конспект урока обж 5 класс тема: Опасные погодные явления.
план-конспект урока по обж (5 класс)

Тема: Погодные явления и безопасность человека.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы и методы: фишбоун.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5 класс.

Тема: Погодные явления и безопасность человека.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися знаний о погодных явлениях и формирования навыков безопасного поведения во время грозы, гололёда и метели, закрепить знания о погоде и её основных показателях

Задачи урока: 

Образовательные:

-  познакомиться с терминологией и описанием погодных явлений характерных для данного места проживания;

- изучить правила безопасного поведения во время грозы, гололёда и метели.

Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к предмету

- воспитывать личность безопасного типа для успешной социальной адаптации

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной,  парной работе

Планируемые результаты:

 предметные:

- уметь описывать погодные явления характерные для данного места проживания;

- знать правила безопасного поведения во время грозы, гололёда и метели;

метапредметные:

- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;

- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 личностные:

- усвоить правила безопасного поведения в различных погодных условиях.

Формы и методы: фишбоун,

 Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация к уроку

     План урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Целеполагание
  4. Систематизация и закрепление знаний
  5. Физкультминутка
  6. Систематизация и закрепление знаний
  7. Информация о домашнем задании
  8. Рефлексия

Ход урока

1.Организационный момент: (психологический настрой на урок)

 Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста! Сегодня на уроке вы  узнаете новые открытия, а помогать вам будут: ваше внимание и находчивость.

2. Мотивация и целеполагание.

- Чтобы определить  тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать куплет песни из известного фильма советского кинорежиссёра Эльдара Рязанова. (Звучит песня «У природы нет плохой погоды»)

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Дождь ли снег, любое время года,
Надо благодарно принимать…

- Ребята? Какое же ключевое  слово вы услышали в песне …(погода).

- Молодцы! Тема  нашего урока связана с погодой, с погодными явлениями.

Слайд1.Запишите в тетради тему урока: Погодные явления и безопасность человека.

Как вы думаете , что мы должны изучить? чему мы должны научиться?

Слайд2. Цель урока: изучить погодные явления характерные для данного места проживания, правильно и  безопасно научиться вести себя в различных погодных условиях. 

3. Систематизация и закрепление знаний.

- Ребята, а вы согласны со словами песни, что «у природы нет плохой погоды»?

 - Но в определённых условиях многие погодные явления несут в себе серьёзную опасность для здоровья и жизни человека, поэтому каждый из нас должен владеть навыками безопасного поведения в различных погодных условиях.

Ребята вы уже знаете, что Землю окружает воздушная оболочка,  которая называется…. атмосфера.

На стр.64 учебника  во 2 абзаце найдите описание атмосферы.

- Итак, атмосфера - какая она: изменчивая, подвижная, непостоянная. Изменения воздушной оболочки и определяют погоду.

Слайд3. Погода - это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время.

- скажите пожалуйста,  а какие показатели определяют состояние погоды.

Слайд 4.Первый показатель-  это температура.

Как вы думаете от чего зависит температура? (от времени года и времени суток).

2 показатель: перепады атмосферного  давления, которое оказывает влияние на движение воздуха. Воздух начинает движение в ту сторону, где атмосферное давление ниже.

3 показатель: ветер. Ветер характеризуется направлением и скоростью перемещения.

4 показатель: облачность и осадки (дождь, снег).)

- Скажите откуда мы узнаём о погоде?

- Для предсказания погоды на Земле существуют наземные метеостанции. С помощью метеостанций и других средств  люди собирают данные о температуре, давлении, силе ветра, влажности, о них более подробно мы узнаем на уроках географии. С помощью этих данных составляется прозноз погоды.

- А кто может сказать как называют профессию людей, которые занимаются предсказанием погоды? (синоптики).

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с погодными явлениями характерными  для нашей местности

Метод фишбоун.       Гроза               2.Гололёд                  3.Метель.             4. Снежный занос

 учащиеся самостоятельно изучают опасные природные явления по таблице

 ( приложение1).

характеристика опасных погодных  явлений

Опасные погодные явления

Характеристика

Гроза

Бурное ненастье с дождём, громом и молниями.

Молния

Электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй.

Гололёд

Слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах (деревьях, проводах, домах и т.д.) при намерзании капель переохлаждённого

дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -3 оС.

Снежный занос

Это природное явление связано с обильным выпадением

снега при скорости ветра свыше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов.

Метель

Перенос снега ветром над землёй.

- Определить  по слайдам природные явления и поставить цифры в таблицу .

Слайд 5. 1-молния

Слайд 6.2-  метель

Слайд 7. 3- гроза

Слайд 8- снежный занос

 Слайд 9- гололёд

- (работа с учебником), учащиеся объединяются в пары .

§3.1 на страницах 67, 68, 69 - найти информацию  о правилах безопасного поведения и составить рекомендации по безопасному поведению по плану.

Приложение 2 .    

План

1. Перечислить последствия этого явления для человека.

2. Дать рекомендации  по безопасному поведению по время

  1 ряд – гроза

  2 ряд – гололёд

  3 ряд – метель, пурга. Время на выполнение задания – 10 минут

        (Группы получают задание и приступают к работе по плану приложение2.)

- Итак, время истекло, давайте познакомимся с результатами работы первой группы (второй, третьей).

I ряд. Природное явление: гроза.

2. Последствия:

- Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3000 человек.

- Сильный ветер ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.

- Серьёзную опасность для человека таит в себе сильный ливень с градом.

3. Рекомендации:

1.Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать её.

2.Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.

3.Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями.

4.Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.

5.Если гроза застала вас в водоёме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).

II ряд. Природное явление: гололёд.

