Конспект занятия на тему:Строевые приемы и движение без оружия.
план-конспект занятия по обж (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Костиков Алексей Петрович

Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй целесообразно отрабатывать в такой последовательности:

1. Подход к начальнику вне строя и отход от него.

2. Выход из строя по команде и возвращение в строй.

3. Выход из строя по вызову и возвращение в строй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

Тема: Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие: Выход и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Цели: 

         ознакомить обучаемых выходу и возвращению в строй, подходу и отходу к начальнику, выполнению воинского приветствия;

         научить обучаемых действовать в строю на месте и в движении без оружия;

         воспитать у обучаемых любовь к ВС ФР, к строевой подготовке.

Место проведения: пришкольная площадка.

Метод проведения занятия: практическое.

Время: 45 мин.

Участники: ученики объединения «Юнармеец» МКУДО «Центр детского творчества» г.Железногорск

Учебные вопросы:

9.      Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

10.  Выполнение воинского приветствия на месте без оружия.

11.  Выполнение воинского приветствия в движении.

  Ход занятия:

  І. Вводная часть.

         Проверка наличия личного состава;

         Проверка готовности к занятию;

         Объявление цели и темы занятия.

  ІІ. Основная часть.

1. Вопрос. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй целесообразно отрабатывать в такой последовательности:

1. Подход к начальнику вне строя и отход от него.

2. Выход из строя по команде и возвращение в строй.

3. Выход из строя по вызову и возвращение в строй.

Подход к начальнику и отход от него.

В начале обучения необходимо изучить подход к начальнику и отход от него по разделениям. Командир отделения, построив отделение в одну шеренгу, показывает выполнение приема в целом, затем по разделениям. Для большей наглядности рекомендуется вызвать одного из обучаемых из строя для обозначения начальника и поставить его так, чтобы остальные видели, как правильно подхо-дить к начальнику и отходить от него. Показывая прием, командир разъясняет порядок его выполнения.

После показа командир приступает к обучению приему по разделениям на три счета. Подход к начальнику по разделениям на три счета выполняется по коман-де «Подход к начальнику, по разделениям, на три счета, делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ». По счету «Делай – РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновре-менно с выносом левой ноги вперед произвести движение руками так, чтобы кисть правой руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, а левая рука подалась назад до отказа в плечевом суставе (движения руками в такт шага), с постановкой левой ноги на землю руки опустить вниз. По счету «Делай – ДВА» одновременно с приставлением правой ноги к левой, расположенной впереди, приложить правую руку к головному убору. По счету «Делай – ТРИ» кратчайшим путем опустить правую руку.

Правила подхода к начальнику можно разучивать на четыре счета с движением вперед на три шага. По команде «Подход к начальнику, по разделениям, на четыре счета, с движением вперед на три шага, начи-НАЙ» по счету»РАЗ, ДВА, ТРИ» сделать три шага вперед, а по счету «ЧЕТЫРЕ» приставить правую ногу к левой и одновременно правую руку приложить к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на уровне и высоте плеча. По следующеему счету «РАЗ, ДВА, ТРИ» руку держать у нижнего края головного убора, а по счету «ЧЕТЫРЕ» руку опустить. В таком порядке упражнение повторяется несколько раз.

При первоначальном обучении нужно приучать обучаемых о прибытии. Для этого при выполнении приема на три счета по счету «Делай – ТРИ» обучаемый докладывает: «Товарищ сержант, курсант Иванов по вашему приказу прибыл», а затем самостоятельно опускает правую руку.

Разучивание отхода от начальника по разделениям рекомендуется проводить на четыре счета по команде «Отход от начальника по разделениям на четыре счета, начи-НАЙ». По счету «Делай – РАЗ» все обучаемые прикладывают правую руку к головному убору и отвечают: «Есть». По счету «Делай – ДВА» обучаемые поворачиваются кругом и приставляют правую ногу. По счету «Делай – ТРИ» с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускают руку. По счету «Делай – ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу к левой. В такой последовательности упражнение повторяется под счет командира или под счет самих обучаемых. В ходе разучивания подхода к начальнику и отхода от него совершенствуются изученные ранее приемы: повороты кругом, налево, направо.

Когда подход к начальнику и отход от него будут разучены по разделениям, эти действия отрабатываются в комплексе с использованием метода по парной тренировки. Для этого построить отделение в две шеренги, разомкнуть на интервал 4-5 шагов, отвести первую шеренгу от второй на 5-10 шагов и тренировать в подходе к начальнику и отходе от него. Поочередно один из обучаемых выступает в роли начальника, второй – в роли подчиненного. Командир в это время вызывает к себе военнослужащих и тренирует их, добиваясь правильных и четких действий. Особое внимание обращает на то, чтобы при отходе от начальника правая рука опускалась от головного убора одновременно с постановкой левой ноги на землю. Левая рука с выносом левой ноги вперед в начале отхода должна оставаться опущенной вниз.

