Проект "Юные друзья пожарных"
проект по обж (6 класс)

Дрёмина Ирина Сергеевна

О  знаниях противопожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_pozharnoy_bezopasnosti.docx121.58 КБ

Предварительный просмотр:


      Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат № 19 среднего общего образования  ОАО « РЖД»

           Проект «Юные друзья пожарных»

                                                                             

                                                                         

                                      Выполнили: учащиеся 6 класса

                                                             

                       Воспитатель: Дремина Ирина Сергеевна

                          Новокузнецк, 2018 – 2019гг.

                                  Актуальность проекта

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Школе и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта: формирование у детей  осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  • Образовательные
  • Познакомить с историей возникновения огня.
  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
  • Развивающие
  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности учеников второго класса.
  • Воспитательные
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  • Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

Гипотеза:

при систематической работе и изучения данной темы, у воспитанников произойдет правильное, последовательное формирование представлений о пожарной безопасности, о правилах поведения  в экстремальной ситуации, связанной с огнем и способах сохранения жизни.

Принципы реализации проекта:

  • Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
  • Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в лесу.
  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Субъекты проекта:

  • воспитанники  6 класса, воспитатель

Ожидаемый результат:

  • Составление дополнительных разработок классных часов, игр на противопожарную тематику, досугов.
  • Профилактика панического страха перед огнём.
  • Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
  • Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  • Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Вид проекта:

Информационно – просветительский

Продолжительность проекта:

2018 г. – февраль 2019 г.

                    Этапы проекта

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

1 этап - подготовительный

- Опрос воспитанников по указанной теме теме.

- Сбор материала по противопожарной безопасности и о пожаре (школьная библиотека, ресурс интернет)

- Углубленное знакомство  с профессией пожарный.

- Чтение литературы о противопожарной безопасности.

- Подбор иллюстраций и плакатов для работы над проектом.

- Работа с методическими материалами и литературой по данной теме.

2 этап - Основной

Реализация мероприятий по пожарной  безопасности с воспитанниками 6 класса

- Чтение «Легенда о Прометее»

- Беседа «Что такое огонь?»

- Беседа  «Труд пожарных – очень важен»

- Классный час «Когда огонь друг – а когда враг?»

- Рассматривание и анализ плакатов и иллюстраций о пожаре.

(Обсуждение изображенного, высказывание своего мнения и вероятной причины возникновения пожара, а так же способов избегания стихийного бедствия)

- Демонстрация презентаций:

 «Профессия пожарный»    (Петрик Валерия)

 «Чтобы не было беды»      (Пожидаев Евгений)

- Показ учащимся учебных фильмов о противопожарной безопасности.

(мнения о просмотренном)

- Изготовление информационного плаката « Спаси свою жизнь и жизнь леса - приготовленный плакат  учащимися 6 класса, рассказывает о правилах поведения во время возникновения пожара.

3 этап - Заключительный

- Презентация  «Профессия пожарный»

- Презентация  «Чтобы не было беды»

- Изготовление плаката «Спаси свою жизнь – и жизнь леса»

- Разработка памятки о пожаре.

- Изготовление книжки – буклета о правилах противопожарной безопасности.

Вы  очень много теперь знаете, о причинах пожаров,  и как с ними бороться.

Желаю  вам во всем удачи,

И я прошу вас об одном

« Быть осторожными с огнем!»

Теперь вы можете смотреть в нашу книгу – буклет, и никогда не допускать самой страшной беды  - пожара!!!!!!

                            Приложение

                  Легенда о Прометее

http://salamand.ru/wp-content/uploads/2010/03/prometey1.jpgПрометей – герой древнегреческого эпоса, титан, хтоническое существо. Является сыном Титана Иапета и океаниды Климены.

Известен тем, что подарил людям огонь знаний и ремесел, превратив их из зверей в разумных существ и запустив технический прогресс. Причем, совершивший это деяние против воли богов, за что и поплатился.

Вариантов легенды о Прометее несколько, но основные факты и события остаются неизменными.

