Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Сусляк Алексей Алексеевич

Факторы формирования погоды, описание составления прогноза погоды и неблагоприятных погодных явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_stihiynye_yavleniya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

 План- конспект урока географии

для учащихся 8 классов

учителя географии

Сусляк Алексея Алексеевича

Тема. Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.

Цель: сформировать у учащихся представление о неблагоприятных погодных явлениях; систематизировать основные понятия климатологии; развивать умение работать с картой.

Оборудование: климатическая карта мира, климатическая карта России, Украины.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

I. Организационный момент ………………………………………………………...  1 мин.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся ……………………………  5 мин.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся ……………...  2 мин.
IV. Изучение нового материала …………………………………………………….  28мин.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся ………………………………..   5 мин.
VI. Итог урока ………………………………………………………………………..   3 мин.
VII. Домашнее задание …………………………………………………………………   1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Географический диктант.

  1. Какие особенности присущи климату (России) Украины?
  2. Что обусловливает формирование баланса влаги и увлажненности?
  3. Каков тип климата (России) Украины?
  4. Где на территории (России) Украины выпадает наибольшее количество осадков?
  5. Что обусловливает неравномерное распределение осадков?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Рассказ учителя.

Жизнь человека даже в ваше время в большой степени зависит от погоды, поэтому в окружающей среде человек издавна замечал и запоминал те особенности, которые помогали ему определять изменения погоды. Оказывается, замечательными  «метеорологами» являются птицы, чья органическая связь с атмосферой предоставляет  им возможность ощущать наименьшие колебания состояния. Афанасий Фет написал такие отроки

Жди ясного назавтра дня,

Стрижи мелькают и звенят,

Пурпурной полосой огня

Прозрачный озарен закат.

Народные приметы, как это ни удивительно, иногда позволяют прогнозировать погоду даже точнее, чем научные методы. Дело не только в том, что изменение погоды зависят от множества факторов, просчитать которые с абсолютной точностью просто невозможно – даже при помощи самых современных компьютеров. Чем глубже человек проникает в сущность тайн погоды, тем лучше понимает, какими могущественными силами эта погода определяется. Поэтому об «управлении погодой», которое в середине ХХ в. считалось делом ближайшего десятилетия, думать не приходятся. А вот прогнозировать погоду не только возможно, но и очень необходимо. И здесь без метеорологов не обойтись.

IV. Изучение нового материала

Беседа по вопросам.

  1. Почему так важно получить прогноз погоды?
  2. Представители каких профессий больше всего нуждаются в точном прогнозе погоды?
  3. Какие неблагоприятные погодные (метеорологические) явления вам известны?

Рассказ учителя.

Прогнозирование является одной из важнейших проблем всех наук, в частности тех, которые изучают Землю и человеческое общество. Если прогноз это  свидетельствует о правильности теории, которой пользовались при его создании. Поэтому прогнозирование присутствует и в каждой отрасли география, а наиболее известным является прогнозирование погоды.

При составлении прогноза погоды используют синоптические карты. Синоптическая карта (или карта погоды) при помощи условных знаков отражает состояние атмосферы в определенный период времени. Кто именно составляет синоптические карты? Это обязанность метеорологических служб, которые собирают и передают информацию о погоде, и не только в виде карт, но и по телефону телеграфу, радио- или телеканалам. Метеорологическая служба насчитывает 5000 работников, которые по синоптическим картам и другим источникам определяют будущие изменения погоды, сообщая о них через средства массовой информации.

Преобладающая равнинность территории (России) Украины, открытость ее поверхности различным воздушным массам обусловливает происходящие здесь климатические процессы. Воздушные массы, поступающие сюда с севера, юга и запада, приносят то холод, то тепло, то влагу, обусловливают различные погодные явления, в частности  неблагоприятные.

Неблагоприятные погодно-климатические (или метеорологические) явления — это засухи, суховеи, пылевые и песчаные бури, сильные ветры, град и т.п. Эти явления случаются и в (России) Украине, где они также связанны со временем года: грозы и ливни, например, преимущественно с летним периодом. Рассмотрим особенности неблагоприятных погодных явлений на территории (России) Украины.

Уже упоминавшиеся грозы идут 25—30 дней в году (в Карпатах до 40 дней), часто сопровождаются ливнями, а иногда градом. Град выпадает редко — 1 – 2 дня в году, только в Крыму — до 10 дней. Туманы продолжаются 15 – 30 дней в году, а в горах — до 130 дней.

Дважды в год — осенью и весной — в (России) Украине бывают заморозки. Вторжение холодных воздушных масс во второй половине сентября или в конце мая — начале июня влечет за собой резкое понижение температуры.

Другие неблагоприятные погодные явления теплого времени года — это засухи, суховеи, пылевые бури. Засухи возникают в весенний, летний и осенний периоды раз в два-три года и причиняют немалый вред хозяйству.

Вопрос.

Как, по вашему мнению, можно предотвратить разрушительное влияние засухи?            
Рассказ учителя.

В весенне-летний период наблюдаются суховеи и пыльные бури. Суховей продолжается около 25 – 30 дней, а пылевая буря от нескольких минут до нескольких суток.

Гололедицы и метели присущи всей территории (России) Украины в зимний период. Гололедица продолжается от нескольких минут до 10 дней, толщина ледового слоя составляет 5 – 10 мм, в горах — до 200 мм. Метели чаще всего приходятся на январь – февраль и продолжаются 20 – 25 дней на юго-востоке и 3 – 5 дней, на юго-западе.
Но в целом климатические условия и климатические ресурсы (России) Украины благоприятны для жизни человека и его трудовой деятельности.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

  1. Какие основные неблагоприятные погодные явления вы можете назвать?
  2. Какие вы можете привести примеры позитивного влияния климата на жизнь человека? Негативного?
  3. При каких условиях и где в (России) Украине возникают сильные дожди? Град?
  4. Почему погодные условия в (России) Украине весной такие неустойчивые?
  5. Где, когда и почему в (России) Украине возникают суховеи? Пылевые бури?
  6. В какой области Украины и почему глубина промерзания почвы наибольшая?

VI. Итог урока

Заключительное слово учителя:

— поскольку погода — важный фактор жизни и ведения хозяйства человека, точное прогнозирование погодных явлений — важная задача. Ее решением в (России) Украине занимается метеорологическая служба;

— равнинность территории (России) Украины и открытость ее поверхности обусловливают частые изменения погоды, в частности неблагоприятные;

— в (России) Украине происходят такие неблагоприятные погодные явления: суховеи, пылевые бури, ветры, град, гололедица, метели.

VII. Домашнее задание: Выучить § и Найти пословицы и поговорки о погоде.

Найти пословицы и поговорки о погоде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Практическая работа: "Определение погоды по синоптической карте"

Обучающая практическая работа в 8 классе, по теме: " Климат и погода на территории России"....

Определение погоды по синоптической карте. Практическая работа.

Данная практическая работа разработана для учеников 8 класса. Тема является актуальной, так как необходима при сдаче ЕГЭ и ГИА....

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Прогноз погоды и планы на будущее"

Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...

Опасные погодные явления

Интегрированный урок по географии и ОБЖ в 6 классе " Опасные природные явления"...

конспект урока обж 5 класс тема: Опасные погодные явления.

Тема: Погодные явления и безопасность человека. Тип урока: открытие нового знания.Формы и методы: фишбоун....

Открытый урок по ОБЖ на тему: " Опасные погодные явления"

Знакомство учащихся с  влиянием различных погодных условий на безопасное существование человека в природной среде. Обратить внимание на рекомендации специалистов по безопасному поведению в природ...