Для привития военнослужащим твердых навыков в действиях при подходе к начальнику и отходе от него рекомендуется тренировать их и обычном темпе на восемь счетов. Для тренировки отделение выстраивается в колонну по одному с дистанцией 1-2 шага или попарно один против другого. По команде командира «Подход к начальнику и отход от него, на восемь счетов, с подсчетом вслух, тренировку шагом – МАРШ» обучаемые по первым трем счетам делают с левой ноги три шага вперед. По счету «ЧЕТЫРЕ» одновременно с приставлением правой ноги к левой прикладывают правую руку к головному убору. По счету «ПЯТЬ» опускают руку. По счету «ШЕСТЬ» вновь прикладывают руку к головному убору. По счету «СЕМЬ» поворачиваются кругом. По счету «ВОСЕМЬ» приставляют правую ногу к левой. По следующему счету «РАЗ» делают с левой ноги первый шаг движения в обратном направлении, с постановкой ее на землю опускают руку и повторяют упражнение. Командир в это время следит за действиями обучаемых и устраняет допускаемые ими ошибки.

На занятиях показываются также действия обучаемых при обращении к начальнику или при обращении начальника к нему во время нахождения вне строя. В этих случаях, а также в случае отдачи и получения приказания курсант становится в положение «смирно», а при надетом головном уборе, кроме того, прикладывает к нему руку и опускает ее.

Выход из строя по команде и возвращение в строй. Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй командир начинает из развернутого одношереножного строя, а потом из двух шереножного строя и из колонн по два, по три (по четыре). Для выхода из строя подается команда, например, «Юнармеец Иванов. Ко мне» или «Юнармеец Иванов. Выйти из строя на пять шагов». Обучаемый, услышав свою фамилию, отвечает: «Я», а по команде о выходе (вызове) из строя отвечает: «Есть». По первой команде обучаемый, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит или подбегает к нему и докладывает о прибытии. По второй команде он строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю.

Выходя из второй шеренги, учащийся легко кладет левую руку на плечо стоящего впереди, который делает шаг вперед н, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя, затем становится обратно на свое место.

При выходе обучаемого из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.

Из строя в колонны по два (по три, по четыре) курсант выходит в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит другой военнослужащий, то он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя и затем становится на свое место.

Для возвращения военнослужащего в строй подается команда, например, «Юнармеец Иванов. Стать в строй». По этой команде военнослужащий прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускает руку и, двигаясь строевым шагом, становится на свое место в строю.

При подходе к начальнику вне строя за 5-6 шагов до него военнослужащий переходит на строевой шаг, за 2-3 шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает, например, «Товарищ сержант. Курсант Сидоров по вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает.

Получив разрешение идти, обучаемый  прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом.

Командир последовательно показывает порядок выхода из строя при нахождении солдата в первой, во второй шеренге и в колонне.

Для обучения этим действиям командир выстраивает отделение в две шеренги, размыкает ее на 1-2 шага и подает команды для выхода из строя и возвращения в строй вначале из первой шеренги, а затем из второй.

В ходе тренировки рекомендуется шеренги менять местами с таким расчетом, чтобы каждый обучаемый усвоил порядок выхода из любой шеренги строя.

Отработав выход из двухшереножного строя, командир приступает к разучиванию порядка выхода из колонны по два и по три (по четыре).

Выход из строя по вызову начальника и возвращение в строй.

Командир разъясняет, что этот прием выполняется по команде. «Юнармеец Попов. Ко мне» или «Юнармеец Попов. Бегом ко мне», Услышав свою фамилию, обучаемый отвечает: «Я», а по команде «Ко мне» отвечает: «Есть». Затем, в зависимости от того, с какой стороны находится начальник, обучаемый делает один или два шага из своей шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит к нему и докладывает о прибытии, например, «Товарищ сержант. Юнармеец Попов по вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает. Если военнослужащий подбегает к начальнику, то за 5-6 шагов до него он переходит на строевой шаг. При этом командир, изменяя положение относительно военнослужащего, проверяет способность и умения обучаемого выбирать направление подхода, дополнительно тренируя в поворотах в движении.

При отходе от начальника для возвращения в строй военнослужащий поворачивается в сторону строя и продолжает движение строевым шагом, подходит к своему месту и становится в строй.

Закончив тренировку, командир может провести в заключение занятия соревнования между обучаемыми на лучшее выполнение приемов, выхода из строя и возвращения в строй.

2. Вопрос. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте.

Занятие целесообразно начинать с обучения военнослужащих выполнению воинского приветствия на месте и в движении без оружия.

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Воинское приветствие должно выполняться молодцевато, с точным соблюденном правил строевой стойки и движения.

Выполнение воинского приветствия на месте. Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за 5-6 шагов до начальника повернуться в его сторону, стать «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, кроме того, приложить правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника рука остается в прежнем положении. Когда начальник минует отдающего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Правила отдания воинского приветствия на месте рекомендуется в начале разучивать по разделениям, а затем тренировать в целом.

Воинское приветствие на месте.