Началось все в далекие времена, которые помнят лишь боги и титаны.

О людях и богах

Легенда гласит о тех давних-предавних временах, когда люди еще были практически животными, ютились в пещерах, гибли сотнями, не знали огня, и не умели постоять за себя.

А боги жили на вершине Олимпа, были сильны и прекрасны. Обладали несокрушимой властью над миром и над людьми. Если почитать Мифы Древней Греции и немного подумать, сделав необходимые выводы, о людях мало кто из них заботился, большей частью боги предавались разгулу, пирушкам, борьбой за власть и развлечением над людьми. Например, Зевс – вроде как главное божество, очень любил в свободное время превратиться, скажем, в быка, совратить невинную девушку и наплодить зверо-подобного потомства. Ничего так развлечения?

Но существовали и более древние существа – Титаны – порождения Земли и Неба, существа, называемые хтоническими, то есть ведущими свое происхождение от первозданного Хаоса. Титаны в то время еще не были поверженными, а проводником между Титанами и богами Олимпа был Прометей – двоюродный брат Зевса.

Титаны, по всей видимости, огня не знали, да им он и без надобности, а вот на Олимпе он уже был у бога-кузнеца Гефеста и Афины, его супруги.

Кража огня

http://salamand.ru/wp-content/uploads/2010/03/prometey2-185x300.jpgИ вот увидел Прометей, что боги на Олимпе лишь развлекаются, а внизу, на Земле люди страдают от холода и голода. И решает Прометей помочь людям. Именно ради людей он идет наперекор и против воли богов, а впоследствии и отправится на длительную казнь.

Прометей каждый раз приходил на Олимп с жезлом, и вот однажды он принес с собой вместо жезла полый стебель тростника.  Придя в кузницу своего друга Гефеста, Прометей незаметно, отвлекая хозяев разговором, взял уголек из огня кузницы, и положил его в свой полый своеобразный посох.

Никто ничего не заподозрил, и Прометею удалось незаметно отнести огонь на землю и передать его людям.

Огонь, переданный людям – лишь символ, вещественное воплощение божественных умений, украденных на Олимпе и переданных людям – знания, умения, понимание, умение различать злое и доброе – технический прогресс.

Расплата за помощь людям

И все бы ничего, но однажды Зевс взглянул на Землю и увидел, что люди уже не те люди в шкурах, злобные, почти звери, что они уже умеют обогревать свои жилища, готовить еду, делать орудия труда и охоты, отделывать шкуры, в общем, получили знания и начали путь эволюции.http://salamand.ru/wp-content/uploads/2010/03/prometey-300x251.jpg

Разгневался Зевс, так как понял, что со временем люди могут стать соперниками ему, а также, что кто-то ослушался его. Конечно, обман вскрылся, и о Прометее узнали.
И был он за свой поступок свергнут с Олимпа и прикован на веки вечные к скале на Земле, обреченный на страдания. Причем, приковать его Зевс приказал его другу Гефесту, вонзив стальной кол ему в грудь, и как бы больно ему не было, пришлось выполнить приказ.

И было предсказано Прометею, что страдать ему до тех пор, пока не освободит его один из смертных.

Прометей стиснул зубы, и ни один стон не вырвался из его уст. Лишь, когда Гефест ушел, он позволил себе закричать от боли. Но не жалел он о своем поступке, так как видел, что сумел помочь людям. На этом его страдания не кончились. Зевс, пылая гневом, послал к нему своего орла, и каждый день прилетал этот орел и клеван печень Прометея. Человек бы мог избежать страданий, уйдя в смерть, но Прометей был бессмертным Титаном. И каждую ночь раны его зарастали, а на следующий день все начиналось снова.

