Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Тема: «Правила для велосипедистов» 8 класс
план-конспект урока по обж (8 класс)

Огнев Владимир Анатольевич

Конспект урока "Правила для велосипедистов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности                                                                        Тема: «Правила для велосипедистов» 8 класс

Цели:

Образовательные:

1.Сформировать у учащихся убеждение, что водитель является главной фигурой в обеспечении дорожного движения и безопасность на дороге во многом зависит от уровня его подготовки.                                                                                                                              2.Дать знания о том, что велосипед является транспортным средством, а велосипедисты-водители транспортного средства, поэтому к ним предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Развивающие:

1.Сформировать умения учащихся  как будущих велосипедистов.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство безопасности на дорогах.

2.Формировать качества безопасного водителя.

Задачи урока: 

 1.Познакомить учащихся с содержанием правил дорожного движения для велосипедистов, и отработать навыки поведения в различных дорожных ситуациях.

 2.Развивать умения и навыки ориентирования в дорожной обстановке при вождении велосипеда.

 3.Продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью и безопасности окружающих.

Основные термины, понятия:  светофор, пешеход, водитель, правила, сигналы, безопасность.

Планируемый результат

Предметные умения

  • Умение правильно ориентироваться в понятиях: «пешеход», «водитель».
  • Умение правильно ориентироваться в подаче сигналов велосипедистом
  • Умение соблюдать требования безопасности при движении

.

     Личностные УУД:

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД:

– синтез – составление целого из частей;                -  установление причинно-следственных связей;
– осознанное и правильное выполнение установленных правил;
Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь учителя;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- уметь работать в группе

                   

                                                  Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая

Учебник:
1.М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности»
 2.Энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности для детей и подростков».

3.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников»

4.Поддубная  Л.Б. Предметная неделя по Правилам дорожного движения»

5.Элькин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге».

Компьютер, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал.

Презентация к уроку.

Время: 45 минут

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

1.Организационный момент – 3 минуты

Дидактические задачи

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Введение в языковую среду, создание благоприятной атмосферы, постановка цели урока, формулировка совместно с учащимися темы, и задач урока.

На экране – изображения различных велосипедов. (Слайд 1). Предложить обучаемым сформулировать тему занятия. Обобщить и сделать выводы: что такое велосипед (Слайд 2), кто такой велосипедист (слайд 3,4).

Правильные ответы: Велосипед - это транспортное средство, велосипедист - водитель этого транспортного средства, а значит и участник дорожного движения. (Слайд 4)

 Дать задание: подготовить сообщение по необычным велосипедам  (накопительные баллы на следующее занятие.)

2 Актуализация имеющихся знаний, умений, навыков, для подготовки к усвоению новой темы – 6 минут.

Правила для пешеходов

Дидактические задачи

Установления логической связи нового материала с тем, что дети знали из жизненного опыта.

Предложить учащимся в рабочей тетради нарисовать таблицу (Слайд 5)

Знаю

Знал, но забыл

Узнал

.

и ответить на вопросы:

Вопросы: (Слайд 5)

  1. Кто изобрел велосипед?
  2. Какие бывают светофоры?
  3. Какие цвета есть в светофорах?
  4. Где можно переходить дорогу?

 Заслушать индивидуальные ответы.

Предложить обучаемым ознакомиться с текстом (Задание 1) и заполнить таблицу.

Текст

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем  Джоном Кемпом Старлии, выпускался с 1885 года. Он обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами и водитель сидел между колёсами. 

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. (на пересечении железнодорожных путей). На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. 

Заслушать индивидуальные ответы обучаемых по результатам заполнения таблицы. что они узнали нового, в чем сделали ошибки.

3.Основная часть. Изучение нового материала – 25 минут.

Дидактические задачи

Готовность к активному усвоению знаний. Поисковая работа, работа с  текстом, составление целого из частей. Восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Формирование УУД.

Подготока к двидению и движение. Работа с учебником. Открыть учебник на странице 154. Внимательно рассмотрите узлы велосипеда, необходимые для проверки перед началом движения. ( Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой белого цвета, которые должны быть зажжены во время движения постоянно, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета) и ответьте на вопрос, при каких неисправных системах велосипеда запрещается движение? (Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящем фонаре).(Слайд 6). Управлять велосипедом можно с любого возраста. Но выезжать на проезжую часть можно только с 14 лет. Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. (Слайд 7).

Вопрос, каким дорожным знаком обозначается велосипедная дорожка. (Слайд 8) Заслушать групповые ответы. Присвоить накопительные баллы группе.

Маневрирование. Велосипедист имеет право объезжать транспортные средства (за исключением трамвая) только с левой стороны, за исключением транспортного средства, подавшего сигнал поворота налево и приступившего к его выполнения. (Слайд 9)

Сигналы велосипедиста. Велосипедист при выполнении маневра на дороге подает сигналы рукой. ( Слайд 10).  Предложить обучаемым определить, какие сигналы соответствуют повороту направо, налево, остановке. Заслушать ответы, присвоить накопительные баллы. Тренировка в показе сигналов маневрирования.

Проблемный вопрос

При езде в группе используется еще один знак, предназначенный не для автомобилистов, а для велотуристов, едущих за вами. Правая или левая рука, опущенная вниз. Что он может означать? (Слайд 11).

 Ямы справа: опущенная вниз правая рука.

Ямы слева: опущенная вниз левая рука.

Запреты. Водителям велосипеда запрещается: (Слайд 12)

  • ездить на велосипеде, не держась хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по автомагистралям;
  • двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря;
  • буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.  (Слайд 12)

4.Физкультминутка – 1 минута

Дидактические задачи

Организация релаксации

Выполнение комплекса вольных упражнений на 16 счетов.

5.Заключительная часть – 9 минут.

Рефлексия учебной деятельности

Дидактические задачи

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Составить синквейн по теме «Велосипедист». Заслушать ответы. Назначить дополнительные баллы. (Слайд 13 )

 Обучаемые готовят тетради для контрольных работ. Провожу «Мозговой штурм». На все вопросы отвечать только «Да» или «Нет». (Слайд 14)

  1. Велосипедом можно управлять с 14 лет.
  2. Буксировать велосипед можно только мотоциклом или автомобилем.
  3. Вытянутая вправо согнутая рука означает поворот налево.
  4. Груз не должен выступать за габариты велосипеда более чем на 1 метр.
  5. Велосипедом можно управлять одной рукой.
  6. Велосипедисту нельзя поворачивать налево только там, где стоит знак «Поворот налево запрещен».
  7. Перевозить пассажира на велосипеде можно.
  8. Велосипед – это транспортное средство, имеющее 2 колеса и управляемое мускульной силой человека.
  9. Сигнал остановки – это поднятая вверх именно правая рука.
  10. Обгонять транспортные средства можно только с левой стороны.

Проверить выполнение задания. Дать критерии оценивания задания. Выставить оценки с учетом накопительных баллов.

Критерии оценивания:

«неудовлетворительно» - 5,3 баллов;

«удовлетворительно» - 5,4 – 6,8 баллов;

«хорошо» - 6,9 – 8,5 баллов;

«отлично» - 8,6 и более баллов.

Подвести итоги занятия. Напомнить цель урока и как она достигнута. Дать домашнее задание. (Слайд 15). Попрощаться с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе. Тема: "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".

Тема урока : "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте.Задачи урок...

Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...