 Обучение отданию воинского приветствия без головного убора по разделениям проводится на два счета по команде «Для отдания чести, начальник с фронта (справа, слева, сзади), по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По счету «Делай – РАЗ» при движении начальника с фронта обучаемый должен за 5-6 шагов до него принять положение «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если начальник двигается справа, слева или сзади, то за 5-6 шагов до него повернуться в его сторону и также принять положение «смирно» и смотреть в лицо начальнику, поворачивая вслед за ним голову. По счету «Делай – ДВА» поставить голову прямо и принять положение «вольно».

Разомкнув отделение на 3-4 шага, командир организует попарную тренировку.

Обучение приемам воинского приветствия на месте при надетом головном уборе проводится по разделениям в том же порядке, что и без головного убора, однако на эту часть занятия следует отводить больше времени, поскольку здесь надо еще научить обучаемых правильно прикладывать руку к головному убору.

3. Вопрос. Выполнение воинского приветствия в движении.

Для обучения военнослужащих выполнению воинского приветствия в движении без головного убора командир выстраивает отделение в одну шеренгу, показывает и поясняет технику выполнения приема в начале в целом, затем по разделениям, указывая, что для воинского приветствия в движении  вне строя без головного убора за 3-4 шагов до начальника надо прекратить движение руками, повернуть голову в сторону начальника и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника, голову поставить прямо и продолжать движение ру-ками. Затем, разомкнув отделение на интервал 3-4 шага, командир приступает к разучиванию выпонения воинского приветствия в движении по разделениям. Действие выполняется по команде «Для отдания воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ и т. д.».

По счету «Делай – РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками и повернуть голову в сторону начальника.

По счету «Делай – ДВА, делан – ТРИ, делай – ЧЕТЫРЕ, делай – ПЯТЬделай – ШЕСТЬ» продолжать движение с прижатыми к корпусу руками и смотреть начальнику и лицо.

По следующему счету «Делай – РАЗ», пройдя начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками. Затем, сделав три свободных шага, повторить упражнение в таком же порядке.

Изучив прием по разделениям, командир тренирует обучаемых и выполнении его в целом. Для последующей тренировки он выстраивает отделение в колонну по одному, пропускает обучаемых мимо себя и проверяет действия каждого из них.

Методика обучения выполнения воинского приветствия при надетом головном уборе такая же, как и при воинском приветствии без головного убора, только при надетом головном уборе необходимо одновременно с поворотом головы приложить правую руку к головному убору, а левую держать неподвижной у бедра. Пройдя начальника с очередным шагом, с постановкой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

В процессе отработки приема часто допускают следующие ошибки: вместе с поворотом головы поворачивают корпус в сторону начальника, прикладывают руку к головному убору не одновременно с постановкой ноги на землю, руку, приложенную к головному убору, тянут вслед за головой при ее повороте.

Прием выполнения воинского приветствия при обгоне начальника отрабатывается на два счета. По счету «Делай – РАЗ» необходимо сделать шаг левой ногой вперед, одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову налево (направо) и приложить руку к головному убору. По счету «Делай – ДВА» одновременно с постановкой правой ноги на землю с обгоном начальника голову поставить прямо, а правую руку опустить вниз.

Отработанные на предыдущем занятии приемы строевой подготовки при подходе к начальнику и отходе от него должны использоваться командиром отделения при тренировке приемов отдания воинского приветствия на месте и в движении.

ІІІ. Заключительная часть

  • подвожу итог занятия; 
  • напоминаю тему и цель занятия; 
  • отправляю на другое учебное место. 

Руководитель занятия: педагог дополнительного образования Костиков А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Строевые упражнения. Кувырки вперед и назад"

выполнения акробатических элементов.Задачи урока:1.    Повторить строевые упражнения, кувырки вперед и назад.2.    Развивать ловкость, гибкость, силу.3....

Строевые приемы и движения без оружия

Строевые приемы и движения без оружия...

Конспект урока:"Строевые приемы и движения без оружия"

Тема урока: «Строевые приемы и движения без оружия» Задачи: - Выполнить команды в движении-Отработать строевую стойку-Научить и закрепить выполнение команд на месте и в движении в составе от...

Конспект урока на тему: " Строевые упражнения.Акробатика: Группировки, перекаты,кувырки,стойки,равновесие.Вольные упражнения без предмета." (1 курс), УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

Конспект урока на тему: " Строевые упражнения.Акробатика: Группировки, перекаты,кувырки,стойки,равновесие.Вольные упражнения без предмета." (1 курс)...

Конспект урока по теме: "Строевые упражнения. Кувырки вперед и назад."

План-конспект урока по физической культуре Тема: Строевые упражнения. Кувырки вперед и назад.Цель урока: Совершенствовать строевые упражнения и навык выполнения акробатических элементов.Задачи урока: ...

Конспект урока на тему: "Строевые упражнения. ОРУ. Техника безопасности", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (10-11 кл.)

Тема урока: Строевые упражнения. ОРУ. Техника безопасностиЦель урока: Совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений.Задачи урока: 1)Образовательные:- Совершенствовать технику строевых...