Освобождение Прометея

К счастью, не вечно длились страдания Прометея. Геракл, известный греческий герой, освободил его. Во время странствия своего наткнулся Геракл на прикованного к скале Прометея и захотел узнать, за что же обречен он на такие муки. И рассказ ему Прометей, как принес он огонь знаний людям, украв его у богов, за что Зевс и обрек его на такие муки. Ужаснулся Геракл, но казалось, что не все еще он видел. Во время разговора прилетел Орел Зевса и нацелился на Прометея, но Геракл не позволил ему терзать плоть титана, сразив его стрелой. Орел упал в море, а с Олимпа явился воздушный Гермес, узнать. Что произошло. Геракл, очередной сын Зевса, начал просить у Гермеса поговорить с отцом за Прометея.
Зевс к этому времени уже успел сменить гнев на милость, поняв, что люди ему не соперники. Да и сам начал благоволить к ним, иногда снисходя до судеб отдельных людей. Бог-самодержец дает добро, и Геракл вырывает из груди титана штырь, который держал его.

Так сбылось предсказание и том, что освободит страдающего титана смертный.

                  Беседа «Что такое огонь?»

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь.

А как ещё в древние времена люди добывали огонь.

Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. 

Люди научились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям?

Какую пользу приносит огонь?

- С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

-  А только ли пользу приносит огонь?

Огонь,  постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. В каких случаях огонь может навредить человеку? Какой стороной он повернётся к нам, зависит только от нас.

Беседа «Труд пожарных – очень важен»
 

Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения пожарной охраны; воспитание уважительного отношения к людям данной профессии.

Задачи:

- обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности;
- популяризация деятельности подразделений МЧС России;

- расширить представления детей о труде пожарных;
- закрепление и систематизирование знаний о причинах возникновения пожара, правилах поведения во время пожара;

- воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Ход беседы

Воспитатель: В начале нашей беседы, я прочитаю отрывок из книги Владимира Санина - "Большой пожар"
"...Знаешь, почему нас не очень жалуют, почему о нас редко вспоминают поэты и не пишут книг прозаики? Я много думал об этом и пришел к выводу: потому что наша работа не приносит людям радости, она в лучшем случае уменьшает горе. Она не эстетична, наша работа, мы ничего не созидаем, не ставим рекордов, хотя рискуем жизнью, бывает, по нескольку раз на день. Даже самая блистательная наша победа - это трагедия; с нами в сознании людей ассоциируются ужасы и боль, гибель и потери, обезображенные лица и груды развалин..."

О какой профессии идет речь?

Сегодня мы поговорим о  героях огненного фронта, умеющих покорить стихию, создать заслон разрушительной силе огня, надежду и опору нашего спокойствия и благополучия! Наш кл. час  мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Поговорим о людях, которые находится на трудной службе, и каждую минуту могут рисковать жизнью. Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные.

История пожарной охраны

Профессия пожарный своими корнями уходит еще во времена Древнего Египта. С древнейших времен человек поклонялся огню и боялся его. Один век сменялся другим, и люди стали думать, как оградить себя от столь страшного врага.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром. С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В старину люди считали огонь «гневом Божьим». Они, в случае пожара, шли крестным ходом с иконами, служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль «пожаротушителя» Огонь «гасили» молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. В сказании о двенадцати драгоценных камнях помощником в тушении пожаров назван камень, который называется «уакинф» — яхонт. По преданию камень, помещенный на горящие угли, гасит их, а сам остается в целости. Было время, когда в Москве не было пожарной команды. Жители обязаны были сами тушить пожар. Под угрозой телесного наказания и тюремного заключения век за веком москвичи несли пожарную повинность. На тревожные звуки набата собиралось много народу, да пользы от этого было мало. Жители не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз — в значительной степени. По словам современников, город становился "яко поле”. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул пожар Великий московский князь Иван Третий со своей дружиной тушил огонь и был «зело храбрый», несмотря на тяжелые ожоги. В этом же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов, так как они тоже могли загореться, и пожар пошел бы дальше.

