Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по обж (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Аннотация

             Необходимость воспитания гражданина – патриота актуальна сейчас как никогда, чтобы защитить нравственное сознание молодежи в период обострения и усилившегося влияния западной идеологии, в попытках переписать историю, нашу историю, которую писали подвигами наши отцы и деды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Основы безопасности жизнедеятельности»

Количество часов 144 (4 часа в неделю)

Учитель: Щукин Роман Андреевич

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании требований:

  • Закона об образования от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  •  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  •  Письма Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении  информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

Необходимость воспитания гражданина - патриота зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 год», которая направлена на формирование у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности.

Эти принципы актуальны сейчас как никогда, чтобы защитить нравственное сознание молодежи в период обострения и усилившегося влияния западной идеологии, в попытках переписать историю.

        Особенностью и новизной программы является настраивание учащихся на подражание нравственным качествам героев и наработке собственных нравственных качеств «Готовность к подвигу» и «Служить России».  Применение наработанных качеств в современном обществе, обучение и практическую деятельность учащихся, направленную на самовыражение через общественно полезный труд, правила поведения в обществе, участие в соревнованиях и гражданско-патриотических мероприятиях, развитие физической подготовки, прикладных навыков, оказание первой медицинской помощи.

Направленность программы – гражданско-патриотическая

Организация учебно-тренировочного процесса

        Программа охватывает вопросы теоретической и практической подготовки детей. Кроме часов, включенных в расписание, проводятся занятия по «скользящему графику». Это могут быть тренировочные походы выходного дня, выезды на районные соревнования. Участие в почетных караулах. Встречи с ветеранами.

Место реализации программы:

Форма обучения: очная

Форма организации занятий: групповая, индивидуальная

Виды занятий:

1. Учебная теоретическая часть проходит в МБОУ г. Мурманска «Гимназии №10», используется класс ОБЖ, музей ВОВ.

2. Учебная практическая часть проходит в спортивном зале, тренажерном зале МБОУ г. Мурманска «Гимназии №10», в полевых условиях.

3. Зачетная часть с элементами обучения проводится в природных условиях. В период сдачи зачетов, члены кружка без достаточной подготовки к прохождению основных заданий, имеют практическую возможность пройти обучение путем стороннего визуального наблюдения и информационного комментирования этих заданий по изучаемым разделам.

4.   Экспедиционная часть проходит в летний период времени, нацелена на активный тематический отдых, сбор новой краеведческой информации, изучение природно-ландшафтных особенностей изучаемой местности.

5.  Соревновательная часть. Кружок по возможности принимает участие в соревнованиях, проводимых комитетом по образованию и другими организаторами.

Режим занятий:

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учащихся:

1 год обучения: 15 человек

Цель программы: сформировать у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности. Приобретение навыков самостоятельной деятельности в настоящем и будущем. Сформировать у обучающихся устойчивые потребности к физической активности и здоровому образу жизни.

         Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых, сложно и небезопасно заниматься каким-либо прикладным видом деятельности. Специализация по направлениям деятельности осуществляется на втором и в последующие годы обучения. Однако и там некоторые темы совпадают по содержанию. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов по основным направлениям:

Задачи:

  • создание условий для развития личностных качеств детей;
  • сформировать демократический коллектив в ходе общественно - полезной деятельности;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • познакомить с боевыми действиями и обороной Кольского полуострова в ВОВ.
  • овладеть прикладными навыками: чтения топографических карт, ориентирования на местности. Овладение навыкам туризма, безопасного поведения в условиях автономного существования, оказание первой помощи пострадавшим.
  • дать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их происхождения, поражающих факторах и возникающих последствиях
  • развить способность предвидеть, распознавать и оценивать опасности и их негативное влияние на человека

Ожидаемые результаты в обучении

Метапредметные: овладение прикладными навыками в различных дисциплинах, уметь использовать знания, полученные в них, применять их на практике, обобщать полученные знания и применять их в зависимости от конкретных условий. Уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

  • Предметные: составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях, распознавать наиболее неблагоприятные территории; прогнозировать и оценивать последствия своего поведения, приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи.

Личностные: Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, показателем чего является любознательность обучающихся, уважение ими ценностей семьи и общества, чувства гордости за свою Родину и сопричастность к героическим страницам истории России.

Содержание курса

(50)

По местам боевой славы: Участие в мероприятиях, посвященных памяти защитникам Заполярья в ВОВ. Участие в почетном карауле у памятников и мемориалов. Встреча с ветеранами вооруженных сил. Сбор и обобщение исторических событий обороны Заполярья для школьного музея.  