2. Последствия:

- Гололёд и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из-за падений, особенно опасно падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга.

3. Рекомендации: 1.Если в прогнозе погоды указывается вероятность появления на улицах и дорогах гололёда и гололедицы, необходимо выйти из дома пораньше, чтобы иметь резерв времени и не спешить.

2.Советуем вам соблюдать правила передвижения по улице в гололёд: 

- подобрать малоскользящую обувь с подошвой на микропористой основе;

- приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома;

- наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук (наклейку сделайте крест накрест или лесенкой), а перед выходом наступить в песок;

- можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.

- Передвигаться в гололёд надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

- Если вы подскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.

3ряд. Природное явление: снежный занос, метель, пурга.

2. Последствия:- под снегом оказываются здания;

- останавливается движение на автомобильных и железных дорогах;

- нарушается нормальная жизнь населённых пунктов;

- возможно частичное разрушение зданий и крыш;

- возможен обрыв воздушных линий электропередачи.

3. Рекомендации:

- При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.

- Во время пурги старайтесь не выходить из дома.

- После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.

- Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нём до её окончания. В данном случае риск общения с незнакомыми людьми оправдан.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

4.Физкультминутка

Потрудились – отдохнём

Дружно встал – наш дружный класс

Просто класс!

Раз – приподняться,  подтянутся.

Два - согнутся, разогнуться.

Три – в ладошки 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

пять, шесть – тихо сесть,

семь, восемь- лень отбросим.

5. Первичное закрепление.

1. Стр.54 рабочая тетрадь выполнить задание 2.3.

-Для закрепления знаний выполните небольшой тест. Подпишите полученную карточку и выполните в ней предложенное задание, но сначала поставьте себе оценку от 1до 2 баллов.

Время выполнения – 2 минуты.(Индивидуальная работа. Исправления не допускаются.)

Тест по теме «Погодные явления и безопасность человека»:

1. Выберите правильный ответ на вопрос: «Что такое погода?»

а). Погода – это среднегодовое количество осадков.

б) Погода – это движение потоков воздуха в определённом направлении.

в) Погода – это единица измерения атмосферного давления.

г) Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время

2. Укрываться во время грозы нужно:

а) в лесу, среди невысоких деревьев;         б) в лесу, под большим деревом;

в) в овраге, яме, канаве;                               г) в воде.

3. Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие основные показатели определяют состояние погоды?»

а) Прогноз синоптиков;                б) перепад атмосферного давления;

в) температура окружающего воздуха;                  г) ветер;

д) осадки;                 е) облачность;                      ж) неродные приметы.

4. Природное явление, связанное с обильным выпадением снега и продолжительным снегопадом - это        а. гроза              б. метель       в.снежный занос

- Проверьте  свою работу по эталону и оцените по критериям. Оценка сегодняшнего урока получилась от … баллов до… баллов. Свои результаты (обращение ко всем ученикам) можно улучшить на следующем уроке, а для этого давайте запишем домашнее задание.

6. Домашнее задание.

1.изучить §3.1, стр. 64-70, пересказать, ответить на вопросы- ситуации (практикум);

- творческое задание:  записать народные приметы, указывающие на перемену погоды.

7. Рефлексия.

        - Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Ответы детей)

        - Как вы считаете, мы достигли этой цели? Вывод.

- ребята, скоро приближается праздник всей страны Новый год  давайте украсим нашу елочку настроением сегодняшнего урока. На парте у каждого лежат игрушки смайлы, выразите своё настроение.

красный – узнали что-то новое, довольны уроком.

желтый- - не совсем довольны, нужно ещё раз закрепить .

синий – ничего нового не узнали.

8. Оценивание работы на уроке.

Выставление оценок за урок.

- Спасибо за урок! Все свободны.

Приложение1.                    Тест по теме «Погодные явления и безопасность человека»:

1. Выберите правильный ответ на вопрос: «Что такое погода?»

а). Погода – это среднегодовое количество осадков.

б) Погода – это движение потоков воздуха в определённом направлении.

в) Погода – это единица измерения атмосферного давления.

г) Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время

2. Укрываться во время грозы нужно:

а) в лесу, среди невысоких деревьев;         б) в лесу, под большим деревом;

в) в овраге, яме, канаве;                               г) в воде.

3. Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие основные показатели определяют состояние погоды?»

а) Прогноз синоптиков;                б) перепад атмосферного давления;

в) температура окружающего воздуха;                  г) ветер;

д) осадки;                 е) облачность;                      ж) неродные приметы.

4. Природное явление, связанное с обильным выпадением снега и продолжительным снегопадом- это        а. гроза              б. метель       в.снежный занос

Приложение2.                  характеристика опасных погодных  явлений

Опасные погодные явления

Характеристика

Гроза

Бурное ненастье с дождём, громом и молниями.

Молния

Электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй.

Гололёд

Слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах (деревьях, проводах, домах и т.д.) при намерзании капель переохлаждённого

дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -3 оС.

Снежный занос

Это природное явление связано с обильным выпадением

снега при скорости ветра свыше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов.

Метель

Перенос снега ветром над землёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Погодные явления

урок по природоведению о погодных явлениях и ее элементах...

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Опасные погодные явления

Интегрированный урок по географии и ОБЖ в 6 классе " Опасные природные явления"...

Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.

Факторы формирования погоды, описание составления прогноза погоды и неблагоприятных погодных явлений....

Открытый урок по ОБЖ на тему: " Опасные погодные явления"

Знакомство учащихся с  влиянием различных погодных условий на безопасное существование человека в природной среде. Обратить внимание на рекомендации специалистов по безопасному поведению в природ...

Конспект урока по теме "Погодные явления зимой"

Конспект урока по теме "Погодные явления зимой"...