В конце XV века в Москве впервые была учреждена «опаса» — так называлась сторожевая служба. Она следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня. Очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например курильщиков. При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче действовал указ, по которому курильщики табака, пойманные в первый раз, получали по 60 ударов по пяткам, а уличенным вторично отрезали нос. После пожара 1634 года, вспыхнувшего из–за неосторожного курения, ввели запрет на курение табака под страхом смертной казни. За другие нарушения противопожарных правил брали штрафы до 50 копеек, при повторных нарушениях в 2 раза больше. Это были немалые деньги: корова стоила не больше двух рублей, а лошадь от полутора до восьми рублей.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии». В нем впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы, а также определялись государственные меры «бережение от огня». Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии.

Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом правления Петра Первого. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена, пополнившие арсенал городских противопожарных средств. На Спасской башне Кремля особые колокола- набаты выбивали тревожные повестки на случай пожара. Первая регулярная пожарная команда появилась в 1829 году. Характерной приметой городского пейзажа по всей России стали пожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы. Начало XIX столетия. Указ царя Александра I от 31 мая 1804 года освободил жителей от обязательной явки на пожар. Одновременно предлагалось: "…составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду”. Так появились профессионалы-пожарные. Команда эта подчинялась полиции, служба в ней была обязательной и продолжалась 25 лет. Началось строительство пожарных депо. Во главе каждой пожарной части стоял брандмейстер. Москву разделили на части и кварталы. Для каждой части определили точное количество пожарных инструментов, обозов, лошадей и личного состава. В 1857 году издается первый в России пожарный Устав. Достижения науки и техники становятся достоянием пожарного дела. С 1858 года для пожарных целей используется военно -полицейский телеграф, а в девяностых годах прошлого века стали использоваться телефон и электрическая пожарная сигнализация.

В начале 20 века появились первые пожарные машины. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из почитаемых. В 1907 году в Москве по Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года. До 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля. В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.

Профессия пожарного - относится к числу самых опасных профессий. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести, но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью - то другую.

По сигналу "Тревога" пожарные садятся в машины и следуют к месту, где случился пожар. Когда поступает сигнал тревоги, бойцы дежурного караула должны за 20-25 секунд надеть защитный костюм (боёвку), весом 30 килограмм 

А теперь давайте проверим, насколько вы знакомы с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях. 

                                        Викторина
Вопросы викторины
1. Почему пожарных вызывают по телефону именно "01”?
— "01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.
2. Почему пожарная машина красная?
- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.
3. Как одеваются пожарные?
- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак "Пожар”, "Кошкин дом”, "Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк "От костра до котла”; "Огонь — опасная игра”.
5. Чем опасны пожары?
- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.
6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар?
- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
9. Отчего бывают пожары?
- Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
10.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?
11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?
- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.
12. Что надо делать, если в квартире много дыма?
- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
- Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
- Лифт во время пожара — настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

Ребята вы показали, что хорошо знаете правила пожарной безопасности. Я верю, что при создании экстремальной ситуации вы не растеряетесь, и примите правильное решение. А в будущем, возможно, кто — то из вас пополнит ряды пожарной службы.

Среди тех немногих, кто и в мирное время совершает подвиги, часто называют пожарных. Вступая в поединок с огнем, эти люди часто проявляют качества, которые мы называем героизмом. А они в ответ: мы просто выполняем свою работу.

                            Конкурс «Вопрос – ответ»

Прежде чем начать напомните мне, пожалуйста, как называется профессия людей, борющихся с огнем?

(Пожарные)

1.Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`?

Ответ: `01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

2.Почему пожарная машина красная?

Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

3. Как одеваются пожарные?

Ответ: Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

4. Чем опасны пожары?

Ответ: При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

5.Чем еще опасен пожар, кроме огня?

Ответ: Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

6.Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?

Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

7.Чем можно тушить начинающийся пожар?

Ответ: Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?

Ответ: Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

9. От чего бывают пожары?

Ответ: Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

Ответ: Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

11.Что надо делать, если в квартире много дыма?

Ответ: Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

12. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?

Ответ: Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

13.Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

Ответ: Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

14. Чем опасна печь в деревенском доме?

Ответ: В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

15. Может ли загореться искусственная елка?

Ответ: Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.

