Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО
статья по обж (8 класс)

Напаснюк Юлия Валерьевна

Фундаментом внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает постановку новых целей: содержательная цель и деятельностная цель. Новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Так как новые стандарты предусматривают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно заметить, что формирование УУД возможно при изучении любого учебного предмета. В данной статье рассмотрены технологии  организации работы   по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, регулятивных, познавательных  в рамках освоения курса ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obzh.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО

    Педагогическая разработка урока важна в рамках внедрения ФГОС второго поколения. Согласно данному стандарту, на уроке необходимо формировать как предметные знания и умения, так и добиваться метапредметных результатов обучения. Фундаментом внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает постановку новых целей: содержательная цель и деятельностная цель. Новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Так как новые стандарты предусматривают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно заметить, что формирование УУД возможно при изучении любого учебного предмета. В рамках освоения курса ОБЖ можно организовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, регулятивных, познавательных.  

Нас всех интересует вопрос: Как развивать метапредметные УУД?

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе при изучении предмета ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые направлены на развитие определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена следующими ситуациями:

• ситуация - проблема — аналог реальной проблемы, которая требует быстрого решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

I уровень – учитель в качестве факта приводит конкретную жизненную ситуацию, предлагая решить ее. Школьники активно приступают к поиску решения, педагог способствует верному  анализу  данной ситуации и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является подготовкой для  применения этого метода.

II уровень – педагог знакомит с конкретной ситуацией и также призывает индивидуально ее разрешить. Предусматривается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. Затем учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были верны и/или неверны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, постепенно внедряется этот метод.

III уровень – высший уровень по использование конкретных ситуаций, возможен только тогда, если учитель отлично знаком с возможностями учеников и уверен, что конкретный обучающийся даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение.

• ситуация - иллюстрация — аналог реальной ситуации, которая включается в качестве факта в теоретический материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

По результатам предварительного  изучения уровня  знаний, умений и навыков обучающихся учитель делает вывод о возможности усложнения ситуационных заданий.

• ситуация - оценка — аналог реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё  решение;

• ситуация - тренинг — аналог стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Критерии качественного тренинга

1. Выбор темы.

2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.

3. Новизна упражнений.

4. Практичность и понятность упражнений и игр.

5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни

6. Получение ответов на свои вопросы

7. Приятная атмосфера на тренинге.

8. Личность преподавателя.

Важный критерий успешности тренинга – это умение педагога давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я - концепции;

— на смыслообразование;

— на мотивацию;

— на нравственно - этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на учёт позиции партнёра;

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображению предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

— ролевые игры;

— групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения;

— на самоконтроль;

— на коррекцию.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых материалов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

 А для того, чтобы работа по формированию УУД  соответствовала и предметным задачам урока, необходимо использовать такую методику, которая бы давала возможность одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Презентация "Формирование метапредметных компетенций на уроках информатики"

Метопредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовате...

Формирование метапредметных компетенций на уроках математики

«Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого учителя»...

«Формирование метапредметных компетенций на уроках музыки в рамках реализации ФГОС ООО»

ДОКЛАД на педагогический совет: «Формирование метапредметных компетенций на уроках музыки в рамках реализации ФГОС ООО»...

Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС

Выступление на ГМО учителей истории на тему: "Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения  ФГОС...