобиль. Ты с восторгом думаешь: “Вот бы мне покататься на такой машине!”. И вдруг машина останавливается, и водитель спрашивает тебя: “Нравится? Хочешь, прокачу?”.

            Что ты скажешь, и какими будут твои действия? Отметь правильный ответ.

а) “Нет, спасибо. Я к незнакомым людям в машину не сажусь”. И быстро уйдешь.
б) “Спасибо, с удовольствием”. И сядешь в машину.
в) “Конечно, а не могли бы Вы отвезти меня домой? И сядешь в машину.

3.3. Восполните пропуски в перечне советов по поведению в опасных ситуациях.

Советы по поведению в опасных ситуациях:

  1. умейте вовремя увидеть__________________________________________________;
  2. не ждите, когда подскажут, _______________________________________________;
  3. быстро принимайте______________________________________________________;
  4. умейте преодолевать_____________________________________________________;
  5. будьте настойчивы и упрямы в ____________________________________________;
  6. умейте______________________________________________, если это необходимо;
  7. старайтесь импровизировать, находить новые решения;
  8. не сдавайтесь до конца.

3.4.К какой категории относятся данные ситуации (соедини стрелками):

Криминогенная ситуация

Ограбление
воровство
возгорание
насилие
вымогательство
убийство
пожар в квартире

ссора с другом
затопление
потеря ключа от квартиры

Не криминогенная ситуация

3.5. Расшифруй ребус: В какую ситуацию криминогенного характера попал ученик 5 класса?

http://festival.1september.ru/articles/578125/img1.gif

Ответ:_______________________.

  1. «Рефлексивная мишень».

Image2445

  1. Домашнее задание:

Составьте список своих действий в любой из описанных ниже ситуаций:

  1. на улице к вам обращается незнакомый человек с просьбой помочь ему найти дом, клуб, магазин;
  2. в общественном транспорте к вам начал приставать пьяный человек;
  3. на улице вам предлагают принять участие в беспроигрышной лотерее;
  4. в общественном транспорте к вам пристала «попрошайка»;
  5. в салоне автобуса под сиденьем вы обнаружили бесхозную сумку;
  6. идёте к подъезду своего дома и видите, что незнакомый человек наблюдает за вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ 5 класс - тема: "Антиобщественное поведение и его опасность"

Урок ОБЖ 5 класс - тема: "Антиобщественное поведение и его опасность",Мтериал содержит план-коспект урока, презентацию....

Технологическая карта к уроку 5 класса по теме:Year after year - Год за годом

На уроке мы будем изучать времена года и выясним полное название башни Big - Ben....

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пешеход. Пассажир. Водитель".

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пешеход. Пассажир. Водитель" содержит задания для учащихся, которые они выполняют при изучении данной темы на уроке. Учебник - Основы безопасности...

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях".

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях" содержит задания для учащихся, которые могут быть использованы при изучении данны...

Антиобщественное поведение и его опасность

К опасным ситуациям социального характера относятся криминогенные ситуации , имеющие место в повседневной жизни и в быту (хулиганство, воровство, вандализм, бандитизм и т.д.). Все эти негативные социа...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"...