                         Беседа «Причины пожаров»

По внешним признакам горения пожары можно разделить на несколько типов:

Наружные

Внутренние

Внутренние и наружные одновременно

Открытые

Скрытые

 Перед тем, как рассмотреть основные причины возникновения пожаров на предприятии и в быту, нужно подробнее изучить каждый из классов.

 К наружным относят те пожары, которые можно оценить визуально. Чаще всего этот класс бывает при горении зданий, складских помещений, нефтепродуктов в резервуаре, на открытых технологических установках, лесных массивах и так далее.

Наружные пожары всегда бывают только открытыми.

К внутренним относят пожары, произошедшие внутри здания, а они могут быть как открытыми, так и закрытыми.

 Открытые пожары можно оценить при визуальном осмотре, к примеру, во время горения имущества в зданиях, оборудования, материалов и другие.

Скрытые пожары чаще всего прячутся в пустотах строительных конструкций, вентиляции, торфяных залежах. При этом признаки горения можно обнаружить, они часто выходят через щели, но оценить, насколько силен пожар, очень трудно. К тому же такой вид пожара непредсказуем и может резко изменить свое направление.

 Причины возникновения пожаров 

Пожары в быту или на производстве могут возникнуть по разного рода причинам – это могут быть как социальные факторы, так и техногенные или природные.

Человек сам обращается легкомысленно с огнем в быту и на природе.

 Не соблюдаются меры предосторожности при работе с приборами и оборудованием. Самовозгорание предметов, если оставить их в подходящей среде, к примеру, пропитанная огнеопасным средством ветошь, оставленная на солнце.

Взрывы опасных компонентов в быту или на производстве.

 Возникновение пожара по природным причинам – молния, гроза.

Умышленный поджог.

Изношенное и сломанное оборудование.

Не соблюдаются меры безопасности, что и приводит к пожару.

Неправильный монтаж отопительных приборов, электрических и газовых.

Факторы, влияющие на возникновение пожара

 Открытый огонь – костер, горелка и другие. Поступление компонентов, которые способствуют возгоранию – кислород, тепло и другие.

 Человеческий фактор – халатность, безответственное отношение к противопожарной безопасности.

Основные причины возникновения пожаров в быту – это чаще всего недосмотр самого человека, но бывают и другие: Халатное обращение с огнем – курение в постели или неправильное использование огня при приготовлении пищи. Вышедшая из строя электрическая проводка. Использование электрических приборов, неприспособленных под отечественную электрическую сеть. Пожар из-за неправильного применения электросварочного оборудования в быту. Игры детей со спичками. Компании, проводящие разного рода работы, которые сопряжены с возгоранием.

       Классный час «Когда огонь друг -  а когда враг?»

Цели:

  • закрепить ранее полученные знания и навыки учащихся по теме «Правила пожарной безопасности»
  • расширить предоставления учащихся об опасностях, связанных с огнём.

Форма проведения: сообщения учащихся, конкурс рисунков, викторина.

Подготовительная работа:

1.учащимся предлагается найти материал по заданной теме и подготовить сообщения;

2. создание рисунков на тему классного часа;

3.учащиеся должны найти пословицы и поговорки об огне.

Оформление: рисунки, буклет “Что нужно делать при пожаре?”

Ход классного часа.

1) Сообщения воспитателя и экспертов - воспитанников, работника МЧС, пожарного, в роли которых выступают ученики.

Вступительное слово воспитателя:

- Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы.

Выступление эксперта №1       (Петрик Валерия)

- Чаще всего пожар возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами.

Пожар опасен открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами.

С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить.

Выступление работника МЧС:    ( Блинцов Родион)

-Для предупреждения возгораний в жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:

· не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;

· не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;

· пользуясь свечами изолируйте их от стола огнестойкими материалами;

· не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах;

· не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющими материалами.

 

Выступление пожарного:          (Трейер Елизавета)

- Но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких случаях?

· Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит;

· Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха;

· Нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением;

· Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение;

· Если выйти из квартиры из-за дыма невозможно, плотно закройте двери, вентиляционные отверстия полотенцами, смоченные водой;

· Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.

