Правила поведения при пожарах в лесу
план-конспект урока по обж

Дементьев Михаил Алексеевич

Урок по ОБЖ о правилах поведения при пожарах в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_povedeniya_pri_pozharah_v_lesu.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   

Правила поведения при пожарах в лесу

Задачи урока

Образовательные:

- повторить причины и виды лесных пожаров;

- познакомить обучающихся с последствиями и мерами по предупреждению лесных пожаров.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;

- развивать мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, макет конспекта для учащихся,  карточки для теста, ведомость для выставления отметок за тест, макет листовок «Внимание: лесные пожары!» (по количеству групп), печатные материалы для оформления листовок, простые карандаши, фломастеры, клей.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Время проведения: 45 минут.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практический.

Структура урока:

1. Организационный момент.

(Чтение стихотворения  Глеба  Горбовского «Пожар отклокотал и умер»)

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел.

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел…
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
И что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди! 
Не человек... Злодей, злодей.

  • Что вас особенно взволновало в этом стихотворении?
  • Почему автор беспокоится и тревожится за людей?

Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах. Прошли тысячелетия с тех времён, как людям подарили огонь, а они  так и не научились с ним обращаться.

2. Актуализация знаний.

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Лесные пожары)

- Давайте обратимся к «лестнице знаний». Что мы узнали на предыдущем уроке? (Причины и виды лесных пожаров).

-Сейчас мы узнаем, насколько успешно вы преодолели первые две ступеньки. (Тест)

1). Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:

а)   стихийный пожар;

б)   природный пожар;

в)   лесной пожар.

2). Как называется наука о лесных пожарах:

а) экология;

б) пирология;

в) геология.

3). По характеру распространения лесные пожары разделяют на:

а) низовые;

б) наземные;

в)  верховые;

г) подземные.

Найдите допущенную ошибку.

4). При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты:

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

5). При каком пожаре горят кроны деревьев:

а) при низовом;

б) при подземном;

в) при верховом.

6). При каком пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами:

а) при верховом;

б) при подземном;

в) при низовом.

7). Определите вид лесного пожара:

а) подземный;

б) верховой;

в) низовой.

8). Определите вид лесного пожара:

а) верховой;

б) подземный;

в) низовой.

9). Определите вид лесного пожара:

а) верховой;

б) низовой;

в) подземный.

10). Что не является причиной лесных пожаров:

а) выжигание сухой травы;

б) молния;

в) брошенный окурок;

г)  осколок стекла;

д) оставленный туристами коробок со спичками;

е) незатушенный костер;

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Критерии оценивания:

Без ошибок – «5»;

1-2 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

Более 4 ошибок – «2».

(Обращение к «лестнице знаний»)

- Каковы задачи нашего сегодняшнего урока? (Узнать о последствиях лесных пожаров и мерах по их предупреждению).

3. Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, вставайте и отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Меры по предупреждению лесных пожаров

В пожароопасный сезон в лесу запрещено:

- бросать в сухую траву горящие спички, окурки;

- разводить костры;

- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, стерню на полях рядом с лесом;

- оставлять в лесу бутылки и осколки стекла;

- оставлять пропитанный бензином или маслом обтирочный материал;

- заправлять топливные баки работающих автомобилей, тракторов.

4. Практическая работа. 

- А сейчас ваша задача будет состоять в создании листовок «Внимание: лесные пожары!».

(Ребята работают в парах и развешивают листовки на доске)

5. Рефлексия.

- Ребята, я попрошу вас по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я приобрел(а)…

Я научился(ась)…

У меня получилось …

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

6. Подведение итогов урока.

- Учитывая обстановку с лесными пожарами в нашей стране, очень важно знать и соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? Насколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь…

Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. Наш долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертельного огня!

7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

а) Повторить материал из конспекта.

б) Творческое задание по выбору учащихся:

- составить памятку «Правила разведения костра в лесу»;

- составить кроссворд «Лесные пожары»


Приложения.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, вставайте и отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто пожарным помогает, правила не нарушает?
  3. Кто со спичками играет, сухую траву весной зажигает?
  4. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  5. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  6. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
  7. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  8. Кто  летом в лесу у костра отдыхает, осколки стекла на траве оставляет?
  9. Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт леса родные от опасного огня?

Игра «Разрешается – запрещается»

Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете красные карточка, если оно запрещено и синие – если разрешено.

  1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 (+).
  2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара (+).
  3. Бросать горящие спички, окурки ( - ).
  4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем ( -).
  5. Использовать все имеющиеся средства для тушения лесного пожара ( + ).
  6. Оставлять без присмотра горящий костер ( - ).
  7. Оставлять на месте костра тлеющую золу ( - ).
  8. Учиться пользоваться огнетушителем ( + ).
  9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления ( + ).
  10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду) (+).
  11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки ( - ).
  12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись ( + ).
  13. При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем ( + ).
  14. Отправить пострадавшего в больницу ( + ).

Игра "Лесные поэты".

Если на миг от костра отлучиться, 
Может беда от него приключиться.

Перестань с огнем шалить! 
Так недолго лес спалить.

Свалилось горе на зверят. 
Родимый дом огнем объят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения при пожаре

Визуальный ряд для изучения темы "Правила поведения при пожаре" в 5-м классе....

Интегрированный урок "Правила поведения при пожаре"

Интегрированный урок , русский язык и ОБЖ по теме: "Поведение при пожаре. Простое предложение."Урок проведен в 5 -м классе....

Практическое занятие с показом видеофильма. Правила поведения при пожаре в школе и дома.

Тема: Правила поведения при пожаре в школе и дома.Цель: научить детей правильно действовать во время возникновения пожара в школе и дома.Задачи:1. Активизация познавательной деятельности учащихся в сф...

Памятка о безопасном поведении при пожаре в лесу

Памятка о безопасном поведении при пожаре в лесу...

Разработка классного часа "Причины пожаров. Правила поведения при пожарах"

Разработка классного часа "Причины пожаров. Правила поведения при пожарах"...

Беседа " Правила поведения при пожаре"

ЦЕЛЬ: закрепить правила поведения при пожаре.ЗАДАЧИ:1.Довести до сознания детей невозможностьлегкомысленного и беспечного обращения с огнем.2.Отрабатывать правильность действий при возникновении пожар...

Правила поведения при пожарах в лесу

Правила поведения при пожарах в лесу...