(15) Правила поведения в экстремальных чрезвычайных ситуациях, природного и техногенного характера

 Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их происхождения, поражающие факторы и их последствия.  Опасные природные явления, характерные для мест проживания.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: внезапного землетрясения, при сходе лавины, оползня, селя, обвала, при внезапном возникновении урагана, бури, смерча, при внезапном наводнении, при пожаре в здании, при оповещении об аварии с выбросом АХОВ, правила безопасного поведения при лесном пожаре, оказавшись в завале.

Знакомство и развитие прикладных навыков

(10) Понятие о топографической и спортивной карте.

Масштаб, виды масштабов. Масштабы топографических карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.  Определение координаты точек на карте. Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты.

Масштабы спортивной карты.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.

Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топографических знаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

Основы ориентирования на местности (15)

Ориентирование по горизонту, азимут

Основные направления на стороны горизонта: дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта.

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный.

Практические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.

Компас. Работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, "бабочки" и т.п.).

Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица переводов шага в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир - маяк.  Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени.  

Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, определение на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута.

Ориентирование по местным предметам.

Действия в случае потери ориентировки

Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по солнцу, Луне, Полярной звезде.

Общественно полезная работа по охране природы и памятников культуры

 Сбор материалов по истории, поисковая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий.  

Работа в музеях, архивах, библиотеках. Охрана памятников истории и культуры.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь (20)

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика

тренировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия

Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Походная медицинская аптечка.

Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания в применении лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран.

Практические занятия

Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).

Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

Знакомство с туризмом (30)

Основы туристской подготовки

Личное и групповое туристское снаряжение. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов.

   Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).

          Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

           Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы.), заготовка дров.

           Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы.

           Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.  Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.          Организация ночлегов в помещении. Правила купания.

   Практические занятия:

           Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

Подготовка к походу, путешествию.

Туристские должности в группе: заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, физорг и т.д.

           Временные должности: дежурный по кухне. Их обязанности (приготовление пищи, мытье посуды).

           Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.

 Правила движения в походе, преодоление препятствий. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

                 Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий: меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Использование простейших узлов и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Практические занятия. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов.

 

                  Подведение итогов похода.   Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы.

           Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильмов, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации, давшей задание.

           Ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Подготовка экспонатов для школьного музея. Отчетные вечера, выставки по итогам походов. Оформление значков и спортивных разрядов участникам.

            Практические занятия. Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов.

Ожидаемые результаты в спортивно-прикладных видах обучения.

В результате освоения программы учащиеся должны получить представление:

О чрезвычайных ситуациях природного характера. Знать классификацию чрезвычайных ситуаций природного характера, отличать природные явления от опасных чрезвычайных ситуаций, распознавать и оценивать их опасности и негативное влияние на человека, животный мир и окружающую среду.

Подготовка по спортивному ориентированию:

Должны знать:

 – понятие о технике ориентирования;

  – разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);

 – общие черты и отличия карт;

 – преимущества каждого из видов карт;

 – понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование;

 – компас и его устройство.

Должны уметь:

 – правильно пользоваться компасом;

 – ориентировать карту;

 – определять расстояние на карте;

 – измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);

 – определять стороны горизонта по компасу;

 – определять точку стояния;

 – двигаться по азимуту;

 – определять и контролировать направление с помощью компаса и карты.

 – выполнять простейшую маршрутную топографическую съемку местности вдоль линейных ориентиров.

Туристическая подготовка:

 – виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др.;

 – основные туристские узлы, их применение и назначение:

 – основное групповое и личное снаряжение;

 – виды рюкзаков, основные требования к ним;

 – туристские палатки, устройство и назначение;

 – требования к выбору места для организации бивака группы;

 – противопожарные меры в туристском путешествии.

Должны уметь:

 – укладывать рюкзак;

 – составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от сезона;

 – осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;

 – устанавливать основные типы палаток;

 – убирать место привалов и биваков;

 – разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Должны знать:

 – значение оказания первой помощи;

 – характерные спортивные травмы и их предупреждение;

 – состав медицинской аптечки группы;

 – основы первой доврачебной помощи пострадавшему;

 – способы и приемы первой помощи: при пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, утомлении, обморожении, тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, простуде, переломах конечностей (открытых и закрытых), кровотечениях (артериальном, венозном, капиллярном);

 – методику и правила наложения простых повязок, наложение шин;

 – правила промывания желудка;

 – правила транспортировки пострадавшего и требования к носилкам.

Должны уметь:

 – оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

 – транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;

 – пользоваться групповой медицинской аптечкой;

 – изготавливать носилки;

 – осуществлять промывание желудка;

 – производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;

 – обрабатывать различные типы ран;

 – распознавать признаки заболеваний и травм.