И помните … ( чтение “Песни пожарных” сл. Успенского, муз. Гладкова)

Песня пожарных

Если кто-то гладил брюки

И не выключил утюг –

Он немедля остается

И без дома, и без брюк.

Если кто-то, не подумав,

У бензина закурил,

Он, конечно же, большую

Неприятность сотворил.

На автомобиле скором

Вместе с бравым брандмайором,

И чуть доспехами звеня,

Серебром сверкают каски,

Словно витязи из сказки

Мы выходим из огня.

Не курите на работе,

Прячьте спички от детей,

И тогда не попадете

В список грустных новостей.

Ведь пожар не управляем,

Очень много силы в нём,

Мы вас просто умоляем –

Осторожнее с огнём.

Выступление эксперта №2:     (Балаганская Дарья)

- Чрезвычайно опасными являются лесные и степные пожары. Причиной их возникновения являются:

1. неосторожное обращение с огнём;

2. нарушение правил пожарной безопасности;

3. самовозгорание сухой растительности;

4. разряд атмосферного электричества.

В случае, если пожар застиг вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное решение. Обнаружив рядом с собой, к примеру, вал степного или лесного низового пожара преодолевайте кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбивайте пламя; бежать нельзя – это ещё больше раздует пламя. Выходить из зоны пожара, скорость распространения которого невелика, надо в наветренную сторону.

2)Беседа:

  • Назовите причины возникновения пожара. (Ответ: неосторожное обращение с огнем, непотушенные костры)
  • Каковы правила поведения и порядок действий при лесных пожарах? (Ответ: обнаружив рядом с собой, к примеру, вал степного или лесного низового пожара преодолевайте кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбивайте пламя; бежать нельзя – это ещё больше раздует пламя. Выходить из зоны пожара, скорость распространения которого невелика, надо в наветренную сторону.)
  • По каким телефонам нужно звонить в случае пожара? (Ответ: 01)

3)Игровые ситуации.

Игровая ситуация №1

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.

Ответ:

  1. обесточить телевизор;
  2. накрыть влажной тканью;
  3. позвонить по “01”.

Ситуация №2

Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

При этом в соседней комнате песни попеть.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

Правила безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.

Ответ:

  1. выключить газ;
  2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

Ответ:

  1. надо упасть на пол;
  2. накрыться влажной тканью;
  3. бежать нельзя!

Ситуация №4

Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

Ответ:

  1. догнать, накрыть тканью;
  2. уронить на пол;
  3. тушить огнетушителем нельзя.

Ситуация №5

Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ

б) пойду понюхаю, откуда пахнет

в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

(Ответ: г)

Ситуация №6

В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.

(Ответ: вызвать пожарных)

4)Викторина:

- Собрать пословицы и поговорки об огне, пожаре

Пословицы и поговорки об огне, пожаре.

  1. Против огня и камень треснет.
  2. От искры пожар разгорается.
  3. Дыма без огня не бывает.
  4. Там не загорится, где огня нет.
  5. И сырые дрова загораются.
  6. Из искры возгорается пламя.

(Читают учащиеся)

- отгадайте загадки на тему: “Освещение, огонь, тепло”

  • Мать толста,

Дочь прекрасна,

Сын-сокол

Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

  • У нас в печурочке

Золотые чурочки. (Дрова в печи)

  • Белое ест,

Чёрное роняет(Лучина горит)

  • Красненький петушок

По улице бежит. (Пожар)

  • Ударю булатом

По белым каменным палатам,

Выйдет княгиня

И сядет на пуховую перину.

(Огниво, кремень, искра и трут)

  • Пришёл вор во двор,

Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

  • Накормишь – живет,

Напоишь – умрёт. (огонь)

  • По деревне прошёл,

Ничего не осталось(пожар)

  • В маленьком амбаре

держат 100 пожаров. (спички)

  • Сколько бы ни ел,

Никогда сыт не будет. (огонь)

  • Ни стук, ни бряк,

А близко прошёл. (ток, свет)

  • Красная корова всю солому съела. (огонь)

  • Красный бык стоит, дрожит,

чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)

  • На привале нам помог:
    Суп сварил, картошку пек.
    Для похода он хорош,
    Да с собой не унесешь? 
    (костер)

  • То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
    Остановишь - горе: продырявит море. 
    (утюг)

  • Ночь. Но если захочу,
    Щелкну раз - и день включу
    (выключатель)

  • Я не сам по себе,
    А сильнее всего и страшнее всего,
    И все любят меня, и все губят меня. 
    (огонь)

  • Дом - стеклянный пузырек,
    А живет в нем огонек.
    Днем он спит, а как проснется,
    Ярким пламенем зальется. 
    ( лампочка )

6)Награждение победителей конкурса на лучший рисунок на тему противопожарной безопасности.

7)Подведение итогов классного часа.

Заключительное слово воспиптателя:

-Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог нашей безопасности.

                      Ситуации «Как я поступлю?»

         (Храмцов Максим, Цывенко Егор, Суокас Макар)

(Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный.)

Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить

А) Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

Б) Фамилию, адрес, объект возгорания.

Г)Где лежат семейные ценности и сбережения

Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…

А)Надо покинуть помещение.

Б)Надо спрятаться в другую комнату.

Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…

А)Надо спрятаться под кровать.

Б)Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).

В)Надо убегать из дома.

Ситуация 4. Если в помещении много дыма…

А)Необходимо быстро убегать.

Б)Необходимо двигаться ползком

В) Открою окно и дверь.

Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….

01 02 03

Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…

А)Постараюсь затушить, забросав пламя землей

Б) Сообщу об этом взрослым.

В)Пройду мимо.

ПАМЯТКА

Огонь нельзя оставлять без присмотра.

  • Если увидишь пламя – зови на помощь взрослых.
  • Вызывай пожарных по телефону 01.
  • От огня нельзя прятаться.
  • Из горящего помещения надо быстро уйти.
  • Опасней всего при пожаре дым.

                            Литература

   1. «Служба спасения 01»- журнал.

   2.  Пожарная безопасность, защита от чрезвычайных ситуаций и охрана здоровья. Гомель: Бел ГУТ, 2013. Коржакова И.П., Игнашина О.Н.

   3.«Школьная энциклопедия пожарной безопасности» Год выпуска: 2011 Издатель: ООО "Премьер-УчФильм"

   4.«Пожарная безопасность» Автор:Б.П.Старшинов; Издательство: Москва; Год: 2003

   5.«Пожарная безопасность, Москва,справочник,2007; Собурь С. В.  

   6. «Основы безопасности жизнедеятельности», Лужкин И.П., Санкт-Петербург, 1995

    7 Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций: Словарь терминов и определений. Бариев Э.Р., ред., 2004. – 200 с.

    8. Основы безопасности жизнедеятельности. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю., 2001. – 187 с "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2000. – 90с.

    9.http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юные друзья пожарных"

В программу кружка"Юные друзья пожарных" входит пояснительная записка и темы, которые расматриваются на занятии. Данная программа рекомендуеися для учащихся 7-8 классов....

Рабочая программа по внеурочным групповым занятиям «Мы с пожарными друзья"

Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной шко...

Программа внеурочной деятельности "Юные друзья пожарных", 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 классов "Юные друзья пожарных" (ЮДП)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"

Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...

Программа внеурочной деятельности "Юные друзья пожарных", 7 класс

Программа внеурочной деятельности "Юные друзья пожарных"...

Работа отряда "Юные друзья пожарных"

Программа, план работы, положение работы, сравнительная характеристика отряда "Юные друзья пожарных"....

Рабочая программа «Юные друзья пожарных», возраст учащихся 11-14 лет

Рабочая  программа «Юные друзья  пожарных»,возраст учащихся 11-14 лет,повышение уровня знаний учащихся  по пожарной безопасности, подготовка  членов добровольной пожарн...