Топография

Должны знать:

 – основы топографии;

 – способы изображения земной поверхности;

 – понятие «топографическая карта»;

 – понятие «масштаб»;

 – масштаб и его виды;

 – основные типы топографических знаков;

 – понятие «горизонталь»;

 – понятие «крутизна склона».

Должны уметь: читать масштабы карт;

 – читать и расшифровывать основные топографические знаки;

 – определять крутизну и высоту склона;

-  знать правила соревнования по спортивному ориентированию;

-  участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию и туризму.

Система оценки достижений планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля знаний и умений включает:  

1.      Стартовая диагностика (заключается в проверке уровня общей готовности в начале учебного года) проводится в виде теста, защиты летних проектов по пройденному материалу.

2.      Текущий контроль заключается в проверке домашнего задания в форме фронтального опроса, работы с карточками, взаимопроверки, проверки письменных домашних заданий.

3. Тематический контроль (контроль в конце изучения темы, главы) проводится в виде теста, самостоятельной или контрольной работы.

Система оценки достижений планируемых результатов в рамках промежуточной аттестации, итоговой оценки, оценки проектной деятельности включает:

1. Промежуточный контроль (контроль в конце четверти) проводится в виде самостоятельных работ, выполнения тестовых упражнений, викторин.

2. Итоговый контроль (контроль по окончании учебного года): проводится в виде теста, итоговой контрольной работы, выполнения тестовых упражнений, викторин.

3. Защита проектной индивидуальной работы по согласованной с учителем теме.

Источниками информации для оценки достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса в обучении служат:

- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, проекты и презентации, подборки информационных материалов, изучение и составление отчётов по данным статистических материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы - плакаты, поделки и т.п.);

- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ, выполнения тестовых упражнений).

Критерии оценки деятельности учащихся предполагают наличие зачета за устный ответ, письменные работы, практические работы.

Дополнительные оценки по прикладным видам выставляются учащимся за индивидуальные задания на внеклассных и внешкольных мероприятиях. Например: конкурсы, соревнования, олимпиады по предмету, экскурсии, кружковая работа, а также «Дни здоровья», «декады ОБЖ», «Дни защиты детей» и т.д.


Тематический план; первый год обучения 4 часа в неделю

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. По местам боевой славы:

54

20

34

 Участие в мероприятиях, посвященных памяти защитникам Заполярья в ВОВ. Участие в почетном карауле у памятников и мемориалов. Встреча с ветеранами вооруженных сил. Сбор и обобщение исторических событий обороны заполярья для школьного музея.

*

*

*

Знакомство и развитие прикладных навыков

90

  1. Основы топографии

10

6

4

3. Основы ориентирования на местности

15

5

10

4. Знакомство с туризмом

30

10

20

5. Оказание первой помощи

20

5

15

6. Правила поведения в экстремальных чрезвычайных ситуациях, природного и техногенного характера

15

15

Всего:

144

61

83

     

Список литературы:

  1. Мурманск-город-герой. – М.: Воениздат, 1988. – 189 с., 8л. ил. – (Города герои)
  2. География мурманской области. Кн. Изд-во, 1975г.
  3. Константинов Ю. С.  Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие -  М. ФЦДЮТиК 2006г.  Москва
  4. Балабанов И.В.  Узлы – М., ЦДЮТ ур РФ, 2003г.
  5. Лев Журин «Бери шинель пошли домой» Мурманск 2013
  6. А.Т. Смирнов Ю. О. Хренников «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» издательство «Просвещение», 2014
  7. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник/ ООО «Дрофа»,2014
  8. А.В. Клюев «Основы безопасности жизнедеятельности» Учебное пособие, тесты, практические задания, олимпиады.  Издательство ООО «Легион» Ростов-на-Дону 2011
  9. Соловьев С. С.  «Основы безопасности жизнедеятельности» Тесты 5-11кл.: Учебно-методическое  пособие. – М.: Дрофа Москва, 2003.
  10.   Алешин В. М., Серебреников Т. В. Туристская топография М., Профиздат, 1985г
  11.  Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТ ур РФ, 1994
  12.  Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография  и ориентирование в туристском  путешествии. М. ЦДЮТур МОПО РФ, 1997.
  13.  Шибаев А. В. Переправа. Программированные задания. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"

Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»

Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психолог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» (стартовый уровень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» стартового уровня предусматривает работу в 3 направлениях: формирование практических навыков езды на велоси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»

     Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Безопасная дорога"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  "Безопасная дорога"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» Автор Ягныш Л.В.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» направлена на повышение компетенций учащихся в области правил дорожного движения, знаний по конструкции и э...